- Проверки ОБХСС
- Таким образом, структура подразделений полиции по делам в сфере экономики в настоящее время выглядит следующим образом:
- С учётом специфики задач, решаемых ФСБ РФ, СЭБ ФСБ занимается обеспечением экономической безопасности государства, для чего в составе СЭБ имеются соотвествующие управления:
- Чем занимается ОБЭП?
- Чем занимаются в ОЭБ (ОБЭП)?
- Задачи, компетенция и структура подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции.
- Функции отдела по борьбе с экономическими преступлениями
- Общие сведения
- Подробности
- Предприниматель должен представить всю требуемую документацию
- Должностные обязанности оперуполномоченного ОБЭПа
- Какими делами занимается отдел по борьбе с экономическими преступлениями?
- Как вести себя на допросе в ОБЭП?
- Порядок проведения проверки ОБЭП
- Как составить жалобу в ОБЭП?
- Обжалование действий и бездействий сотрудников ОБЭП
- Адвокат по экономическим преступлениям в Екатеринбурге
- Отзыв о работе нашего уголовного адвоката
- ОБЭП: расшифровка
- Основная деятельность
- Чем занимаются?
- Что проверяет?
- Каковы обязанности и полномочия подразделения?
- Какие могут быть поводы для проверки?
- Как нужно себя вести при проверке?
- Структура подразделения
- Как устроиться на службу?
- Требования к кандидатам
Чем занимаются в ОБЭП, что они делают и какие есть права у сотрудников этого отдела? Данный вопрос интересует многих россиян, особенно предпринимателей и бизнесменов, которым по роду деятельности иногда приходится иметь дело с ОБЭП.
Начнем с экскурса в историю. Подразделения полиции по борьбе с преступными деяниями в сфере экономики существуют не один десяток лет. Так, работников подразделений экономической безопасности МВД России принято поздравлять 16 марта — именно в этот день в 1937 году актом N 00118 НКВД СССР был образован в составе НКВД СССР отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией.
Проверки ОБХСС
На протяжении всего периода существования СССР магическая аббревиатура ОБХСС наводила ужас на цеховиков, спекулянтов и представителей торговли. При этом традиционно в подразделениях ОБХСС служили наиболее квалифицированные кадры, а рядовых сотрудников причисляли к так называемым «белым воротничкам», подразумевая, что они не занимаются общеуголовными деяниями, а раскрывают дела в сфере экономики; лишний раз это подтверждалось тем, что оперативные сотрудники БХСС не относились к уголовному розыску. Вплоть до распада СССР задачи и наименование органа не менялись, а изменения касались исключительно организационных вопросов, в частности ликвидации НКВД, создания единого МГБ СССР, а затем и Министерства внутренних дел СССР.
После произошедшего во второй половине 80-х годов прошлого века переориентирования уголовного законодательства на защиту в первую очередь прав и свобод личности, упразднения понятия социалистической собственности, поменялись и задачи ОБХСС. Если ранее, до 1985 года сотрудники ОБХСС преимущественно занимались отстаиванием интересов государства в сфере экономики, пресечением и раскрытием преступлений, посягающих на социалистическую собственность и советский уклад, то теперь сотрудники этого ведомства занимаются предупреждением, пресечением и раскрытием целого ряда уголовных правонарушений в области экономики, включая деяния против частной собственности граждан и коммерческих организаций. В связи с этим вместо подразделений БХСС были созданы специальные подразделения, которые возглавляло Бюро по преступности в сфере экономики криминальной милиции МВД СССР.
В феврале 1992-го в результате упразднения МВД СССР с передачей материальной базы и штата сотрудников МВДРФ в составе МВД России взамен упразднённого Управления БХСС было создано Главное управление по экономическим преступлениям (ГУЭП), возглавлявшее по вертикали стройную систему территориальных управлений и отделов (УЭП и ОЭП). Через пять лет наименование в очередной раз было изменено на ГУБЭП и УБЭП и ОБЭП на местах, в июне 2001 года подразделения ГУБЭП структурно включились в состав Службы криминальной милиции МВД России, куда также вошли подразделения уголовного розыска.
Дальнейшее изменение в наименовании и функциях подразделений экономической безопасности МВД РФ произошли в 2003 году после ликвидации Федеральной службы налоговой полиции РФ и передачи её полномочий по раскрытию налоговых нарушений МВД РФ. Поскольку теперь превентивной и следственной работой в отношении налоговых преступлений занимались органы полиции, центральные и территориальные подразделения ОБЭП были упразднены, а вместо них была создана в составе МВД РФ Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям, в составе которой были образованы Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями и Главное управление по налоговым преступным деяниям, с управлениями и отделами на местах, переименованные впоследствии в результате слияния в единое Главное управление по экономическим и налоговым преступлениям (ГУЭНП, УЭНП, ОЭНП).
