Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Правовая база для определения статуса беженцев и вынужденных переселенцев заложена в Федеральном законе от 19 февраля 1993 года (в ред. от 22 декабря 2014 года) N 4528-I «О беженцах» и Законе РФ от 19 февраля 1993 года (в ред. от 30 декабря 2015 года) N 4530-1 «О вынужденных переселенцах».

Указанные нормативно-правовые акты:

– определяют понятия беженца и вынужденного переселенца;

– регламентируют порядок обращений с ходатайствами о признании подобного статуса;

– описывают права и обязанности обратившихся с ходатайствами лиц;

– устанавливают порядок признания человека в статусе беженцев или вынужденных переселенцев;

– перечисляют их права и обязанности в этом статусе и т.д.

Согласно российскому законодательству термин «беженец» применяют по отношению к лицам, статус которых соответствует следующим требованиям:

  • они не являются гражданами РФ;
  • они находятся вне страны собственной гражданской принадлежности (а при отсутствии определенного гражданства – вне государства своего прежнего и обычного места жительства);
  • они покинули данную страну по причине обоснованного опасения стать жертвой преследований по признакам вероисповедания, национальности, расы, гражданства, политических убеждений, принадлежности к определенной социальной группе;
  • они не могут (не желают) прибегнуть к её защите (вернуться в неё) ввиду подобных опасений.

Вынужденный переселенец – это обычно гражданин РФ, который по тем же причинам был вынужденно покинуть место своего жительства на территории другой страны и прибыл на территорию России либо был вынужден покинуть своё место жительства на территории одного субъекта России и прибыть на территорию другого субъекта.

Вынужденными переселенцами также признаются иностранные граждане (либо лица без гражданства), которые постоянно и на законных основаниях проживают на территории России и изменили своё место жительства в пределах страны по вышеуказанным основаниям. В законодательстве определяются и иные основания для признания за индивидом статуса вынужденного переселенца.

В ФЗ «О беженцах» и Законе «О вынужденных переселенцах» установлен порядок получения и оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, права и обязанности лиц данной категории. В целом они имеют схожий порядок.

Получение статуса беженца и вынужденного переселенца требует от заинтересованного человека подачи соответствующего ходатайства в территориальное учреждение федерального органа исполнительной власти, который уполномочен на осуществление функций по надзору и контролю в области миграции, по месту пребывания (за рубежом – в консульское учреждение или дипломатическое представительство РФ).

Подобное ходатайство подается и рассматривается в установленные законодательством сроки. По итогам проверки представленных сведений уполномоченный орган выдает свидетельство о принятии и регистрации ходатайства. Это обстоятельство распространяет на данное лицо комплекс необходимых прав и позволяет поселиться в центр временного размещения.

После предварительного рассмотрения ходатайства уполномоченный орган принимает решение по существу о предоставлении лицу статуса вынужденного переселенца или беженца. Подобное решение сопровождается выдачей удостоверения установленного образца, которое действительно на всей территории РФ в течение трех лет для беженца и пяти лет для вынужденного переселенца.

В необходимых случаях по заявлению заинтересованного лица статус вынужденного переселенца либо беженца может быть продлен на каждый последующий год. Для лиц, признанных беженцами, предусмотрен ежегодный переучет.

Согласно статье 2 ФЗ «О беженцах» положения данного нормативного акта не распространяются на лица, которые:

– совершили военное преступление, преступления против мира или человечества;

– совершили вне пределов РФ тяжкое преступление неполитического свойства;

– виновны в совершении деяний, которые противоречат целям и принципам деятельности ООН,

– в настоящее время находятся под защитой или пользуется помощью иных органов либо учреждений ООН, за исключением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев и т.д.

В законодательстве установлены основания для отказа в предоставлении вышеуказанных статусов.

Отказ в предоставлении статуса беженца и отказ в принятии ходатайства могут быть обжалованы в вышестоящем органе миграционной службы либо в суде.

Лица, которые были признаны в статусе беженцев либо вынужденных переселенцев, наделяются всеми правами и несут все обязанности наряду с гражданами РФ, но за исключением предусмотренных законодательством случаев.

Данная категория лиц имеет право в течение трех месяцев выбрать в качестве места своего постоянного жительства населенный пункт либо из числа предложенных органами миграционной службы, либо из числа тех, в которых проживают их родственники при согласии последних.

