Предупреждение и пресечение полицией мелкого хулиганства

Борьба с мелким хулиганством возложена на органы внутренних дел (милиции), но непосредственные функции по предупреждению и пресечению этого вида административного правонарушения — на милицию общественной безопасности. Закон РФ «О милиции».

Поскольку предупреждение и пресечение хулиганских действий происходит в общественных местах и, как правило, при скоплении граждан, действия сотрудников милиции должны быть правомерны, решительными, и в то же время не должны провоцировать развитие конфликтной ситуации, иметь характер всепрощенчества, умаления общественной вредности совершенного проступка.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.1 КоАП, рассматриваются:

— начальниками территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним ОВД, их заместителями, начальниками территориальных отделов (отделений) милиции, их заместителями — в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;

— начальниками линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместителями — согласно п. 2 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;

— начальниками дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальниками линейных пунктов милиции — в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;

— старшими участковыми инспекторами, участковыми инспекторами — согласно п. 9 ч. 2 ст. 23.3 КоАП.

Указанные должностные лица вправе передавать дела о мелком хулиганстве на рассмотрение мировым судьям.

Тактика предупреждения и пресечения мелкого хулиганства определяется спецификой юридической природы данного правонарушения и конкретными условиями его совершения. Как правило, оно совершается в условиях очевидности, отсюда следует, что сотруднику милиции необходимо создать среди граждан обстановку полной их защищенности, что составило бы положительный социальный фон его действий по предупреждению и пресечению правонарушений.

Статья 28.1 КоАП РФ регламентирует возбуждение дела об административном правонарушении — это первая стадия производства по делам об административных правонарушениях.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления первого официального до-кумента, указанных в ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ.

Закон четко устанавливает, что составление этого документа лицом, уполномоченным осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, признается особым юридическим фактом — возбуждением такого дела Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. /Под ред. Ю.М.

Козлова — М.: Юрист, 2002 — С.1075..

Это, в первую очередь, составление первого протокола о применении к лицу мер обеспечения производства по делу, предусмотренных ст. 27.1 КоАП. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях/Под общ. ред. Проф. Э.Н. Ренова — М.: Издательство НОРМА, 2002 — С.926.

В этой статье закреплены меры обеспечения производства, о применении которых должен быть составлен протокол, но применительно к мелкому хулиганству, следующие меры:

· личный досмотр, досмотр вещей, документов, находящихся при фи-зическом лице;

· изъятие вещей и документов;

· медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

Дата составления протокола признается датой возбуждения дела, если он является первым процессуальным документом данного дела.

Кроме того, дело о совершении мелкого хулиганства, считается возбужденным — если ранее по нему не составлялись иные процессуальные документы — с даты:

· составления протокола о совершении административного правонарушения;

· вынесения прокурором постановления о возбуждении дела.

Таким образом, датой возбуждения дела об административном правонарушении — мелкого хулиганства — признается день, когда впервые по делу было совершено одно из следующих процессуальных действий:

1)вынесено специальное постановление, определение о возбуждении дела;

2)составлен протокол о применении меры обеспечения производства или о совершении административного правонарушения.

Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ — в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела Комментарий к КоАП РФ/Под ред.

Также смотрите  Восстановление трудовой книжки через суд

Ю.М. Козлова.-М.,2002.-С. 843.

В ходе осуществления милицией стадии возбуждения дела об административном правонарушении к лицу, совершившему мелкое хулиганство, в соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ применяются различные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Согласно ст. 27.2 КоАП РФ, доставление — это принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составления протокола является обязательным. Хамаев Н.Ю.

Новый КоАП РФ. Новое в законодательстве//Гражданин и право.-2002.-№10.

После доставления правонарушителя в ОВД сотрудник милиции составляет протокол о доставлении, либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании, где указывают мотивы доставления или административного задержания.

Административное задержание — это кратковременное ограничение свободы физического лица, осуществляемое должностными лицами органов внутренних дел.

Срок административного задержания не должен превышать трех часов и исчисляется с момента доставления в ОВД, а лиц, которые находящихся в состоянии алкогольного опьянения, с момента их вытрезвления (ст. 27.5 КоАП РФ) Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях/Под общ. ред. Проф. Э.Н. Ренова — М.: Издательство НОРМА, 2002 — С.825..

Кроме этого, на данной стадии необходимо выяснить: наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, и зафиксировать все обстоятельства происшедшего.