В 2005 году состоялось очередное преобразование: вместо ГУЭНП в составе МВД РФ был создан Департамент экономической безопасности МВД России (ДЭБ), с управлениями и отделами на местах. В 2008 году ДЭБ стал заниматься также борьбой с коррупцией и организованной преступностью в экономической сфере, в связи с чем в структуре ДЭБ были созданы соответствующие Оперативно-розыскные бюро (ОРБ) 3 и 10.
Наконец, в современном виде подразделения экономической безопасности были сформированы Указом Президента РФ от 01 марта 2011 года; в структуре МВД РФ вместо ДЭБ было создано Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК), на местах – управления по субъектам Российской Федерации и территориальные отделы при УВД Например, в Москве этой работой занимается УЭБиПК ГУ МВД РФ по г. Москве,также отделы при окружных УВД (ОЭБиПК УВД по ЦАО г. Москвы и т.д.) ГУЭБиПК, УЭБиПК и ОЭБиПК на местах традиционно делятся на оперативно-розыскные части и отделения в соответствие с направлениями деятельности.
Несмотря на то, что аббревиатура ОБЭП уже юридически неактуальна, в «народе» данные подразделения по-прежнему именуют ОБЭП. Следует иметь ввиду, что на уровне районных отделов полиции (ОВД) подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции не существует.
Таким образом, структура подразделений полиции по делам в сфере экономики в настоящее время выглядит следующим образом:
ГУЭБиПК в составе МВД России;
УЭБиПК при Главных управлениях МВД РФ по субъектам федерации;
ОЭБиПК при управлениях внутренних дел, именуемые также неофициально ОЭБ или ОБЭП;
ОРЧ и отделения в составе управлений и отделов.
В структуре Главного управления ОЭБиПК, территориальных управлений и отделов существуют, соответственно, управления, ОРЧ и отделения, которые занимаются борьбой с преступностью в определенных отраслях экономики. Так, традиционно существуют управления и ОРЧ по борьбе с противоправными деяниями в:
в сферах ТЭК и химии;
в сферах финансовой деятельности и банкротства;
в сферах машиностроения и металлургии;
в сфере сельского хозяйства, водных биоресурсах, торговли, пищевой, лесной, легкой промышленности, строительства и ЖКХ.
Также до недавнего времени существовали отдельные управления и ОРЧ, которые занимались борьбой с налоговыми нарушениями (традиционно это были ОРЧ N 4), однако с передачей налоговых преступлений из подследственности органов внутренних дел следователям Следственного комитета РФ, эти подразделения стали заниматься другой деятельностью; в настоящее время в составе УЭБиПК отдельных подразделений, нацеленных исключительно на борьбу с налоговыми преступлениями, не существует. Между тем, подразделения ОЭБиПК всех уровней активно взаимодействуют с налоговыми органами в сфере борьбы с налоговыми преступлениями. При необходимости сотрудники УЭБиПК, ОЭБиПК участвуют в проведении совместных с налоговыми инспекциями налоговых проверок.
Если по результатам проверки начислены налоги, достаточные по сумме для возбуждения уголовного дела, материалы передаются следователям Следственного комитета РФ для принятия решения о возбуждении уголовного дела.
Следует отметить, что в составе ФСБ РФ, также управлений ФСБ РФ по субъектам Российской Федерации существуют конкурирующие с подразделениями ГУЭБиПК службы – Служба экономической безопасности ФСБ РФ (СЭБ Управлений ФСБ РФ по субъектам федерации).
С учётом специфики задач, решаемых ФСБ РФ, СЭБ ФСБ занимается обеспечением экономической безопасности государства, для чего в составе СЭБ имеются соотвествующие управления:
Управление «П» — контрразведывательное обеспечение борьбы с коррупцией в промышленной сфере.
Управление «К» — контрразведывательное обеспечение борьбы с коррупцией в кредитно-финансовой и банковской сферах.
Управление «Т» — контрразведывательное обеспечение борьбы с коррупцией в транспортной сфере.
Управление «М» — контрразведывательное обеспечение борьбы с коррупцией в государственных министерствах, таких как МВД, Минюст и МЧС.
Управление «Н» — борьба с контрабандой и распространением наркотиков.
Организационно-аналитическое управление, не имеющее буквенного кода.
Чем занимается ОБЭП?
Чем занимаются в ОЭБ (ОБЭП) и какие права есть у сотрудников ОЭБ (ОБЭП), закреплено в следующих актах :
Федеральный закон «О полиции»;
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»;
Положение о Главном управлении экономической безопасности и противодействию коррупции МВД России, утверждённое приказом МВД России от 16 марта 2015 года N 340;
Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел РФ гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, утверждённая приказом МВД РФ от 01.04.2014 года N 199.
Чем занимаются в ОЭБ (ОБЭП)?
Согласно действующему законодательству, сотрудники ОЭБ (ОБЭП) занимаются предупреждением, выявлением, пресечением и раскрытием преступлений экономической и коррупционной направленности, а также выявлением и установлением лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
Задачи, компетенция и структура подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции.
Оперативные подразделения в сфере экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБ и ПК) – это структурные подразделения ОВД, в компетенцию которых входят: предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений в сфере экономики, а также противодействия коррупции.
