IV. Цель, задачи и стратегические ориентиры развития туризма в Российской Федерации
IV. Цель, задачи и стратегические ориентиры развития
туризма в Российской Федерации
Современный этап стратегического планирования развития туризма связан с необходимостью закрепления результатов, достигнутых на предыдущих этапах.
Первоначально главной целью такого планирования были определение правовой базы, законотворчество, восстановление и создание новых элементов туристской инфраструктуры. Далее акцент стратегического планирования сместился в сторону стимулирования предпринимательских инициатив регионов, определения мест расположения свободных экономических зон и туристских кластеров, а также отбора реализуемых в них инвестиционных проектов.
За последние 15 лет отрасль добилась определенного уровня развития, и к настоящему моменту появились предпосылки для интенсивного развития туризма, основанного на принципах комплексности, устойчивости и ориентации на человека.
Сегодня именно человек с его потребностями, культурным потенциалом, качеством жизни, безопасностью становится центральным звеном и основной целью в развитии экономики вообще и сферы туризма в частности.
Туризм сегодня должен стать локомотивом развития регионов, связующим звеном между коммерческими интересами различных сфер бизнеса, приоритетами государственной политики и культурными потребностями общества. Единство целей и задач развития страны позволит успешно реализовывать программно-целевые инструменты для роста культурного уровня, духовного потенциала и благосостояния страны и каждого ее гражданина.
Таким образом, целью развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года является комплексное развитие внутреннего и въездного туризма с учетом обеспечения экономического и социокультурного прогресса в регионах Российской Федерации.
Выполнение поставленной цели требует решения следующего комплекса задач:
формирование доступной и комфортной туристской среды;
повышение качества и конкурентоспособности туристского продукта Российской Федерации на внутреннем и мировом рынках;
реализация и усиление социальной роли туризма, в том числе развитие социального, лечебно-оздоровительного, детского, юношеского и молодежного туризма;
совершенствование системы управления и статистического учета в сфере туризма;
обеспечение роста экономики и качества жизни населения регионов Российской Федерации за счет развития туризма;
комплексное обеспечение безопасности в сфере туризма и устойчивого развития сферы туристских услуг;
продвижение туристского продукта Российской Федерации на внутреннем и международном туристских рынках;
интеграция сферы туристских услуг, предоставляемых Республикой Крым и г. Севастополем, в систему управления туризмом и профессиональное туристское сообщество Российской Федерации.
Приоритетными направлениями развития туризма в Российской Федерации являются:
развитие внутреннего и въездного туризма;
унификация качества туристских услуг в стране, приведение их в соответствие с международными стандартами;
создание и развитие комфортной информационной туристской среды, включая систему туристской навигации, знаки ориентирования, информацию о туристских ресурсах и программах регионов;
усиление роли туризма в просвещении и формировании культурно-нравственного потенциала населения регионов Российской Федерации;
координация усилий всех регионов по продвижению туристского продукта Российской Федерации.
При этом основными показателями достижения цели развития туризма в Российской Федерации следует считать:
увеличение спроса на отечественный туристский продукт со стороны россиян, в том числе за счет переориентации части потребительского спроса с выездных туристских направлений на внутренние;
привлечение большего количества иностранных туристов;
увеличение количества повторных поездок, расширение набора потребляемых туристами услуг и удлинение периода пребывания туристов на отечественных курортах;
развитие социального туризма.
Принципами развития туризма в Российской Федерации являются:
использование комплексного подхода к развитию туризма;
интеграция планов развития туризма во все сферы народного хозяйства и социальной жизни общества (образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культура, искусство, наука, промышленность, сфера услуг);
инновационный характер развития туризма;
стимулирование предпринимательских инициатив участников туристского бизнеса, создание условий для роста количества малых предприятий;
обеспечение межкультурной коммуникации и международного сотрудничества при организации туристских программ;
сбалансированность интересов всех участников процесса развития туризма (потребители, бизнес, некоммерческие организации, органы государственного управления, местные жители);
ориентация на показатели качества жизни населения при оценке влияния туризма на социально-экономическое развитие регионов;
устойчивость развития туризма, учет экологических и социокультурных рисков, ориентация на неистощимое использование туристских ресурсов.
Целевые показатели реализации Стратегии приведены в приложении.
Реализация Стратегии обеспечивается за счет консолидации усилий и ресурсов органов государственной власти в сфере туризма и смежных отраслей всех уровней, туроператоров, турагентов, организаций и лиц, предоставляющих отдельные туристские услуги, образовательных учреждений, готовящих кадры в сфере туризма, транспортных и страховых компаний и других участников туристской деятельности и институтов гражданского общества путем комплексного использования политических, организационных, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в Российской Федерации.
