Особенности административной ответственности должностных лиц

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 — 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.

Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 — 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные частью 9 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Комментарии к ст. 2.4 КОАП РФ

1. Статья посвящена должностным лицам как специальным субъектам административных правонарушений. В большинстве статей КоАП РФ в числе возможных субъектов административной ответственности названы должностные лица.

2. Административная ответственность должностных лиц играет важную роль в обеспечении законности и дисциплины в управлении. Основанием для привлечения таких лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Такая установка КоАП РФ никоим образом не ставит знак равенства между дисциплинарным и административным правонарушением, между дисциплинарной и административной ответственностью. КоАП РФ лишь презюмирует, что невыполнение должностными лицами обязанностей по службе может быть не только дисциплинарным проступком, но и административным правонарушением. Причем не любой дисциплинарный проступок, если он совершен должностным лицом, может автоматически считаться административным правонарушением.

Для признания его таковым необходимо, чтобы данное правонарушение было зафиксировано в конкретной статье Особенной части КоАП РФ. Законодатель при формулировании составов со специальным субъектом ответственности руководствовался определенным ограничителем: административным правонарушением признается нарушение лишь таких служебных правил (обязанностей), которые имеют надведомственный характер и охраняют государственный интерес.

Сложная правовая природа таких служебных обязанностей обусловила то обстоятельство, что государство, во-первых, охраняет их с помощью не одного, а нескольких видов ответственности и, во-вторых, учредило соответствующие контрольно-надзорные органы, призванные следить за выполнением этих правил.

3. В комментируемой статье впервые в законодательстве об административных правонарушениях закреплено понятие должностного лица как субъекта административной ответственности. В своей основе оно совпадает с определением должностного лица, данным в Уголовном кодексе РФ, если принять во внимание обобщающую формулировку ст.

ст. 201, 285, 318 УК РФ (см. комментарий к ст.

19.28 КоАП РФ).

Прежде всего, данная статья относит к должностным лицам представителей власти, т.е. лиц, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. Речь идет о должностных лицах правоохранительных и контролирующих органов.

Также смотрите  Постановление правительства 280 от 31.03 1994

Функции представителя власти могут осуществляться постоянно, временно или по специальному полномочию. К должностным лицам отнесены работники, полномочные выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, т.е. полномочные совершать в пределах своей компетенции властные действия, имеющие юридически значимые последствия (например, издавать правовые акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников, управлять государственным имуществом, распоряжаться денежными средствами).

В качестве должностных лиц (кроме должностных лиц, являющихся государственными или муниципальными служащими, служащими государственных учреждений и организаций) рассматриваются также руководители и иные работники иных (т.е. негосударственных) организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Ныне перечень таких лиц дополнительно конкретизирован применительно к ряду статей Особенной части КоАП РФ. Речь идет об ответственности членов советов директоров, коллегиальных исполнительных органов, счетных, ревизионных, ликвидационных комиссий юридических лиц и руководителей организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, за нарушение требований законодательства о хранении документов (ст. 13.25), за нарушение законодательства о биржах и биржевой торговле (ст.

14.24), за нарушения законодательства о ценных бумагах (ст. ст. 15.17 — 15.22), а также за административные правонарушения, предусмотренные ст.

ст. 15.23.1, 15.24.1, 15.29 — 15.31, ч. 9 ст.

19.5 и рядом других статей КоАП РФ.

Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ к числу должностных лиц отнесены также лица, осуществляющие функции члена конкурсной комиссии, котировочной комиссии или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. ст.

7.29 — 7.32 КоАП РФ.

По ответственности приравнены к должностным лицам и индивидуальные предприниматели, т.е. лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Это общее правило, но из него законом может быть сделано исключение.

Такое исключение установлено, например, в примечании к ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, где говорится о том, что за административные правонарушения, предусмотренные гл.

16 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

4. Наличие у должностных лиц права совершать действия властного характера предопределяет и особенности их административной ответственности. К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, во-первых, при нарушении своими собственными действиями установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; в-третьих, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.