Задачи:
1. Предупреждение преступлений совершенных организованными преступными группами (ОПГ) в отношении инкассаторских служб, перевозчиков денежных средств, а также преступлений связанных с кражей денег из банкоматов;
2. Предупреждение преступлений в сфере экономики транспорта (сюда относятся деятельность ОПГ по производству, перевозке и контрафакту деталей от транспортных средств);
3. Предупреждение преступлений, направленных на нецелевое использование денежных средств выделенных из бюджета государства на оборонно-промышленный комплекс, ракетно-космическую отрасль, авиастроение;
4. Предупреждение коррупционных преступлений;
5. Организация и проведение ОРМ, направленных на недопущение сбыта недоброкачественных и опасных для жизни людей товаров народного потребления и лекарственных средств;
6. Проведение комплекса мероприятий нацеленных на защиту магистральных нефтепроводов, газопроводов и рынка нефтепродуктов от преступных посягательств;
7. Взаимодействие с органами прокуратуры и органами ФСБ, ФНС в борьбе с коррупцией;
8. Взаимодействие с органами предварительного следствия (в целях улучшения качества материалов доследственной проверки);
9. Выявление и раскрытие преступлений в сфере организации незаконного игорного бизнеса.
Структура ЭБ и ПК:
Начальник управления ( 5 заместителей, 5 оперативно-розыскных частей включающие в себя 16 отделов).
Отдельно от структуры существуют:
1. Отдел технического обеспечения ОРМ и оперативного реагирования4
2. Отдел по работе с личным составом;
3. Группа делопроизводства и режима.
Первый заместитель начальника управления руководит:
1. Отдел по координации деятельности подразделений ЭБ на районных уровнях;
2. Отдел организации агентурно-оперативной деятельности зонального контроля,
Второй заместитель начальника управления руководит первой ОРЧ по противодействию преступлений в сфере кредитно-финансовых отношений и легализации преступных доходов.
Третий заместитель начальника управления руководит второй ОРЧ, занимается борьбой с преступлениями коррупционной направленности, подрывом экономических основ организованных групп и сообществ и экстремизмом.
Четвертый заместитель начальника управления руководит третьей ОРЧ, занимается борьбой с преступлениями на потребительском рынке и противодействием незаконной миграции.
Пятый заместитель начальника управления руководит четвертой ОРЧ, занимается защитой различных форм собственности от преступных посягательств и борьбой с преступлениями в сфере налогообложения.
Пятая оперативно-розыскная часть занимается взаимодействием с подразделениями ОВД субъектов РФ, проведением ОРМ по их запросам и следственным поручениям.
Организация и тактика предупреждения преступлений подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции (общие положения).
Осуществляется подразделениями ЭБ и ПК.
Объектами предупредительной деятельности подразделений ЭБиПК являются:
· Нарушения, злоупотребления в сфере экономики;
· Недостатки в области производственно-хозяйственной деятельности обслуживания объектов, отраслей экономики;
· Недостатки, нарушения, злоупотребления в деятельности «неэкономических» государственных и иных органов, которые отрицательно влияют на состояние оперативной обстановки;
· Действия лиц, замышляющих и подготавливающих совершение преступлений, относящихся к компетенции подразделений ЭБиПК;
Предупреждение преступлений подразделений ЭБиПК основывается на следующих принципах:
Ø Максимального использования всех сил и средств;
Содержание организации предупреждения преступлений подразделениями ЭБиПК включается в себя:
ü Организационный аспект – постоянную деятельность руководящего состава подразделений ЭБиПК по созданию условий, обеспечивающих решение задач предупреждения преступлений;
ü Тактический аспект – непосредственное осуществление мероприятий по выявлению и устранению условий, способствующих совершению преступлений, поиска лиц, могущих совершить преступления оказания на них профилактического воздействия, предотвращения подготавливаемых преступлений.
В организационном плане подразделений ЭБиПК постоянно осуществляют:
· Анализ информации о состоянии и структуре экономической преступности на конкретных объектах и отраслях экономики, с целью прогнозирования динамики;
· Определение условий, способствующих совершению экономических преступлений;
· Установление конкретных признаков, свидетельствующих о возможной реализации преступных замыслов;
· Определение наиболее целесообразных направлений и содержания оперативно-розыскных и иных мероприятий по предупреждению экономических преступлений;
· Планирование предупредительной работы;
· Организацию взаимодействия с различными заинтересованными субъектами;
· Подготовку информационных сообщений для органов власти и управления с рекомендациями по нейтрализации выявленных нарушений;
· Анализ т оценку результатов предупредительной деятельности.
Тактика предупреждения состоит из следующих этапов:
1. Анализ и оценка имеющейся информации, определение направления поиска;
2. Оперативно-поисковая работа по выявления условий, способствующих совершению преступлений, и лиц, могущих их совершить, а также лиц замышляющих и подготавливающих преступления экономической безопасности;
3. Систематизации и анализ полученной информации, определение предупредительных мероприятий (планирование);
4. Установление негативных условий, оказание профилактического воздействия на лиц, могущих совершить преступление, предотвращение замышляемых и подготовительных преступлений;
5. Оценка Эффективности предупредительной работы.