Для лиц со статусом беженца в законодательстве предусмотрены льготные условия при приобретении ими гражданства России.

Органы государственной власти и местного самоуправления должны оказывать вынужденным переселенцам и беженцам содействие и всестороннюю помощь при решении ими комплекса жизненных проблем, которые связаны с поиском и устройством на новом месте жительства.

Для обеспечения временного размещения вынужденных переселенцев и беженцев должны создаваться центры временного размещения лиц, которые просят признать их в статусе переселенца либо беженца.

В ФЗ «О беженцах» и Законе «О вынужденных переселенцах» также установлены и основания, при наличии которых лицо утрачивает статус вынужденного переселенца или беженца.

Порядок предоставления Российской Федерацией политического убежища

Порядок представления политического убежища предусмотрен Положением о порядке предоставления политического убежища, утвержденного Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746.

Рекомендованная литература

Багмет, А. М. Конституционное право России. Схемы и определения : учеб, пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А. М. Багмет, Е. А. Сунцова ; под ред. А. И. Бастрыкина. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — С. 75—80.

Пуховской, Д. А. Понятие «иностранец» в правоотношениях в России XVII — начала XX века / Д. А. Пуховской // История государства и права. — 2010. — № 11. — С. 7—9.

Шахрай, С. М. Конституционное право Российской Федерации : учебник для академического бакалавриата и магистратуры / С. М. Шахрай. — 4-е изд., изм. и доп. — М. : Статут, 2017. — С. 211—219.

Также смотрите  Как писать заявление в полицию о краже

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев Текст научной статьи по специальности «Право»

В статье раскрываются понятия таких категорий лиц, как « беженцы » и « вынужденные переселенцы », подробно описывается их правовое положение, права и обязанности , включая правовые привилегии .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дрягин Василий Васильевич

Социально-правовая защита беженцев и вынужденных переселенцев (в контексте гражданской войны на Донбассе)

The article describes the concept of such categories of persons as refugees and internally displaced persons , their legal status, rights and duties , legal privileges .

Текст научной работы на тему «Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев»

ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ

Дрягин Василий Васильевич

Ассистент кафедры Теории и истории государства и права Красноярского государственного аграрного университета Россия, город Красноярск

Аннотация: в статье раскрываются понятия таких категорий лиц, как «беженцы» и «вынужденные переселенцы», подробно описывается их правовое положение, права и обязанности, включая правовые привилегии.

Ключевые слова: Беженцы, вынужденные переселенцы, права, обязанности, правовые привилегии.

LEGAL STATUS OF REFUGEES AND INTERNALLY DISPLACED

Assistant of the Department of Theory and History of State and Law Krasnoyarsk State Agrarian University Russia, the city of Krasnoyarsk

Abstract: The article describes the concept of such categories of persons as refugees and internally displaced persons, their legal status, rights and duties, legal privileges.

Keywords: Refugees, internally displaced persons, rights, duties, legal privileges.

Правовой основой статуса беженцев и вынужденных переселенцев является Конституция Российской Федерации, Конвенция о статусе беженцев от 28 августа 1951 года, Федеральные законы от 19 февраля 1993 года «О беженцах», «О вынужденных переселенцах» и др.

Статус беженцев и переселенцев регулируется многочисленными нормами международного права — Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Конвенция о статусе беженцев от 28 июля 1951 года и др.

В законе РФ от 19 февраля 1993 года «О беженцах» беженцем признается лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера или же которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; а также за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства.

Законодательство также не допускает признания беженцами лиц, покинувших государство своего проживания по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Признание лица беженцем осуществляется в порядке, определяемом Законом о беженцах. В нем предусматривается следующая последовательность стадий:

1) обращение с ходатайством о признании беженцем;

2) предварительное рассмотрение ходатайства;

3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

4) выдача свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

5) рассмотрение ходатайства по существу;

6) принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;

7) выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

Допустимы два варианта обращения с ходатайством о признании беженцем: находящиеся за

границей могут обратиться в наши дипломатические или консульские ведомства; пребывающие в России обращаются в пост иммиграционного контроля ФМС, а при его отсутствии — в орган пограничной службы или ОВД.

Рассмотрев ходатайство, названные органы и учреждения принимают решение о выдаче лицу свидетельства, подтверждающего, что в отношении лица рассматривается вопрос о признании беженцем. Свидетельство является основанием для регистрации соответствующих лиц в ОВД, предоставление лицу и членам его семьи комплекса прав и обязанностей, получения направления в центр временного размещения беженцев.