5. Противоправное поведение должностного лица при наличии у него властных полномочий может причинить больший вред, нежели административное правонарушение обычного гражданина. Поэтому в конкретных статьях Особенной части Кодекса, в которых в качестве возможных субъектов ответственности названы как гражданин, так и должностное лицо, установлен повышенный размер штрафных санкций, применяемых к должностному лицу.

6. Тот факт, что административное правонарушение должностного лица одновременно является и нарушением служебных правил, т.е. дисциплинарным проступком, обусловливает вопрос о допустимости или недопустимости наложения на виновное должностное лицо сразу двух мер наказания: и административного наказания, и дисциплинарного взыскания.

В КоАП РФ общего решения этого вопроса нет. Однако исходя из того что меры и дисциплинарной, и административной ответственности имеют характер наказания, вряд ли целесообразно обязательное одновременное применение к должностному лицу за совершение им противоправного деяния, содержащего признаки и дисциплинарного, и административного правонарушения, двойного наказания. Такое наказание допустимо, во-первых, лишь за отдельные виды правонарушений, социальная вредность которых достаточно велика, и, во-вторых, если об этом есть специальное указание в законе.

В случае причинения нарушителем еще и материального ущерба возможно одновременное применение за одно и то же деяние и административной, и материальной ответственности, поскольку последняя, в отличие от первой, выполняет лишь правовосстановительную функцию.

7. Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ существенно расширен круг государственных и муниципальных учреждений (бюджетных учреждений), на которые распространяются порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, и оказание услуг, установленный Федеральным законом от 21 июля 2005 г.

N 94-ФЗ (с изм. и доп.). В связи с этим служащие бюджетных учреждений, на которых возложены функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии бюджетного учреждения — заказчика, также приравниваются к должностным лицам и, следовательно, несут ответственность, предусмотренную ст.

ст. 7.29 — 7.32 настоящего Кодекса.

К вопросу об административной ответственности должностных лиц Текст научной статьи по специальности «Право»

За совершение административных правонарушений предусмотрена административная ответственность. Субъектом административного правонарушения признается лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность. Одним из специальных субъектов выступают должностные лица.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Самигуллина Э.Ф.

Основания привлечения к административной ответственности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц

Дисциплинарная и административная ответственность государственных гражданских служащих: проблемы определения правовой природы

Текст научной работы на тему «К вопросу об административной ответственности должностных лиц»

8. Бондарев Д.А., Фирсова Е.А. Сравнительный анализ дефиниций «общественная безопасность» и «общественный порядок» во Франции, в Австрии, ФРГ, США, Канаде и России // Российский следователь. — 2010. — № 7.

9. Горовой А.В. Материалы Всероссийского семинар-совещания начальников подразделений службы вневедомственной охраны полиции субъектов Российской Федерации. Официальный сайт МВД России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mvd.ru/news/show_104976 [Доступ за 24.01.14].

Также смотрите  Документы для снятия с учета авто

10. Журавлёв Р.А. Понятие и содержание общественной безопасности как приоритета национальной безопасности [Текст] / Р.А. Журавлев // Российский следователь. — 2012. — № 9. — С. 44.

11. Козлов Ю.М, Овсянко Д.М, Попов Л.Л. Административное право: учебник / Под ред. Л.Л. Попова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2005. — 703 с.

12. Колонтаевский Ф.Е. Организационные основы охраны общественного порядка в современных условиях: автореф. дисс. . докт. юрид. наук / Академия МВД РФ. — М., 1996. — 58 с.

13. Кондрашов Б.П. Общественная безопасность и ад министративно -правовые средства ее обеспечения. — М.: Юрист, 1998.

14. Уголовная политика и её реализация органами внутренних дел: учебник / Под ред. Л.И. Беляевой. — М.: Академия управления МВД России, 2003.

15. Официальный сайт МВД России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mvd.ru [Доступ за 25.04.2014].

К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Уральский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, г. Екатеринбург

Уфимский государственный колледж технологии и дизайна, г. Уфа

За совершение административных правонарушений предусмотрена административная ответственность. Субъектом административного правонарушения признается лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность. Одним из специальных субъектов выступают должностные лица.

