- Педагог не имеет права оскорблять ученика
- Куда обратиться, если вам кажется, что ребенка унижает учитель?
- Встреча с директором
- Вышестоящие инстанции
- В Москву, в Москву…
- Обращение в суд
- Вопрос – ответ
- На чьей стороне закон, если ученик оскорбил учителя
- Что такое личное оскорбление
- Что говорит закон
- Что можно сделать
- Комиссия по делам несовершеннолетних
- Куда обращаться, если ребенка публично унижает учитель
- Заявление об оскорблении
- Обратите внимание!
- Какая ответственность за оскорбление ученика
- «Статья» за оскорбление учителя. Повысит ли эта мера статус педагога? — 17.07.2014
- Что делать, если учитель кричит и занижает оценки? Права учеников
- Кого могут взять на работу в школу?
- Имеет ли право учитель кричать на учеников, оскорблять и подвергать любому виду насилия?
- Как выбрать частную школу и не ошибиться
- Кто решает, по каким критериям выставляются оценки, и можно ли оспорить несправедливые отметки?
- Сбор денег, дресс-код и дежурство: как нарушают права учеников
«Я не пойду в школу, меня учительница обидела»; «Наш учитель все время хамит и обзывается, прямо на уроке»; «Наша учительница сегодня сказала, что я хоть и «очкарик», а совсем не умный. И все дети начали смеяться»… Дикие истории? Такого не может быть? Ребенок все выдумывает? Учитель не может так себя вести?
Оказывается, может. И такие случаи совсем не редки, особенно в последнее время. Можно не обращать внимания и думать, что это такой педагогический метод. А может быть педагог нарушает правила обучения?
Педагог не имеет права оскорблять ученика
Начнем с базового принципа педагогики: оскорблять детей ни в коем случае нельзя. И это не только нравственная, но и законодательная норма.
Статья 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ об обязанности и ответственности педагогических работников очень четко определяет, что педагогические работники обязаны уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений. То есть, если вы уверены, что ребенка на самом деле оскорбили или унизили, с этой проблемой нужно разбираться, и в случае, если это будет доказано, педагога ждет наказание, вплоть до увольнения.
А, может, оскорбления и не было? Так тоже бывает. Дети обидчивы. И безобидное замечание учителя может показаться настоящей трагедией маленькому человеку с большим чувством собственного достоинства.
В данном случае родители сначала должны сами понять, имело ли место оскорбление. Например, маленькая девочка обиделась, когда учительница упрекнула ее в том, что она постоянно опаздывает на уроки: «Вика, ты слишком крепко спишь. У тебя, наверное, очень теплая пижамка и очень мягкая постелька?» Одноклассники засмеялись, а школьница заплакала.
Мама, узнав об этом, сначала возмутилась, а потом решила обратить все в шутку. На «семейном совете» пришли к выводу, что нужно выезжать из дома пораньше, и на этом все закончилось. Ребенок успокоился.
Инцидент исчерпан.
Другой случай не так безобиден. Школьник пришел в школу после каникул с новой прической и покрашенными волосами. Учитель физкультуры начал отпускать по его поводу сальные шутки насчет того, что он «теперь и не уверен, в какую группу – к девочкам или к мальчикам его ставить.
И безопасно ли ему в раздевалке». Это уже вполне можно квалифицировать как оскорбление ученика учителем. В этом случае вмешательство родителей вполне уместно.
Оскорблением считается прилюдное унижение достоинства. Где провести грань между безобидной шуткой и унижением – решать в первую очередь вам. А позже, возможно, и юристам.
Источник фото stockking/freepik
Куда обратиться, если вам кажется, что ребенка унижает учитель?
В первую очередь специалисты советуют выяснить, является ли такое поведение нормой для учителя. Допускает ли он оскорбления в адрес других учеников или «повезло» только вашему?
Если хамское поведение вообще характерно для данного педагога, нелишним будет собрать подписи с других родителей. Это уже не субъективное мнение одного человека, а коллективная жалоба. Она, безусловно, имеет больший вес.
Но и в том случае, если оскорблениям подвергается только ваш ребенок, это нельзя оставлять безнаказанным.
