Приказ на увольнение — это один из основных документов при расторжении трудового договора. Статья поможет правильно его составить.
Уволить сотрудника из организации можно несколькими способами. Ранее мы писали о том, как уволить:
- ; ;
- по инициативе работодателя (например, за прогулы); .
Требования к документу
Обычно распоряжение издают в последний день работы сотрудника. Но можно это сделать заранее, закон не запрещает. Такой подход даже более удобен для подразделений, которые решают те или иные вопросы, связанные с расторжением трудового договора: бухгалтерия, кадры, склад, технический отдел и другие.
Работника обязательно нужно познакомить с распоряжением под роспись. Для этого в форме предусмотрена специальная графа. Если это невозможно, следует сделать соответствующую запись. А если сам работник отказывается ознакомиться или расписаться, имеет смысл составить акт об отказе.
Пошаговая инструкция по заполнению
Шаг 1. Заполнить информацию об организации.
В шапке распоряжения необходимо отразить наименование организации, в которой трудился работник, с указанием ее организационно-правовой формы.
Шаг 2. Назначить документу номер по внутреннему документообороту компании. Указать дату, которая является последним рабочим днем сотрудника.
Шаг 3. Внести сведения о самом работнике.
Указываем дату трудового договора, который прекращается (если договор был срочный), или ставим дату его расторжения (если тот был постоянным).
Шаг 4. Вписать фамилию, имя, отчество увольняемого работника без сокращений в родительном падеже.
В соседней ячейке указать табельный номер.
Указать структурное подразделение, если таковое имеется, и должность.
Шаг 5. В графе «Основания прекращения» указать причину расторжения трудового договора в соответствии с ТК РФ. Основанием могут служить такие документы, как заявление, соглашение сторон, медицинское заключение, повестка в военкомат и другие в зависимости от причины, из-за которой работник увольняется.
Шаг 6. После внесения всех данных необходимо подписать документ. Это делают руководитель предприятия или другое лицо, имеющее право подписи на основании доверенности.
Шаг 7. Познакомить сотрудника под роспись. В дальнейшем ему может быть выдана копия акта в трехдневный срок на основании письменного заявления.
Выписка из приказа об увольнении, образец
Выписка из такого документа может потребоваться, например, если нужно:
- внести в трудовую книжку записи о службе в армии по контракту;
- восстановить записи в трудовой книжке при ее утрате;
- доказать период работы при выходе на пенсию, если по какой-то причине записи отсутствуют в трудовой книжке.
Выписка — сокращенная форма распоряжения. Поэтому в ней должны быть следующие элементы:
Основания для прекращения трудового договора
Увольнение может происходить по желанию работников, а также по иным причинам:
- Соглашение сторон (ст. 78 ТК РФ).
- Непредвиденные обстоятельства (ст. 83).
- Изменение условий трудового соглашения, которые не устроили служащего (ст. 74).
- Отказ от перевода по состоянию здоровья (ст. 73).
- Решение руководителя (ст. 81, 71).
- Желание работника, связанное со сменой собственника фирмы, реорганизацией и т.д. (ст. 75).
- Невозможность для сотрудника продолжить работу в связи с нарушением законодательства при подписании договора (ст. 84).
- Прекращение срочного соглашения (ст. 79).
- Переезд работодателя, отказ от переезда служащим (ст. 72.1).
Как оформляется Т8
Унифицированный приказ об увольнении наемного сотрудника составляется кадровиком в письменном виде. В нём указываются основания для увольнения со ссылкой на ТК РФ, данные сотрудника, номер и дата основания расторжения соглашения (заявление служащего, повестка на прохождение службы в армии и прочее).
Если с работы уходит служащий, ответственный материально, обязательно прикладывается выписка, подтверждающая отсутствие материальных претензий. Если работника увольняет руководитель предприятия, прикладывается записка от профсоюза с взглядом на ситуацию. Если профсоюза в организации нет, записка не требуется.
Важно! Обычно приказ оформляется на бланке Т8. Но компания может иметь и собственный бланк с соответствующими реквизитами.
Как правило, приказ печатает кадровик по установленному стандартному образцу. Делается это в день увольнения. Иногда документ подготавливается заранее, но использовать его можно только по истечению 14 дней, в течение которых служащий может передумать уходить с работы.
В этом случае подписанный приказ придётся признавать недействительным, аннулировать. После подписания документ регистрируется в книге учёта.
Удобнее создавать приказ в специальной программе. Тогда кадровик может автоматически сделать для бухгалтерии документ расчёта. По нему служащему будут начислены необходимые выплаты при увольнении.