Долгое время правоприменительной деятельности актуальным является вопрос о рассмотрении сущности понятия «должностное лицо», а также оп-

* Преподаватель УГКТиД, магистрант УФ РЭУ им. Плеханова.

ределения правового статуса должностного лица. Согласно со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Рассмотрим понятия должность и должностное лицо.

Должность — правовое образование, первичная неделимая структурная единица в организации или вне её, замещаемая физическим лицом, отвечающим установленным квалификационным требованиям, несущим должностные обязанности и наделённым должностными полномочиями [4].

Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях России [1].

Согласно Федеральному закона «Об основах государственной службы РФ» Государственная должность — должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации (далее — государственные органы), с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Термин «должностное лицо» в современном административном законодательстве имеет более широкое значение и не ассоциируется только с правовым положением государственных служащих [3].

Статус должностного лица распространяется на физических лиц, наделенных организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в юридическом лице, независимо от формы собственности и подчиненности, а также на индивидуальных предпринимателей к организационно-распорядительным функциям, осуществляемым постоянно или временно должностным лицом, относятся, например, руководство коллективом, расстановка и подбор кадров, организация труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. К административно -хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены функции по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий (принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.) [2].

Законодатель предусмотрел порядок и условия привлечения к административной ответственности руководителей и иных работников организаций, отличных от государственных и муниципальных, а также индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица аналогичные тем, которые применяются при привлечении к административной ответственности должностного лица. Иначе говоря, указанные лица несут ответственность как должностные лица.

Важно отметить то, что юридические составы административно-налоговых правонарушений, субъектом которых являются должностное лицо и лица, приравненные к ним, за исключением индивидуальных предпринимателей, объединены в новом КоАП РФ в главе 15 «административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг». В зависимости от субъекта правонарушения юридические составы, условно, можно классифицировать на два вида: а) устанавливающих ответственность должностных лиц и б) лиц, приравненных к таковым.

Заслуживает внимания тот факт, что административный проступок должностного лица одновременно является и нарушением им служебных правил, т.е. дисциплинарным проступком, предполагает разрешение вопроса о допустимости или недопустимости наложения на виновное должностное лицо сразу двух наказаний — и административного, и дисциплинарного. Действующим законодательством этот вопрос решен лишь частично.

Так, не допускается сочетание уголовной ответственности с дисциплинарной и административной. Однако действующие нормативно-правовые акты не содержат запрета на одновременное применение к правонарушителю как административной, так и дисциплинарной ответственности. Поэтому, представляется, что при кумуляции административных и дисциплинарных правонарушений в каждом конкретном случае правоприменителю необходимо будет выбирать те санкции, которые наиболее эффективно будут содействовать плодотворному развитию охраняемых ими общественных отношений.

Административная ответственность за проступки должностных лиц предусмотрена также отдельными федеральными законами. В ст. 289-306 БК, определяющих виды правонарушений бюджетного законодательства, понятие «должностное лицо» не упоминается, однако правонарушителями в указанных случаях являются лица, наделенные государственно-властными полномочиями, руководители хозяйственных и муниципальных органов и иные лица, осуществляющие функции должностных лиц в том смысле, как это предусмотрено дефиницией должностного лица, содержащейся в примеч.

1 к ст. 285 УК. К правонарушителям — должностным лицам, как правило, относятся государственные и муниципальные должностные лица.

Санкции за налоговые правонарушения чаще применяются к должностным лицам коммерческих организаций [2].

Санкции за налоговые правонарушения чаще применяются к должностным лицам коммерческих организаций. Санкции, определенные БК и НК, в отличие от КоАП, не предусматривают дифференциации наказаний, совершенных должностными лицами и лицами, не наделенными правомочием должностного лица: при выявлении обстоятельств, отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, принимается во внимание лишь повторное совершение указанного проступка лицом, к которому уже были применены налоговые санкции.