Организация и тактика выявления и раскрытия преступлений в сфере потребительского рынка.
Большинство преступлений в сфере потребительского рынка (ПР)носят замаскированный характер. В этой связи центральным звеном раскрытия преступлений в сфере ПР является документирование противоправных действий проверяемых и разрабатываемых лиц, проходящих по делам оперативного учета.
Документирование осуществляется в трех основных направлениях:
Первое направление документирования нацеливает оперативного сотрудника подразделений ЭБ и ПК на установление лиц, которым известны факты и обстоятельства преступной деятельности.
К ним относятся лица, знающие о преступных замыслах и действиях, обладающие информацией о предметах и документах, а также других сведениях, которые будут иметь значение для УД. Эффективность раскрытия преступлений в сфере ПР во многом определяется именно успешным выявлением данной категории лиц.
Наиболее типичная классификация данных лиц:
1. Группа- это лица, непосредственно видевшие факт совершения преступления в сере ПР;
2. Родственники, соседи, знакомые разрабатываемых лиц, располагающие сведениями, имеющими значение для установления преступной деятельности;
3. Лица, располагающие оперативно-значимой информацией в силу занимаемой должности в гос.органах и иных организациях.
4. Представители различных коммерческих предприятий и организаций, а так же других объектов ПР, осведомленные о преступной деятельности либо о лицах причастных к ней.
5. Потребители товаров и услуг, которым могут быть известны факты преступной деятельности;
6. Лица, способные потвердить наличие умысла преступников на совершение преступления.
Второе направление документирования заключается в выявлении предметов и документов, которые могут быть доказательствами при расследовании.
К предметам могут быть отнесены:
1) Предметы, предназначенные для совершения преступления:
— различные приборы, специальное оборудование и приспособления, а так же сырье, упаковочные материалы, ярлыки, этикетки для нелегального производства фальсифицированной и контрафактной продукции;
— печати организаций, штампы, факсимиле, иногда ТС и т.д.
Помимо этих предметов, в качестве доказательств могут быть предметы, послужившие орудием изготовления поддельных документов, например, средства травления первоначального текста, красители, заготовки печатей, штампов и т.д.
— дисковые накопители для компьютеров с информацией, касающейся любых сторон преступной деятельности.
2) предметы, которые добыты преступным путем (деньги, продовольственные и промышленные товары, мебель, аудио- видео- техника)
3) предметы, приобретенные на добытые преступным путем средства (любое движимое и недвижимое имущество)
4) предметы и их части, оставленные на мечте происшествия ( различные следы, ТС, вещи и т.д.)
Документы, которые выявляются оперативными сотрудниками в ходе документирования по делам оперативного учета в сфере ПР:
1. Документы с признаками подделки, исправлениями, которые отражают явно нереальные или несостоявшиеся хозяйственные, финансовые операции и сделки;
2. Документы, содержащие сведения о подготовке и совершению преступлений;
3. Записи чернового учета, так называемого неофициального учета преступлений, в которых отражается: реальное движение денежных средств, реальная зарплата работников, клиенты, осуществляющие покупку товаров.
4. Документы, относящиеся к хозяйственному и бухгалтерскому учету;
5. Документы, предназначенные для совершения преступления. (паспорта на имя других лиц, учредительные и регистрационные документы организаций, исп.в преступных целях, договора, накладные, платежные документы, различные удостоверения)
6. Документы, находящиеся в различного рода учреждениях, подтверждающие косвенным образом факты, имеющие доказательственное значение для дела (всевозможные биллеты, справки, документы, находящиеся в налоговых и таможенных органах и иные документы о регистрации предприятия)
Для выявления предметов и документов – будущих доказательств успешно применяются специальные познания, что обуславливается способами преступлений, совершаемых на ПР, растущим интеллектом лиц, занимающихся преступной деятельностью, а также использованием ими новейших технич.средств.
Также применение специальных познаний в области бухгалтерского учета.
Для этого используется комплекс мероприятий: негласная проверочная закупка, преследующая сбор образцов, а затем проведение негласного исследования.
Наиболее типичным примером будет- документирование фактов реализации фальсифицированной продукции, не отвечающей требованиям безопасности, а также пиратских фонограмм, видеофильмов, программного обеспечения, осуществляются неоднократные проверочные закупки.
Помимо этого, при документировании фактов производства и реализации фальсифицированной алкогольной продукции, проводится криминалистическое исследование этикеток, акцизных и специальных марок и т.д.
Третье направление документирования- фиксация действий проверяемых и разрабатываемых лиц, проходящих по делам оперативного учета в сфере ПР. применение оперативной техники. (прослушивание телефонных переговоров, негласное видеодокументирование, негласная аудиозапись, контроль технических каналов связи, оперативный осмотр)
Работа с негласными источниками информации. (агенты и доверенные лица)
Наиболее типичные приемы реализации материалов по делам ОУ в сфере ПР:
1. Задержание с поличным;
2. Проведение негласного обследования помещений, зданий, сооружений.