Также реализация Стратегии требует привлечения внимания граждан Российской Федерации к вопросам развития внутреннего и въездного туризма, осознания профессиональным сообществом и гражданским обществом в целом важности и перспективности задач Стратегии, проявления активной позиции населения в создании атмосферы гостеприимства в своем регионе и осуществления предпринимательской инициативы в сфере туристских услуг.
Корректировка Стратегии осуществляется по результатам постоянного мониторинга ее реализации с учетом изменений, оказывающих существенное влияние на состояние сферы туризма.
Стратегия разработана на основе следующих документов в сфере стратегического планирования развития различных областей деятельности в Российской Федерации:
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;
программа социально-экономического развития Российской Федерации на краткосрочную перспективу;
государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 — 2020 годы;
стратегии (программы) развития отдельных секторов экономики;
стратегии (концепции) развития федеральных округов;
стратегии и комплексные программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
межгосударственные программы, в выполнении которых принимает участие Российская Федерация;
федеральные (ведомственные) целевые программы, концепции, доктрины и основы (основные направления) государственной политики в сферах, оказывающих влияние на туристскую деятельность.
Меры нормативной правовой поддержки реализации Стратегии определяются на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Информационно-аналитическая поддержка реализации Стратегии осуществляется за счет привлечения информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти в сфере туризма, органов государственной власти субъектов и муниципальных образований Российской Федерации в сфере туризма с использованием системы информационных туристских центров, органов государственной власти в смежных отраслях и сферах деятельности, Росстата и научных учреждений.
Контроль за ходом реализации Стратегии осуществляется в рамках деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере туризма с опорой на органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма.
Такой подход позволит сделать туризм одной из приоритетных сфер деятельности в экономике страны, вывести туристскую сферу на одно из центральных мест в развитии экономики регионов, формировании современной социокультурной среды и повышении качества жизни населения Российской Федерации.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ
Туризм в России представляет собой динамично развивающуюся отрасль экономики. Во всех областях туристской деятельности происходит расширение сферы предложения и углубление его специализации. В российском туризме идут процессы, в целом совпадающие с общемировыми.
Тенденции глобализации туризма нашли отражение в стремлении представителей туристского бизнеса возродить некогда единое туристское пространство Советского Союза.
Например, в октябре 1991 г. была создана Международная ассоциация по туризму «АСТУР», объединившая более 200 туристских организаций России, Украины, Белоруссии, Узбекистана, Казахстана, Молдовы, Кыргызстана, Таджикистана, Армении, Туркменистана и др. Главная ее задача состояла не только в восстановлении единого туристского пространства, но и в создании информационной сети, разработке нормативно-правовой базы и введении единой системы стандартизации оказываемых услуг.
По результатам исследования, проведенного Всемирным советом по путешествиям и туризму, Россия входит в число туристских держав со стабильными показателями роста. По проведенным подсчетам, в 2005 г. спрос на туристские услуги в России вырос на 3,3%, это лишь немного ниже темпов роста в Германии.
А в 2006—2010 гг. индустрия отечественного туризма расширится еще на 7%.
Вместе с тем такие показатели, несмотря на их динамичный и позитивный характер, нельзя признать удовлетворительными. Россия, имеющая колоссальный природный и историко-культурный потенциал, пока вынуждена считаться с положением аутсайдера международного туристского рынка. Причины сложившейся ситуации были рассмотрены нами выше.
Для преодоления сложившегося положения необходима целенаправленная государственная политика в области развития туризма, рассчитанная на выполнение следующих основных задач:
- 1. Создание организационно-правовых и экономических условий для ускорения развития въездного и внутреннего туризма путем:
- — предоставления льготного режима налогообложения туристским компаниям, специализирующимся на организации внутреннего туризма на территории России;
- — создания благоприятного инвестиционного климата для российских и иностранных компаний, вкладывающих средства в развитие туристской инфраструктуры в России;
- — упрощения визовых формальностей для туристов из стран, не представляющих миграционной опасности.
- — разработки и реализации рекламно-информационных программ по въездному и внутреннему туризму, создание цикловых телерадиопрограмм в России и за рубежом, рекламно-информационная работа в периодических СМИ;
- — издания буклетов, плакатов, карт и иной рекламной и инфор- мациионной продукции;
- — организации и проведения международных туристских выставок, в том числе создание единого российского национального стенда с привлечением к участию региональных органов управления туризмом;
- — восстановления института загранпредставительств по туризму за рубежом, выполняющих функции рекламно-информационных офисов;
- — создания и поддержки официального интернет-портала федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;
- — организации сети информационных центров для иностранных и российских туристов в местах прохождения наибольших туристских потоков;
- — проведения ознакомительных поездок по туристским центрам России для иностранных журналистов;
- — организации Дней России в основных странах, направляющих туристов в нашу страну;
- — формирования современной статистики туризма в соответствии с международными требованиями.