Тактика действий патрульно-постовых нарядов по предупреждению и пресечению мелкого хулиганства и неповиновения законному распоряжению сотрудника полиции.

Согласно ст. 20.1. КоАП РФ мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, — влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб.

или административный арест на срок до 15 суток.

Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, — влекут наложение административного штрафа в размере от 1000 до 2500 руб. или административный арест на срок до 15 суток.

При обнаружении мелкого хулиганства, сотрудники полиции должны, уяснить является ли это место общественным, указать свидетелям на противоправные действия правонарушителей, записать данные свидетелей, подойти к правонарушителям, представиться, разъяснить в чем заключается противоправность их действий, потребовать в решительной форме прекратить противоправные действия, задержать, доставить в РОВД, составить рапорт. Если правонарушитель не повинуется, действия сотрудников сводятся к алгоритму действий при неповиновении законному распоряжению сотрудника полиции.

Наряд полиции докладывает о случившемся оперативному дежурному по ОВД и, действуя далее по указанию, принимает меры к:

– установлению личности нарушителей, потерпевших, свидетелей;

– выявлению и обеспечению сохранности вещественных и иных доказательств;

– доставлению в случаях, предусмотренных законом, нарушителей в дежурную часть ОВД;

– о принятых мерах и основаниях для доставления докладывают рапортом на имя начальника ОВД.

Согласно ст. 19.15. КоАП РФ проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина РФ, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства — влечет наложение административного штрафа в размере от 1500 до 2500 рублей.

Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (полунайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, — жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома ( общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда и др.) , а также иное жилое помещение.

Граждане, изменившие место жительства, не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обязаны зарегистрироваться.

Местом пребывания граждан является место, где он временно проживает — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, теистическая база или подобная организация, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. Граждане, прибывшие к месту пребывания на срок свыше 90 дней, в 3-х дневный срок со дня прибытия (исключая выходные и праздничные дни) обязаны зарегистрироваться.

Также смотрите  Доверенность на право подписания документов от организации образец

Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без снятия их с регистрационного учета по месту жительства.

При обнаружении лиц, нарушающими паспортный режим, сотрудники полиции должны подойти к правонарушителю, представиться, разъяснить в чем заключается противоправность их действий, доложить о случившемся оперативному дежурному по ОВД и, действуя далее по указанию, принимает меры к:

– установлению личности нарушителей, потерпевших, свидетелей;

– выявлению и обеспечению сохранности вещественных и иных доказательств;

– доставлению в случаях, предусмотренных законом, нарушителей в дежурную часть ОВД;

– о принятых мерах и основаниях для доставления докладывают рапортом на имя начальника ОВД.

Предупреждение и пресечение полицией правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.

Меры административного предупреждения, являются одним из видов административного принуждения, применяются работниками полиции в целях предупреждения правонарушений и обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан. Они выступают в качестве ограничений административно-правового характера, административно принудительных действий в отношении того или иного гражданина, должностного лица8.

Основанием применения меры административного предупреждения является реальное предположение о намерении лица совершить правонарушение, антиобщественное, противоправное действие, возникновение обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан. Данные меры применяются к лицам, характеризующимся антиобщественным поведением, в целях предупреждения, недопущения совершения ими новых правонарушений.

Порядок исполнения наиболее широко применяемого административного наказания по данному виду правонарушений – штрафа, указан в ст. 32.2 КоАП РФ.

Специфика этой санкции имущественного характера состоит в том, что она предполагает взыскание определенной суммы денег. Эта сумма может быть внесена самостоятельно лицом, привлеченным к ответственности, сразу или по частям, наличными или путем перечисления на банковский счет. Штраф может быть взыскан и принудительно, тоже полностью или по частям, из регулярно получаемых сумм или со счетов, а также путем обращения административного взыскания на имущество физического или юридического лица.

Штраф применяется наиболее широко по ряду причин.

Во-первых, в административном порядке на граждан РФ и юридических лиц могут налагаться только два наказания: предупреждение и штраф. Учитывая особенности предупреждения как меры морально-правового воздействия, используемой, как правило, при малозначительных правонарушениях, субъекты административной власти чаще всего применяются к виновным наказание в виде штрафа.

Во-вторых, размер штрафа легко изменять, учитывая самые разнообразные обстоятельства правонарушения.

В-третьих, взысканные с виновных суммы зачисляются в бюджеты. Главным образом эти деньги направляются в бюджеты муниципальных образований и в какой-то степени пополняют их. В ряде случаев суммы штрафов полностью или частично зачисляются в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов РФ.