В целом правовой статус беженцев соответствует правовому статусу иностранцев. Вместе с тем, эта категория лиц наделена дополнительными правами с целью наибольшей защиты их статуса.

Беженцы обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство, сообщать о себе необходимые сведения и проходить ежегодный переучет. Лицо утрачивает статус беженца, если получило разрешение на постоянное проживание в Российской Федерации или получило российское гражданство, добровольно воспользовалось защитой государства своей гражданской принадлежности, приобрело новое гражданство или отпали основания для признания лица беженцем. Лицо может и лишено статуса беженца ФМС, если осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации; сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для признания беженцем, либо допустило иное нарушение Закона.

Также смотрите  Как поменять тариф на ростелеком

Все решения органов государственной власти могут быть обжалованы лицами, претендующими на получение статуса беженца, в суде. Наиболее часто обжалуются решения миграционных органов об отказе в рассмотрении ходатайств по существу на том основании, что у заявителя была возможность быть признанным беженцем на территории третьей страны, и необращение заявителя с ходатайством в течение суток с момента незаконного пересечения государственной границы.

Законом о беженцах определена особая категория иностранных граждан — это лица, получившие временное убежище.

В соответствии с Законом предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года утвержден порядок предоставления временного убежища.

Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:

1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;

2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Решение принимается территориальным органом ФМС. Лицу, получившему временное убежище и прошедшему обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата, территориальным органом ФМС выдается свидетельство установленной формы.

Свидетельство является основанием для законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации и для регистрации его в установленном порядке в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по внутренним делам по месту пребывания.

Лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства).

Временное убежище предоставляется на срок до одного года с правом продления на каждый последующий год.

Утрата временного убежища наступает в следующих случаях:

1) в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для предоставления ему временного убежища;

2) при получении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства; при выезде к месту жительства за пределы территории Российской Федерации.

Лицо лишается территориальным органом ФМС временного убежища, если оно:

1) осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации;

2) сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для предоставления данному лицу временного убежища, либо допустило иное нарушение положений Федерального закона.

Правовой статус вынужденных переселенцев регулируется Федеральным законом от 19 февраля 1993 года «О вынужденных переселенцах» и другими подзаконными актами.

Вынужденный переселенец — это, как правило, гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Таким образом, вынужденным переселенцем признается:

1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;

2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.

Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по тем же основаниям.

Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:

— совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством Российской Федерации;

— покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;

— не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение 12 месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение 1 месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации.

Признание лица вынужденным переселенцем осуществляется в порядке, определяемом Законом о вынужденных переселенцах. В нем предусматривается следующая последовательность стадий: обращение с ходатайством о признании лица вынужденным переселенцем в территориальный орган миграционной службы по месту своего нового пребывания; решение органа миграционной службы о регистрации ходатайства; выдача свидетельства о регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем либо уведомления об отказе регистрации ходатайства; решение вопроса о признании лица вынужденным переселенцем и выдача ему удостоверения.

Лицо утрачивает статус вынужденного переселенца при прекращении гражданства Российской Федерации, а также при выезде для постоянного проживания за пределы территории Российской Федерации; в связи с истечением срока предоставления статуса переселенца.

Органы миграционной службы лишают лицо статуса вынужденного переселенца в случае, если оно умышленно сообщило ложные сведения или предъявило заведомо фальшивые документы, послужившие основанием для признания его вынужденным переселенцем.

Проводя сравнение между ними, можно заметить, что правовой статус беженцев (предоставляется на 3 года) отличается от правового статуса вынужденных переселенцев (предоставляется на 5 лет) тем, что беженец — это иностранный гражданин или лицо без гражданства, а вынужденный переселенец — это, как правило, гражданин России. Конституционно-правовой статус беженцев во многом сходен со статусом иностранных граждан, не обладающих иммунитетами и привилегиями. Поэтому, учитывая, что национальный режим действует в отношении лишь определенных прав и обязанностей иностранцев, отсюда следует, что беженцы, практически никогда не уравниваются в правах и обязанностях с вынужденными переселенцами.

Также смотрите  Выплата компенсации за неиспользованный отпуск без увольнения

Существуют также отличия, связанные с перечнем прав и обязанностей, порядком прибытия в Россию, оформлением и т.д.

