Стажировки водителей
Во время стажировки сотрудники постигают азы работы, которой им предстоит заниматься. Однако обязанность проводить стажировку установлена исключительно для работодателей, принимающих сотрудников на работу с вредными и опасными условиями труда, а также в других прямо установленных законодательством случаях (ст. 225 ТК РФ).
Помимо общих случаев проведения стажировки, существуют отраслевые требования. Например, в энергетике стажировать сотрудника нужно после перерыва в работе (п. 1.4.8 приказа Минэнерго от 13.01.2003 № 6).
Или, например, водители, занятые на пассажироперевозках и перевозках грузов, должны в обязательном порядке проходить стажировку. Таково отраслевое требование (руководящий документ Минавтотранса РСФСР от 20.01.1986 № РД-200-РСФСР-12-0071-86-12). В этой ситуации и требуется word стажировочного листа водителя.
Вредные условия труда – это производственные факторы (например, шум, вибрация и т.д.), которые могут вызвать у работника заболевание.Опасные условия труда – это производственные факторы, которые могут привести к травме или увечью работника.(приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, постановление Правительства РФ от 25.02.2000 № 163).
Подробнее об этом см. «Что это – вредные и опасные условия труда: классы и профессии».
Для автобусов и грузовиков – разный стаж
Действительно, в некоторых случаях водители должны проходить стажировку при трудоустройстве (п. 13-22 Порядка, утв. приказом Минтранса России от 11.03.2016 № 59).
Стажировка обязательна при следующих обстоятельствах:
- сотрудник устраивается на работу непосредственно после окончания учебы;
- трудоустройство происходит после перерыва в работе продолжительностью более года;
- сотрудник устраивается на работу на горный маршрут;
- работник будет работать на новом типе транспортного средства или новом маршруте пассажироперевозок.
Руководителем стажировки является водитель-наставник. Его кандидатура подбирается из водителей предприятия, удовлетворяющих следующим условиям:
- наставник не совершил за последний год по своей вине дорожно-транспортных происшествий;
- имеет подходящий стаж управления соответствующим транспортным средством (легковым такси или грузовиком – не менее 3 лет; автобусом, трамваем, троллейбусом – не менее лет).
Отметим, что бланк стажировочного листа водителя должен содержать информацию о водительском стаже.
Стажировку водителя проводит работодатель, определяя содержание и устанавливая необходимое количество учебных часов в соответствии с программой стажировки. Добавим, что если у компании есть возможность, то стажировка должна проводиться на транспортном средстве того типа и модели, на котором сотрудник будет работать.
Программа стажировки водителей
В соответствии с Федеральным законом №196 ФЗ «О безопасности Дорожного Движения
» от 10.12.1995 г. (ред. 08.12.2020, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
Согласно Постановлению Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 «
Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», р
аботодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со
стажировкой
на рабочем месте. Эти требования применимы ко всем организациям, и эксплуатирующим транспорт и осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров и грузов, поскольку работа связанная с управлением транспортным средством является работой с вредными и опасными условиями труда, а транспортное средство — это рабочее место водителя.
Приказом Минтранса от 29.07.2020 N 264 утвержден Порядок прохождения профессионального отбора и обучения работниками, связанными с движением транспортных средств. Он распространяется на юрлиц и ИП, деятельность которых связана с эксплуатацией транспортных средств. Работники, принимаемые на работу, в целях проверки соответствия работе допускаются к самостоятельной работе, после прохождения у работодателя испытания в соответствии со ст.
70 ТК РФ. Информация о проведенных испытаниях содержится в листах испытаний.
Испытания водителей. Правила проведения
- Испытание осуществляется без выезда и с выездом на дороги общего пользования. Для водителей маршрутных ТС испытание включает выезд по маршруту на дороги общего пользования без пассажиров и с пассажирами.
- Испытание водителей проводится на ТС того типа и модели, на котором он будет работать.
- Испытание водителей проводится под руководством водителя-наставника.
Кто может быть водителем-наставником
Водитель-наставник назначается из водителей, который:
- не совершил за последний год работы ДТП по своей вине;
- имеет стаж или опыт работы на соответствующем типе ТС не менее трех лет (при испытании на легковом такси или грузовом автомобиле);
- имеет стаж или опыт работы на соответствующем типе ТС не менее пяти лет (при испытании на автобусе, трамвае или троллейбусе).
Оформление листа испытания на водителя
Какие сведения вносятся в лист испытаний:
- номер листа испытаний
- фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя
- сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства
- фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя-наставника
- дата и время прохождения, испытательный период
- заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работ.
Оформленные листы испытания (стажировки) должны храниться у работодателя не менее пяти лет.
Стажировка проводится по утвержденной Программе стажировки водителей
Целью и задачей программы стажировки является ознакомление водителя с функционалом структуры подразделения, характером и особенностями предстоящей работы, производственно-технологическими процессами. Стажировки содействуют практическому освоению приемов и методов труда.