Сумма административного штрафа может быть внесена непосредственно физическим лицом, привлеченным к административной ответственности, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, в отношении которых вынесено постановление о наложении административного штрафа, в банк или иное кредитное учреждение либо перечислена указанными лицами, за исключением случаев взимания административного штрафа, совершенного физическим лицом, на месте совершения административного правонарушения

Второй мерой наказания, предусмотренной за совершения ряда административных правонарушений против порядка управления, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность мелкого хулиганства – является административный арест.

Административный арест применяется к лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 20.1 (мелкое хулиганство), ч.

3 ст. 20.2 (организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ, а равно активное участие в таких акциях, если это осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды), ст. 20.3 (пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики), 20.5 (нарушение требований режима чрезвычайного положения), 20.18 (блокирование транспортных коммуникаций), 20.21 (появление в общественных местах в состоянии опьянения), ч.

1 ст. 20.25 (неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП), ч. 2 ст.

20.25 (самовольное оставление места отбывания административного ареста) КоАП.

Административный арест — единственный из видов административных наказаний, который ограничивает свободу нарушителя. Административный арест может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания.

В ст. 32.8 КоАП РФ содержатся общие правила исполнения административного ареста. Содержание этих норм имеет ряд особенностей.

Также смотрите  Обязанности дежурного по роте кратко

Прежде всего, следует отметить, что ч. 1 ст. 32.8 КоАП РФ предусмотрено: постановление судьи об административном аресте исполняется немедленно после его вынесения.

А это значит, что вопреки общему правилу, закрепленному ст. 31.1 КоАП РФ, в соответствии с которым постановление вступает в силу не ранее, чем через 10 суток со дня вручения, получения его копии виновным (ч. 1 ст.

30.3 КоАП РФ), постановление об административном аресте вступает в силу немедленно после его вынесения.

Исполнению административного наказания в виде административного ареста предшествуют меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в виде доставления, административного задержания и личного досмотра (см. соответственно комментарии к ст. 27.2, 27.5, 27.7).

Срок административного задержания не должен превышать три часа (за исключением случаев, предусмотренных ч. 2, 3 ст. 27.5 КоАП).

Назначение и основные функции специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке.

Специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке – подразделения территориальных органов внутренних дел, относящиеся к местам отбывания административного ареста, реализующие полномочия по принудительному содержанию лиц, отбывающих административный арест.

Задачи спецприёмников:

1) Исполнение постановлений об административном аресте,

2) Обеспечение режима содержания арестованных лиц,

1) Осуществление круглосуточного приёма, регистрации и содержания арестованных лиц,

2) Обеспечение изоляции от общества арестованных лиц и контроль за ними,

3) Обеспечение личной безопасности арестованных и соблюдение их прав,

Спецприёмник возглавляет начальник, подчиняющийся непосредственно заместителю начальника полиции по охране общественного порядка.

Для охраны арестованных и обеспечения режима содержания назначаются:

1) Дежурный по спецприёмнику,

2) Полицейский по охране камер,

В спецприёмники принимают арестованных круглосуточно при наличии следующих документов:

1) Копия постановления судьи о назначении наказания в виде административного ареста,

2) Документы, удостоверяющие личность арестованного.

Не принимаются в спецприёмник:

1) Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений,

2) Лица, нуждающиеся в неотложной медицинской помощи,

В спецприёмнике раздельно содержатся:

1) Мужчины и женщины,

2) Больные инфекционными заболеваниями и лица, нуждающиеся в медицинском наблюдении,

3) Лица, являющиеся судьями, работниками и сотрудниками прокуратуры, органов внутренних дел и т.п.,

4) Курящие и некурящие.

Лица, доставленные в спецприёмник, подлежат регистрации в журнале учёта доставленных, фотографируются, дактилоскопируются, на каждого заводится учётная карточка, личное дело.

Согласно Федеральному закону №67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», содержащимся в спецприёмнике может быть предоставлено свидание с близкими родственниками или с близкими лицами не менее 1 часа один раз за весь период содержания.

По истечении срока отбывания административного ареста лица незамедлительно освобождаются, им выдается справка, в которой указывается срок отбывания наказания и причина освобождения.

Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 4388; Нарушение авторского права страницы

lektsia.com 2007 — 2022 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.) Главная | Обратная связь

Статья 20.1 КоАП РФ. Мелкое хулиганство

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, —

влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Adblock
detector