В практической деятельности аппаратов БЭП особую трудность вызывает установление субъекта взяточничества и коммерческого подкупа, так как он является специальным, а так же признаков самого
противоправного деяния.
Субъектом получения взятки может быть
лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно- распорядительные или административно-хозяй- ственные функции в государственных органах, орга- нах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а так же в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и во- инских формированиях Российской Федерации.
Выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо выполняет определенные функции, возложенные на него законом, нормативным актом, приказом или рас- поряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово, либо совмещаться с основной работой.
При документировании преступлений данного вида необходимо устанавливать какие организационно-распределительные или административно- хозяйственные функции выполняло лицо.
Субъектом коммерческого подкупа является лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.
Объектом коммерческого подкупа, является комплекс имущественных отношений, складывающих в сфере предпринимательской деятельности (в данный комплекс входят: стабильность гражданского оборота, корректность и правомерность заключения и совершения сделок, соблюдение прав собственников и иных законных владельцев имущества и т.д.), а так же в иных, связанных прямо или косвенно с материальными интересами сферах (кроме функционирования государственных и муниципальных учреждений — интересы участников, каковых защищены главой 30 Уголовного Кодекса Рос- сийской Федерации).
По смыслу закона, предметом взятки или коммерческого подкупа, на ряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могу быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартир и т.д.). Под выгодами имущественного характера, следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Указные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку.
Функции отдела по борьбе с экономическими преступлениями
Деятельность ОБЭП (отдел по борьбе с экономической безопасностью) направлена на пресечение преступлений экономического характера и обеспечение экономической госбезопасности.
Руководство отделом осуществляет Министерство внутренних дел России. ОБЭП обеспечивает деятельность МВД по выработке государственной политики и ее реализации в сфере экономической безопасности страны.
В зависимости от политической ситуации в государстве задачи ОБЭП могут корректироваться.
Общие сведения
На сегодня в функции ОБЭП входит следующее:
— выявление угроз и пресечение преступлений экономического характера в рамках компетенций ведомства, — проведение мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией, — взаимодействие деятельности подразделений УБЭП, — проведение проверок документации (ревизий), основной задачей которых является выявление и раскрытие налоговых преступлений и экономических, носящих региональный или международный характер,
— борьба с преступлениями, направленными против государственной власти, а также органов самоуправления,
— развитие нормативно-правовой базы, на которой основана работа ведомства.
На ОБЭП возложено большое количество функций, самыми значимы из них считаются:
— сбор и изучение оперативной информации,
— расследование преступлений экономического характера,
— осуществление коррупционной экспертизы,
— пресечение легализации прибыли, полученной в результате совершения преступления,
— противодействие организованной преступности в области экономики.
По долгу службы ОБЭП проводит проверки финансовой деятельности бизнесменов, ИП, а также юридических лиц. Основанием для проверок являются:
— сведения о ведении незаконного бизнеса,
— возбужденное дело на партнера по бизнесу, подозрение в совершении преступления уголовного характера фирмы либо ее сотрудника,
— получение сигнала в отношении деятельности фирмы,
— проведение мероприятий, носящих профилактическую направленность с целью пресечения совершения нарушения в экономической сфере.
Подробности
Предприниматель должен представить всю требуемую документацию
Всю (исключением могут быть документы, представляющие коммерческую тайну предприятия – необходимость их представления подтверждает санкция прокурора).
В случае, если в ходе проверки были нарушены права предпринимателя, действия сотрудников ОБЭП можно будет оспорить в судебном порядке либо обратиться с жалобой на неправомерные действия в прокуратуру. Для того, чтобы знать и ориентироваться входят ли в рамки закона действия сотрудников ОБЭП, нужно иметь представление об их должностных обязанностях.
Рассмотрим подробнее обязанности оперуполномоченного ОБЭП:
— проведение комплекса мероприятий предупредительно-профилактического характера по обнаружению и организации учета лиц, ранее осужденных за разные преступления, а также лиц, имеющих предрасположенность к совершению преступления уголовного характера и разного рода нарушениям в экономической сфере; — организации деятельности, ведении документации: журналов, карточек, фото-базы лиц, ранее судимых и других, которые подозревались и попадали в поле зрения следствия и проведения оперативных действий, проживающих либо ведущих рабочую деятельность на наблюдаемой территории;
— создание агентурных связей; — контроль и ведение наблюдения за лицами, взятыми на учет либо находящимися под надзором; — участие в рассмотрении заявлений, поступивших от граждан, о преступлениях либо нарушениях; — осуществление мер (в пределах своей компетенции), которые способствуют раскрытию преступлений, совершенных в текущем году либо ранее;
— осуществление контроля за лицами, которые склонны к совершению правонарушений, а также за местами сосредоточения криминальных элементов; — участие в формировании вещественных доказательств; — участие в мероприятиях, направленных на раскрытие преступлений, совершенных в прошедшие годы; — вместе с другими сотрудниками выявление граждан, которые совершили преступления, исследование вещественных доказательств и материалов (к примеру, фальшивые денежные купюры в сдаче);
— ведение учета и анализ преступлений и правонарушений;
— участие в разработке предложений (и их внесению), относительно предупредительной работы по недопущению преступлений либо устранению факторов для их совершения.