Согласно Программе, в период стажировки, водитель должен подробно ознакомиться:
- с инструкциями по охране труда по основной и смежным профессиям, видам работ;
- с требованиями к правильной организации и содержанию рабочего места — транспортного средства;
- с порядком проверки исправности оборудования, безопасной подготовки и пуска в работу транспортного средства;
- с назначением и применением контрольно-измерительных приборов, а также блокировочных, сигнализирующих, предохранительных, защитных средств и приспособлений, используемых при эксплуатации транспортного средства;
- с мерами противопожарной безопасности, принципами действия противопожарных средств;
- со способами предупреждения и устранения аварийных ситуаций, действия при тушении пожаров, загораний, загазованности;
- с порядком применения средств коллективной и индивидуальной защиты (СИЗ) и предохранительных приспособлений, требования к спецодежде, специальной обуви;
- с правилами оказания доврачебной помощи при ДТП, ожогах, отравлениях, поражениях электрическим током и др. несчастных случаев.
Программа стажировки водителей утверждается руководителем, который издает Приказ о прохождении стажировки. Прохождение водителем стажировки по программе отмечается в стажировочном листке. После прохождения стажировки, водитель допускается к работе Приказом о допуске к самостоятельной работе, после чего водителю по акту-передачи передается конкретный автомобиль, что подтверждается Актом закрепления транспортного средства.
Программа стажировки водителей —
один из основных внутренних нормативных документов на предприятии для полноценного обеспечения БДД. Законодательство по обеспечению БДД обязывает юр. лиц и ИП такую Программу разрабатывать и вести.
Контролирующие органы (УГАДН) в обязательном порядке её запрашивают и просматривают при проверке БДД.
Программа стажировки водителей включает в себя содержание и последовательность этапов стажировки в виде:
- ознакомления с рабочим местом — транспортным средством; с оборудованием; производственной территорией, помещениями, маршрутами движения транспортных средств и пешеходов; с содержанием инструкции по охране труда; схемой безопасного передвижения транспортных средств по территории предприятия;
- ознакомления с техническими характеристиками и мерами безопасности при эксплуатации автомобиля, с устройством и порядком обслуживания транспортных и грузоподъемных средств, и механизмов, со всеми опасными местами механизма, машин, с устройством и применением предохранительных ограждений, приспособлений, а также назначением и правилами пользования средствами индивидуальной защиты. Подбор, применение инвентаря, приспособлений, инструмента и др. в соответствии с инструкциями по охране труда и технологических регламентов;
- ознакомления с особенностями работы в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также с особенностями эксплуатации в сложных дорожных условиях. Требования безопасности при погрузочно-разгрузочных работах и перевозки грузов. Требования безопасности перед началом и окончанием работ. Обеспечение безопасности и сохранности оборудования на время перерывов в работе и после окончания смены;
- ознакомления с мерами предупреждения пожаров, обязанностями при возникновении пожаров, способами применения имеющихся на участке средств пожаротушения и сигнализации, местами их расположения. Противопожарными тренировками. Действиями при возникновении опасной ситуации.
- ознакомление с безопасными приемами и методами работы, применение которых должно предохранить работника от травмирования, профзаболеваний и отравлений и т.п.;
Кроме Программы стажировки водителей, в пакет нормативных документов по БДД дополнительно входят следующие программы:
- Программа проведения вводного инструктажа по охране труда
- Программа проведения первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте водителя
Программа стажировки водителей обязательно должна входить в комплект документов по БДД. При проверке, УГАДН всегда проверяет документы, подтверждающие наличие в организации мероприятий по проведению стажировок, а также документы, подтверждающие мероприятия по проведению стажировок.
В пакет документов по БДД входит более 50-ти документов: инструкции, приказы, акты, положения, графики, планы, журналы, путевые листы. Предлагаем Вам получить полный пакет таких образцов и шаблонов за 5 мин. Документы высылаются на эл почту.
Внесите данные сотрудников и автомобилей, распечатайте, подпишите, сформируйте папку — к проверке УГАДН готовы!
Вы можете за 5 минут получить Комплект готовых шаблонов по БДД на эл. почту после оплаты.
Для ведения деятельности по обеспечению Безопасности Дорожного Движения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (ИП), деятельность которых связана с пассажирскими и грузовыми перевозками(!)
, и для прохождения такими лицами проверок надзорными органами: МАДИ, ГИБДД, УГАДН, Ространснадзор, Автотранспортная инспекция.
Варианты оплаты и стоимость:
Он-лайн оплата на сайте за 1999 руб
(+ комиссия 7%). Кнопка
«купить»
справа
>>
Программы Обучения По Охране Труда Для Водителей! Скачай Свою Программу!