- 3. Формирование современной целостной нормативно-правовой базы путем:
- — доработки действующего законодательства в части, касающейся развития туризма, в том числе внесения изменений и дополнений в существующие нормативно-правовые акты в области налогообложения, природопользования, экологии, защиты прав потребителей и др.;
- — принятия нормативно-правовых основ введения финансовых гарантий при получении права на туроператорскую деятельность;
- — введения на всей территории страны единого бланка турпутевки;
- — принятия Правительством Российской Федерации Положения о классификации гостиничных средств размещения и отнесения всех вопросов, связанных с контролем над соответствием качества гостиничного обслуживания, к ведению федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;
- — разработки механизма усиления ответственности туристских организаций за нарушения с их стороны порядка контроля над соблюдением правил въезда, выезда и пребывания находящихся в России по их визовой поддержке иностранцев.
- — создания специального координационного межведомственного совета при федеральном органе управления сферой туризма;
- — формирования региональных стратегий развития туризма с разработкой экономически обоснованных планов их реализации в рамках региональных целевых программ социально-экономического развития.
- — разработки и внедрения современной классификации гостиничных и негостиничных средств размещения туристов;
- — создания современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, в том числе внедрения квалификационных требований к работникам индустрии туризма, соответствующих потребностям работодателей, и базирующихся на них современных образовательных стандартов;
- — создания и реализации образовательных программ, соответствующих отраслевым потребностям и предусматривающим практическое обучение персонала.
Выделим теперь наиболее приоритетные направления развития туризма в нашей стране. Наиболее приоритетными остаются средняя полоса и юг России: отдых в курортных местах России (Сочи, Геленджик, Дагомыс и т.д.), познавательный туризм в культурно-исторических центрах России (Золотое кольцо России, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург, Карелия). Наряду с ними разрабатываются и внедряются более дорогие и элитарные виды — экологические и сафари-туры на базе богатых рекреационных ресурсов Смоленской, Калининградской областей, Карелии, прибрежных районов Балтийского и Белого морей.
Переориентация российского туризма на внутренний рынок создала необходимость разработки новых видов туристского продукта. При разработке оригинальных туров стали чаще использовать народные традиции, фольклор, праздники, фестивали, экологически чистые места, природные богатства.
По прогнозам Всемирной туристской организации (ЮНВТО), к 2010 г. Россия войдет в первую десятку стран по величине дохода от туристского бизнеса. Дело в том, что в последние годы входят в моду экологический и экстремальный туризм.
Мекками туристов вместо крупнейших городов старой Европы (Парижа, Рима, Барселоны, Лондона, Вены) станут в ближайшее десятилетие реки, озера и дремучие леса. Именно на этом Россия может хорошо заработать. Дикой во всех отношениях природы у нас действительно много.
Продвижение отечественного турпродукта на мировом рынке по- прежнему остается основной задачей. Работа ведется в двух аспектах — информационная и выставочная деятельность. На крупнейших международных выставках в Лондоне, Берлине, на «М1ТТ» и на «Отдыхе» сегодняшняя туристская Россия представлена единым стендом.
А уже в рамках единого российского стенда формируются тематические разделы. Благодаря разнообразию и уникальности природы, обилию исторических памятников Россия могла бы занять достойное место в мировом туристском бизнесе. Самой природой созданы условия для любителей активного отдыха: пешеходного, водного, горного, лыжного.
Многие иностранные туристы уже на собственном опыте смогли убедиться, что столица России безопасна не только днем и вблизи Кремля. Однако организовать успешную ярмарку только по въездному или внутреннему туризму в России пока невозможно, и в этом нет необходимости. Такая выставка не сможет получить поддержки многих российских туроператоров, которые часто совмещают деятельность во въездном и выездном секторах.
Да и интерес публики в настоящее время выше к зарубежным направлениям.
Сегодня российская туриндустрия нуждается в законодательных гарантиях. Остаются открытыми для обсуждения вопросы инвестиционной привлекательности вложений в туризм, использования земли историко-культурного назначения, подлежащей кадастровому учету и охране, законодательная проблематика привлечения инвестиций. Назрела необходимость в многопрофильной подготовке кадров.
Кроме того, необходимо участие в рекламной кампании многих регионов страны с тем, чтобы они могли привлечь туристов не только своими достопримечательностями, но и качественным обслуживанием, комфортабельным и недорогим проживанием.