Иногда вместе с приказом на руки уходящему сотруднику выдают обходной лист. С ним служащий должен обойти ответственных лиц на предприятии, чтобы каждый поставил на документ подпись. Это требуется там, где есть материальная ответственность, при передаче документов от одного работника другому и т.д.
Важно! Увольняющийся сотрудник должен поставить свою подпись в приказе. После этого документ возвращается кадровику. По желанию работника ему может быть выдана выписка из приказа, либо копия в течение 3 дней после запроса.
Документ о расторжении трудового соглашения прикладывается в папку к личному делу служащего, которое сдаётся в архив.
Как заполняется
До начала 2013 года бланк Т8 был обязателен к применению. Но с января 2013 года у компаний появилась возможность выбирать: пользоваться унифицированной формой либо разработать свой бланк. Если руководители предприятия выбирают последний вариант, они должны придерживаться правил:
- Бланк должен содержать номер, дату создания документа.
- Обязательно указывается название организации.
- Должен присутствовать список должностей и Ф.И.О. ответственных лиц, подписи.
Важно! У некоторых субъектов применение унифицированной формы Т8 осталось обязательным.
- В шапке документа пишется наименование предприятия, информация о руководителе.
- ОКПО (это шифр, который индивидуально назначается каждой официально зарегистрированной в России фирме).
- Номер приказа, дата заполнения вносятся в отведенные для этого ячейки.
- Затем заполняется строка о прекращении (расторжении) соглашения — в неё вносится дата заключения трудового договора.
- Строка об увольнении («уволить») — в неё пишется дата расторжения договора.
- Затем указывается информация о сотруднике. Это Ф.И.О, должность, номер из личной карты.
- Далее вносится информация об основании на увольнение. Формулировка переносится из ТК РФ, без каких-либо сокращений.
- Затем заполняется строка «Основание» — номер, название, дата документа, по которому происходит увольнение. Например, заявление сотрудника об уходе, медицинская справка и т.д.
Пример приказов можно посмотрите на рисунках ниже. После того как документ будет оформлен кадровиком, следует действовать по инструкции:
- Передать приказ для подписи руководителю (генеральному директору) предприятия.
- Ознакомить с приказом служащего, он должен поставить свою подпись. Если ознакомить работника с документом нельзя, либо он отказался ставить подпись, об этом нужно сделать соответствующую запись.
- Если в организации есть профсоюз, служащий должен обратиться в него для получения письменного мнения о ситуации. Реквизиты (номер, дата) документа вносятся в приказ.
Образец приказа об увольнении по причине несоответствия должности:
Нюансы заполнения
Часто происходит так, что при увольнении служащего по решению руководства, например, за дисциплинарные нарушения либо по несоответствию должности, сотрудник отказывается подписывать приказ. Тогда кадровик должен:
- Вызвать работника.
- Пригласить свидетелей и в их присутствии известить служащего о прекращении действия трудового соглашения.
- Затем кадровик должен составить акт, в котором указать, что служащий отказался подписывать приказ.
- В акте также указывается, что сотрудник уведомлён об увольнении.
- Акт подшивается к приказу.
Другая сложная ситуация касается сокращения сотрудников. Если предприятие терпит убытки и для уменьшения расходов решает уволить сразу несколько служащих, действовать придётся заранее:
- Уведомить работников за 2 месяца.
- Информировать профсоюз, трудовую инспекцию.
- Вписать в приказы об увольнении информацию по сокращению.
Для оформления приказа о массовом увольнении используется бланк Т8А. Внешне он напоминает таблицу, в каждую строку которой вносятся данные о каждом увольняемом сотруднике.
Важно! Каждый приказ удостоверяется подписями с расшифровкой (служащего и руководителя), датой. Вот так:
Если инициатором является работник
Если служащий желает уйти с работы по собственному желанию, он не обязан сообщать руководству причины своего решения. Именно такое увольнение встречается чаще всего. Для работодателя уход служащего по своему желанию выгоден тем, что в этом случае работник не получает повышенной компенсации, увольнение не нужно веско аргументировать.
Порядок увольнения по своему желанию:
- Служащий пишет заявление в свободной форме.
- Заявление передаётся кадровику либо руководству предприятия. Также его можно отправить почтой.
- После регистрации заявления работнику нужно отработать 14 дней, которые даются компании на поиск замены.
- Если руководство компании согласно, сотрудник может уйти без отработки положенных 2 недель.
- Издаётся приказ, заполняются документы, служащий получает расчёт.