Стажировка предполагает назначение ответственного лица, которое будет проводить инструктаж водителя. К нему предъявляется ряд требований. В частности, у этого лица должен быть большой водительский стаж.
Длительность стажировки зависит от будущей работы и опыта водителя. Однако она, в отличие от испытательного срока, в любом случае будет непродолжительной. Как правило, это 4-8 часов. Стажировка является оплачиваемым временем. Размер зарплаты определяется положениями трудового договора.
Документальное сопровождение
Проведение стажировки сопровождается оформлением этих документов:
- Положение о проведении мероприятия.
- Распоряжение о допуске к стажировке.
- Программа обучения.
- Распоряжение о допуске к работе без наставника.
Сотрудник допускается к стажировке на основании соответствующего приказа. В нем должны содержаться сроки мероприятия, данные о водителе и его наставнике.
Образец приказа
Приказ о прохождении стажировки №88
22 ноября 2021 года
Для обеспечения безопасной эксплуатации ТС, в соответствии с нормами п.7.2.4. ГОСТ 12.004-90, ТК, Постановления Минтруда №1/29 от 13 января 2003 года
1. Водителя Иванова Т.Л. допустить к стажировке сроком 2 смены с 24 ноября по 26 ноября под руководством наставника Громова А.Р.
2. Ответственному по БДД Зайцеву О.О. организовать стажировку в соответствии с Программой стажировок ООО «Автоцентр».
3. Итоги зафиксировать в листе прохождения стажировки. 4.
Ответственность за исполнение распоряжения возложить на Зайцева О.О.
Директор Громыко О.Л. (подпись)
С приказами ознакомлены:
Иванов Т.Л. (подпись) Зайцев О.О. (подпись) Громов А.Р. (подпись)
В соответствии с приказом Минтранса РФ № 59 от 11 марта 2016 года:
3.1. Стажировка водителей включает инструктаж и практику.
3.2. Инструктаж проводится с целью предоставления водителю информации о специфике выполнения трудовых функций, связанных с перевозкой пассажиров и грузов. Инструктаж совмещается с дополнительной проверкой знаний и умений водителей на соответствие квалификационным требованиям.
3.3. Практика проводится с целью подтверждения соответствия умений водителя квалификационным требованиям при самостоятельном управлении конкретным транспортным средством под контролем водителя-наставника и включает управление транспортным средством без выезда и с выездом на дороги общего пользования.
Форма документа
Сразу скажем, что действующее законодательство не устанавливает унифицированной формы «Стажировочный лист». можно только в произвольной форме.
Трудовые отношения – это соглашение между работником и работодателем (организацией или индивидуальным предпринимателем) о выполнении работы, определенной договором, за плату. Во время работы сотрудник находится под управлением и контролем работодателя, подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка и трудится в интересах работодателя (ст. 15 ТК РФ).
Обычно стажировочный лист (пример заполнения см. в статье «Составляем стажировочный лист водителя: образец 2018») содержит следующие сведения:
- номер стажировочного листа;
- фамилию, имя и отчество водителя-стажера;
- сведения о транспортном средстве, на котором проходила практическая часть стажировки: тип, марка, модель транспортного средства;
- фамилию, имя, отчество водителя-наставника;
- дату, время прохождения и количество часов стажировки;
- замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера;
- заключение о допуске стажера к самостоятельной работе от специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, который прошел аттестацию на право заниматься такой деятельностью.
Практическая часть стажировки.
6.1. Стажировка выпускников водительских курсов и действующих водителей осуществляется под непосредственным руководством водителя — наставника.
Водитель — наставник может назначаться как из штата юридического лица или индивидуального предпринимателя, так и привлекаться со стороны.
Требования к водителю наставнику изложены в пункте 16 приказа Минтранса Рф № 59 от 11 марта 2021 года и они таковы:
— не иметь за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;
— иметь стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле);
— иметь стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе).
Водитель – наставник постоянно должен находиться в транспортном средстве рядом со стажером.
6.2. Управление транспортными средствами без выезда на дороги общего пользования.
На территориях субъектов транспортной деятельности (внутрипарковые зоны) стажеры под руководством водителя – наставника осуществляют следующие действия:
а) изучают на практике органы управления и особенности устройства и эксплуатации транспортного средства, а также установленного на нем специального оборудования;
б) изучают схему движения по территории субъектов транспортной деятельности;
в) дублируют применение практических приемов, применяющихся при управлении, обслуживании и эксплуатации транспортного средства;
г) управляют на внутренних территориях легковыми и грузовыми (специальными) автомобилями и транспортными средствами для перевозки пассажиров (автобусы, троллейбусы и трамваи) без пассажиров.
Продолжительность внутрипарковочной стажировки – одна рабочая смена (рекомендация).
6.3. Стажировка на легковых и грузовых автомобилях на дорогах общего пользования.