Должностные обязанности оперуполномоченного ОБЭПа
имеют много общего с обязанностями оперуполномоченного МВД, но в первом случае основным направлением является экономическая специфика. Основными вопросами, которые приходится решать оперуполномоченным ОБЭПа считается подделка и сбыт фальшивых денежных купюр, подделка документов, вопросы, связанные с предложением и дачей взяток, выявление незаконного бизнеса и другие преступления в сфере экономической деятельности.
Помимо перечисленных обязанностей, работники ОБЭПа осуществляют:
— проверку сигналов (заявлений), поступающих от граждан,
— деятельность по вербовке агентов из числа граждан, готовых к сотрудничеству,
— взаимодействие с исправительными организациями,
— выезды с целью проведения профилактических бесед на тему экономической безопасности,
— мероприятия, направленные на рост профессионального уровня,
— проведение и участие в коллегиях,
— разработку и формирование отчетности.
Какими делами занимается отдел по борьбе с экономическими преступлениями?
Отдел занимается выявлением, пресечением, раскрытием преступлений экономического и налогового характера, проверкой заявлений граждан и организаций о совершенных преступлениях в сфере экономики.
По каким составам преступлений может вестись работа ОБЭП?
- одним из таких составов может являться состав, закрепленный в ст. 199 УК РФ, посвященный уклонению от уплаты налогов.
- также структурное подразделение может работать с делами по ст. 159 УК РФ – мошенничество, ст. 171 УК РФ – незаконное предпринимательство, ст. 172 УК РФ – незаконная банковская деятельность и др.
ВАЖНО: в основном сотрудники отдела проводят проверки, собирают материал, а затем передает его в следственные органы для возбуждения уголовных дел.
Как вести себя на допросе в ОБЭП?
Допрос в общем-то не отличается от допроса в иных правоохранительных органах:
- при допросе допрашиваемое лицо должно вести себя спокойно, особенно, если оно не совершало ничего противозаконного. Лишняя нервозность и беспокойство будут мешать лицу давать показания
- ни в коем случае нельзя грубить сотруднику отдела экономической безопасности
- допрашиваемое лицо может воспользоваться ст. 51 Конституции РФ и отказаться от дачи показаний. Однако, пользование указанной статьей «палка о двух концах»: с одной стороны лицо ничего не говорит, с другой стороны это косвенно может свидетельствовать о его причастности к преступлению
- если по каким-то обстоятельствам допрашиваемое лицо не может дать пояснения без документов, то необходимо сообщить об этом сотруднику ОБЭП или сказать, что ту или иную информацию необходимо проверить по определенным документам
ПОМНИТЕ: при любом допросе, кем бы он ни проводился, сотрудники правоохранительных органов обязаны действовать в рамках законодательства. Если сотрудники ОБЭП начинают угрожать, запугивать и т.п., стоит попытаться сохранить самообладание и настаивать на своей точке зрения. Обязанность доказать виновность того или иного человека лежит на правоохранительных органах, а это не всегда удается, поскольку не всегда то или иное физлицо является виновным в совершении преступления.
Также можно явиться на допрос с адвокатом, что будет дисциплинировать сотрудника полиции.
Еще один момент, который стоит учитывать, все, что сказано на допросе, является доказательством по делу.
ПОЛЕЗНО: читайте еще советы о том, как вести себя на допросе по ссылке на сайте
Порядок проведения проверки ОБЭП
Какого-либо специального порядка, как проводить проверку ОБЭП, в законе не установлено. Сотрудники полиции могут использовать в ходе проведения проверки арсенал, который предусмотрен законом об оперативно-розыскной деятельности, а именно, запрашивать документы, проводить опросы, проводить проверочные закупки и др.
По некоторым сообщениям о совершении преступления проверки могут длиться ни один год, периодически запрашиваться документы и т.д.
Как Вы уже могли понять из вышеприведенных разделов, сотрудники ведомства могут проводить также допросы или просто запрашивать объяснения.
Поскольку процедура проверки ОБЭП не регламентирована, то каждое должностное лицо самостоятельно принимает решение, как проводить проверку, а вернее какие мероприятия выполнить.
ПОЛЕЗНО: читайте еще информацию о порядке допроса обвиняемого или подозреваемого по ссылке на сайте АБ «Кацайлиди и партнеры»
Как составить жалобу в ОБЭП?