Среди комплекса прав беженцев и вынужденных переселенцев можно отметить право на получение услуг переводчика и получение информации о порядке признания беженцем или переселенцем; получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания; получение единовременного денежного пособия; получение направления территориального органа ФМС в центр временного размещения; сопровождение представителями территориального органа ФМС в центр временного размещения и на охрану представителями территориального органа ФМС в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц; получение питания и пользование коммунальными услугами в месте временного содержания или центре временного размещения в порядке, определяемом Правительством РФ; медицинскую и лекарственную помощь; получение содействия в направлении на профессиональное обучение в центре временного размещения или в трудоустройстве и др. Лицу, признанному вынужденным переселенцем и беженцем, выдается соответствующее удостоверение.

Таким образом, действующее законодательство определяет, как правовой статус граждан, так и лиц, находящихся на территории РФ, комплексно регулирует их правовые возможности и правоотношения в РФ, определяя их отличия и унифицируя их статус.

1. Конституция Российской Федерации: Принята референдумом Российской Федерации 12 декабря 1993 года (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. — 1993. — 25 декабря

2. Федеральный закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года №62-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — №22. -Ст.2031.

3. Федеральный закон РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года №115-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — №30. — Ст.3033.

4. Федеральный закон РФ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля 2006 года №109-ФЗ (ред. от 22.12.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2006. — №30. -Ст.3285.

5. Закон РФ «О беженцах» от 19 февраля 1993 года №4528-1 (в ред. 22.12.2014) // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. — 1993. — №12. -Ст.425.

6. Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 года №4530-1 (ред. от 25.11.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2006. — №31 (1 ч.). — Ст.3420.

7. Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерации политического убежища» 21 июля 1 997 года №746 (ред. от 12.07.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. — №30. -Ст.3601; 2007. — №31. — Ст.4020.

8. Постановление Правительства РФ «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» от 9 апреля 2001 года №274 (ред. от 23.04.2012) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — №16. — Ст.1603.

Процесс получения статуса беженца

Основная работа с беженцами и вынужденными переселенцами возложена на Федеральную миграционную службу, подведомственную Министерству внутренних дел РФ.

Процесс признания лица беженцем предусматривает ряд действий:

  • обращение с ходатайством о признании беженцем;
  • предварительное рассмотрение ходатайства;
  • рассмотрение ходатайства по существу и принятие решения о признании лица беженцем либо об отказе в признании таковым;
  • выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

Компетентный орган МВД принимает решение о признании лица беженцем и выдаст ему удостоверение, на основании которого лицо пользуется правами российского гражданина, а также рядом льгот по налогам и сборам. Лицо, ходатайствующее о признании его беженцем и находящееся на территории Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, по месту подачи ходатайства. Лицо признается беженцем на срок до трех лег.

При сохранении обстоятельств, вынудивших его покинуть свою страну, этот срок может продлеваться на каждый последующий год. Статус беженца позволяет работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью, приобретать в собственность недвижимое имущество (на условиях для иностранных граждан), ходатайствовало получении российского гражданства. Беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул, но он при определенных условиях утрачивает статус беженца (при получении гражданства РФ или другого государства, выезде за пределы России на постоянное жительство, при умышленном представлении ложных сведений, добровольном принятии защиты государства, территорию которого он был вынужден покинуть).

Государство оказывает помощь в приеме, признании, размещении и обустройстве беженцев. Согласно постановлению Правительства РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые не признаются беженцами в соответствии с Федеральным законом «О беженцах», но по гуманитарным соображениям не могут вернуться на свою родину, предоставляется возможность временного убежища на территории Российской Федерации.

Вынужденными переселенцами признаются граждане РФ, которые вынуждены или имеют намерение покинуть место постоянного жительства на территории другого государства или на территории Российской Федерации. Причиной этого служат те же основания, что и для беженцев, но они связываются Законом с проведением враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или группам лиц, массовыми нарушениями общественного порядка и другими обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека. При определенных условиях вынужденными переселенцами могут быть признаны лица, не имеющие гражданства

РФ, а также граждане бывшего СССР. Статус выдается на пять лет (допускается продление).

Права вынужденных переселенцев во многом схожи с правами беженцев. Практически в той же мере определены обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении вынужденных переселенцев, гарантии их прав и др.

Adblock
detector