Также смотрите  Продажа авто по наследству налог при продаже

Можно выделить следующие черты, характеризующие правовой статус должностного лица:

— к должностным лицам относятся особые категории служащих государственных органов и служащих, работающих в иных государственных и негосударственных структурах, независимо от используемых ими организационно-правовых форм;

— имеет место процесс сближения правового положения государственных служащих со статусом должностных лиц;

— к рассматриваемой категории относятся государственные служащие, а также некоторые категории лиц, не являющихся государственными служащими, но занимающих государственные должности, в том числе наделенные властно—распорядительными полномочиями в отношении не подчиненных по службе лиц («представители власти»);

— должностные лица — это также служащие государственных организаций, наделенные правом издания нормативно-правовых актов, распространяющихся на подчиненных и / или не подчиненных по службе лиц;

— статус должностного лица имеют служащие государственных органов, наделенные определенным объемом властных полномочий в отношении подчиненных по службе лиц, включая право на издание индивидуальных актов управления, а также имеющие право на использование официальных символов, реквизитов, характеризующих их формально-юридическое положение;

— к рассматриваемой категории относятся служащие государственных органов, наделенные специальным правом на поддержание официального взаимодействия с другими государственными организациями Российской Федерации;

— к должностным лицам в ряде случаев относятся служащие, несущие специально оговоренную в законодательстве ответственность за поведение других, подчиненных им по службе лиц [3].

Административная ответственность должностных лиц в соответствии с КоАП, как правило, является следствием противоправного бездействия: нарушитель не соблюдает своих должностных обязанностей либо уклоняется от их исполнения, допуская тем самым наступление общественно опасных последствий.

Необходимо исследовать вопрос о проблемах привлечения к административной ответственности должностных лиц. Для этого целесообразно в первую очередь определение должностного лица следовало бы дать в более широком и детальном толковании. Это будет способствовать дальнейшему развитию административно-правового регулирования.

Исследования особенностей правового статуса должностных лиц имеет теоретическую и практическую значимость для совершенствования действующего законодательства и практики его применения.

1. Кодекс Российской Федерации об Административных Правонарушениях (в ред. от 15.01. 2013 г.) // «Российская газета». — 31.01.2001. — № 256.

2. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru (дата обращения: 31.03.2014).

3. Воронков А.В. Понятие должностного лица в административном праве / А.В. Воронков // Правоведение. — 1999. — № 1. — С. 55-65.

4. Энциклопедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dic.aca-demic.ru (дата обращения: 31.03.2014).

ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ

Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань

Краткая аннотация: в данной научной статье определены особенности юридического состава статей Главы 5 Кодекса об административных правонарушениях и выделена проблема в толковании статьи 5.11 КоАП РФ.

Ключевые слова предвыборная агитация, Кодекс об административных правонарушениях, юридический состав, проблемы толкования, статья 5.11 КоАП РФ.

Предвыборная агитация, как часть избирательной кампании регламентируется многими нормативно-правовыми актами, среди которых основополагающее место занимает законодательство об административных правонарушениях Российской Федерации. В данном отношении особое значение приобретает юридическая ответственность за данные правонарушения как

Готовые работы на аналогичную тему

Соблюдение порядка привлечения к ответственности, установленного законодательством об административных правонарушениях, является обязательным.

Виды административных наказаний:

  • основные;
  • дополнительные.

В рамках законодательства за совершение одного административного правонарушения возможно назначение основного или основного и дополнительного административного наказания. Особые виды административных наказаний предусмотрены для следующих групп лиц:

  • сотрудники правоохранительных органов;
  • военнослужащие;
  • инвалиды;
  • несовершеннолетние и др.

Мы делаем сложные дела простыми. Опыт адвокатов более 8 лет. 96% успешных дел!

Чем мы можем Вам помочь?

Какие категории граждан считаются должностными лицами

Содержание рассматриваемого термина определено в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ. Во-первых, это представитель власти, который наделен правом давать распоряжения людям, не находящимся в служебной зависимости от него. Можно сделать вывод, что законодатель имел в виду лиц, работающих в гос. органах, имеющих определенный объем полномочий.

Во-вторых, должностное лицо — это гражданин, имеющий организационные и распорядительные, административные и хозяйственные полномочия в различных гос. органах, муниципалитетах, армии.

В правовой практике не возникало бы сомнений относительно того, какие категории граждан подпадают под рассматриваемую категорию, если бы законодатель в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ не приравнял определенных субъектов к должностным лицам. Перечислим их далее.

Adblock
detector