При составлении жалобы в ОБЭП можно воспользоваться образцами жалоб, которые могут располагаться на стендах в помещении полиции. Можно самому подготовить письменную жалобу, в которой следует указать следующую информацию:
- кому адресуется жалоба, т.е. в конкретный отдел полиции
- кем подается жалоба, указываются ФИО, дата рождения, адрес проживания, номер телефона
- документ должен называться – жалоба
- в тексте жалобы необходимо подробно изложить обстоятельства обращения с жалобой, т.е., где, когда, в какое время, что произошло, кем совершено преступление, чем это подтверждается, какая сумма ущерба причинена и т.д. Важно как можно подробнее изложить о всех известных нюансах, поскольку со временем они могут быть забыты лицом
- далее в жалобе заявитель отражает свою просьбу, т.е. что он просит: привлечь к ответственности
- также в заявлении должна содержаться отметка о том, что лицо предупреждено об ответственности за заведомо ложный донос
- в случае приложения каких-либо доказательств к жалобе их следует перечислить в приложении
- ну и конечно же жалоба обязательно должна быть подписано заявителем, также на жалобе лучше указать дату ее составления
ПОЛЕЗНО: смотрите видео и заказывайте составление жалобы у нашего адвоката
Обжалование действий и бездействий сотрудников ОБЭП
Жалоба может быть подана не только в ОБЭП, но и на действия или бездействие самого ведомства отвечающего за безопасность в экономике нашей страны.
Жалобу на действия (бездействие) ОБЭП можно подать:
- вышестоящему руководству
- в прокуратуру
- обжаловать в суд
При обжаловании в суд, следует руководствоваться требованиями процессуальных кодексов.
При подготовке жалобы вышестоящему руководству или в прокуратуру, необходимо указать на то, какие права и законные интересы лица нарушаются действиями или бездействием органов ОБЭП.
Подготовку соответствующего документа иногда лучше поручить нашему адвокату и юристу, которые работают в данном направлении.
Адвокат по экономическим преступлениям в Екатеринбурге
Экономические преступления являются непростыми делами, которые требуют не только теоретических знаний, но и опыта по ведению соответствующей категории дел. В нашем Адвокатском бюро «Кацайлиди и партнеры» Вы можете рассчитывать на квалифицированную юридическую помощь по делам, связанным с экономическими преступлениями.
Обратившись к нашим адвокатам, Вы сможете воспользоваться следующими услугами:
- консультация по Вашей конкретной ситуации
- изучение документов и подготовка с учетом пояснений доверителя объяснений в отделе экономической безопасности
- участие нашего адвоката при допросе Вас в ОБЭП
- подготовка жалобы на сотрудников ведомства
- подготовка жалобы на действия (бездействие) ОБЭП
- запрос доказательств по обстоятельствам дела
- иная юридическая помощь, связанная или не связанная с проверкой данного органа МВД РФ
Отзыв о работе нашего уголовного адвоката
© адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры»
ОБЭП: расшифровка
Аббревиатура ОБЭП расшифровывается как «отдел по борьбе с экономическими преступлениями». Именно под таким названием работал специализированный отдел долгие годы.
Однако в 2011 году официальное название в связи с реорганизацией изменилось – он стал называться ОЭБиПК – отдел экономической безопасности и противодействия коррупции.
Хотя в повседневной жизни многие по-прежнему привыкли именовать его ОБЭП.
Впервые это подразделение появилось в России в 1937 году. Именно тогда указом НКВД СССР был создан отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС). По ходу истории название неоднократно изменялось.
После распада СССР в 1992 году МВД СССР и МВД РСФСФ были объединены и подразделение называлось ГУЭП МВД (Главное управление по экономическим преступлениям).
Основная деятельность
Чем занимаются?
Отдел занимается большим спектром вопросов экономической безопасности, прежде всего, он ответственен за выявление, пресечение и раскрытие экономический и налоговых преступлений. В 2003 году управление по налоговым преступлениям МВД также вошло в состав ОЭБиПК, тем самым перестав самостоятельно существовать, и расширив полномочия комитета в вопросах регулирования налогообложения.
В своей деятельности подразделение руководствуется прежде всего Конституцией РФ, Федеральным законом «О полиции» от 7.02.2011, Законом «Об оперативной и розыскной деятельности», уголовно-процессуальным кодексом.
Основные задачи и функции ОЭБ и ПК:
- выявление угроз экономической безопасности страны и разработка мер по их пресечению;
- разработка федеральных целевых программ в сфере безопасности экономической деятельности государства;
- выявление, пресечение и раскрытие наиболее опасных экономических преступлений в приоритетных сферах экономики, как внутри страны, так и на международном уровне;
- выполнение профилактических и оперативно-розыскных мероприятий с целью защиты организаций от преступных посягательств. Обеспечение тем самым благоприятных условий для развития предпринимательства.
- легализация денежных средств, полученных преступных путем в рамках своих компетенций.
- участие в разработке более совершенной нормативной правовой базы в области экономической безопасности;
- борьба с мошенничеством;
- департамент также правомочен самостоятельно осуществлять оперативно-розыскную деятельность, опираясь на законодательство.
Что проверяет?
Прежде всего, ОЭБиПК работает с заявлениями от граждан и предприятий о фактах совершения различных противозаконных деяний в сфере экономики. Такие заявления направляются для проведения проверок к сотрудникам территориальных подразделений. ОЭБиПК действительно имеет огромное количество задач и компетенций, всего их более пятидесяти.
Наиболее часто проверки связаны с разными налоговыми преступлениями или мошенничеством как физических, так и юридических лиц. В сфере компетенции отдела также вопросы:
- уклонения от уплаты налогов организациями и физическими лицами;
- скрытие денежных и иных ресурсов;
Каковы обязанности и полномочия подразделения?
Перечень обязанностей подразделения примерно следующий:
- выполнение профилактических мероприятий по постановке на учет лиц, ранее судимых и склонных к совершению экономических преступлений.
- организация плана работы, ведение учетных журналов;
- участие в сборе вещдоков;
- принятие мер, в рамках своих компетенций, по раскрытию правонарушений текущего и прошлого периодов;
В ходе выполнения обязанностей и поставленных перед подразделением задач, определен спектр полномочий сотрудников ОЭБ и ПК, основан он на Федеральном законе «О оперативно – розыскной деятельности». Сотрудники при исполнении имеют право:
- на детальный осмотр зданий и производственных помещений;
- право на использование при осмотре различные технических средств;
- могут изымать подозрительные, по их мнению, документы, с признаками фальсификации;
- принимать решение о дальнейшем использовании выявленного бесхозного имущество;
- на применение физической силы, согласно Федеральному закону о милиции.
Какие могут быть поводы для проверки?
По факту существует несколько поводов и оснований для проведения проверки со стороны подразделения:
- проверка после поступления соответствующей оперативной информации о правонарушении;
- в ходе доследственных действий сотрудников;
- проверка в рамках уже возбужденного уголовного дела, например, со стороны иных подразделений Министерства внутренних дел или прокуратуре;
Также нередко поводом для проверки становятся такие факторы, как наличие сомнительных партнеров у организации, с которыми у неё есть тесные экономические связи. Даже при формальном отсутствии причин для подозрения, такой фактор может стать причиной внезапно нагрянувшей проверки.
Еще существует такое понятие, как ненадежный сектор экономики, например, организации игорного бизнеса, могут быть подвержены проверке без каких-либо дополнительных причин для этого. Однако индивидуальные предприниматели, особенно работающие по системе упрощенного налогообложения, редко становятся объектом пристального внимания со стороны ОЭБиПК.
Как нужно себя вести при проверке?
Если случилась такая ситуация, что сотрудники все же нагрянули с проверкой в вашу организацию, нужно постараться вести себя правильно, чтобы в том числе отстоять свои права и не дать сотрудникам превысить их полномочия.
Прежде всего нужно попросить предъявить удостоверения личностей, лучше все свои действия фиксировать на бумагу или камеру. При отказе сотрудников выполнять данную просьбу есть все основания тут же позвонить во полицию. Необходимо попросить предъявить документ-постановление, дающий право на осуществление проверки и проникновение на территорию предприятия.
Также важно предусмотреть следующее:
- не стоит помогать проверяющим в доступе к секретным документам, сейфу;
- со стола желательно заранее убрать все печати;
- давать какие-либо пояснения по делу стоит исключительно в присутствии своего личного адвоката;
- не рекомендуется прямо называть свою непосредственную должность, представляясь просто как «сотрудник».
Структура подразделения
ОЭБиПК входит в состав Министерства внутренних дел Российской федерации. С 2003 года, с момента вхождения в состав налоговой службы полиции, на подразделение были дополнительно возложены и её функциональные обязанности.
Подразделение экономической безопасности имеется в каждом городе Российской Федерации, в разных городах, в зависимости от численности населения структура может несколько различаться. Внутренняя структура строится исходя из принципа разделении экономических отраслей и сфер, например:
- отдел по борьбе с экономическими преступлениями в кредитно-финансовой сфере;
- отдел по борьбе с экономическими преступлениями в бюджетной сфере;
- подразделение, в юрисдикции которого, например, топливно-энергетическая сфера и так далее.
Как устроиться на службу?
Требования к кандидатам
Если гражданин желает стать сотрудником ОЭБиПК, во-первых, ему запрещено иметь судимость в прошлом или настоящем, желательно иметь высшее юридическое или экономическое образование. Военнообязанным гражданам необходимо предъявить документ о состоянии здоровья, на оперативные должности допускаются только лица, имеющие военно-учетную категорию «А» по состоянию здоровья. Кроме этого, при обращении в отдел кадров местного городского ОЭБиПК, нужно предоставить достаточно внушительный перечень документов, среди которых:
- Паспорт гражданина РФ и его копия;
- Автобиография, написанная собственной рукой;
- Оригинал и копия военного билета;
- Согласие на оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну;
- Список документов на близких родственников и так далее.
Как видно, устроиться в такую важную государственную организацию, которая зачастую имеет доступ к секретным данным не так-то просто, но вполне возможно. Весь спектр документов после их подачи будет тщательно обрабатываться и проверяться сотрудниками отдела кадров ОЭБиПК, это может занять несколько месяцев.