Есть два мнения о том, что должен делать родитель, который считает, что его ребенка оскорбляет учитель. Разница состоит в том, есть смысл беседовать с педагогом-хамом или нужно обращаться сразу к директору.
Те, кто уверен, что «профилактическая» беседа может решить проблему, упирают на здравый смысл учителя. Видя, что родители в курсе того, что происходит в школе с ребенком, он будет осторожней в выражениях. Кроме того, нельзя исключать возможность, что он прекрасно относится к ребенку/детям, и просто не понимает, что своими неловкими фразами оскорбляет их.
Ваше замечание поможет ему скорректировать поведение.
Сторонники жестких мер уверены: хамство педагога не пройдет после разговора с родителями, а, может и усилится. Такие люди не должны работать с детьми, их нужно «воспитывать», а лучше сразу увольнять.
Ни в коем случае не начинайте разговор на повышенных тонах. Если имело место недоразумение, ваша агрессивность будет совершенно неуместна. А если вы имеете дело с профессиональным хамом – не стоит играть на его поле.
Думается, с учителем пообщаться все же стоит. В любом случае полезно будет услышать и его позицию – хотя бы для того, чтобы подготовить контраргументы. Для беседы на другом, более высоком уровне.
Встреча с директором
Многие родители, стронувшись с издевательством над их ребенком в школе, вообще не хотят связываться с этим учебным заведением, а сразу ищут правды на самом высоком уровне: «это корпоративная этика», «все будут друг друга покрывать», «справедливости не добьешься». Это неправильно. Если вы хотите пожаловаться на учителя, первая инстанция – обращение к директору.
И вот здесь уже мало просто «прийти поговорить»: жалобу на неправомерное поведение педагога нужно подать в письменном виде.
В произвольной форме. Просто опишите, какие поступки педагога вам кажутся недопустимыми. Очень хорошо, если у вас будет доказательство — например, запись на телефон.
Еще лучше, если ваша жалоба будет поддержана другими родителями.
Жалоба на учителя составляется в свободной форме в письменном виде. Естественно, в заявлении необходимо указать ваши контактные данные, информация о ребенке и данные учителя, на которого вы жалуетесь. Обращение должно обязательно содержать требование провести проверку всех обстоятельств и принять необходимые меры.
Оно должно быть составлено в двух экземплярах и официально зарегистрировано у секретаря учебного заведения.
На рассмотрение директору дается 30 дней со дня подачи заявления (обязательно обратите внимание: на заявлении должны быть проставлены дата и регистрационный номер). Один экземпляр остается у вас.
На такое письмо вам обязательно ответят. Причем 30 дней –это официальный срок ответа на подобные заявления. Вы вправе потребовать разбирательства в более короткий срок – 15 и даже 10 дней. Но это должно быть отражено в заявлении.
Источник фото Racool_studio/freepik
Вышестоящие инстанции
Нередки случаи, когда ответ директора не удовлетворяет родителей ребенка. Самое эффективное средство против учителя-хама и руководства школы, закрывающего глаза на происходящее — жалоба в департамент образования. Он есть на местном уровне (муниципалитет) и более высоком – региональном (субъект федерации).
Чем ниже уровень, тем быстрее пройдет рассмотрение. К каждому заявлению необходимо приложить копию ответа от нижестоящей инстанции.
Обращение в официальные организации в обязательном порядке повлечет за собой проверку. Если факты, изложенные в вашей жалобе подтвердятся, будет наказан не только учитель, но и директор. Как правило, на педагога налагается дисциплинарная ответственность, а на руководство — административная.
В Москву, в Москву…
Не опускайте руки, если вам кажется, что на местном уровне не проявили должного внимания к вашей проблеме.
После того, как вы получили ответ из департамента образования региона и он вас не удовлетворил, вы можете обратиться в Министерство просвещения России.
Но не раньше. Естественно, законом не запрещено обращаться с жалобой сразу в самую высокую инстанцию, хоть в Администрацию Президента – но нужно понимать, что, если обращению в правительственный орган не предшествует жалоба на более низкий уровень, Минпросвещения просто перенаправит его на рассмотрение в муниципальный орган.
Ехать в столицу для того, чтобы подать жалобу, необязательно. Ее можно направить письменно как по обычной почте, так и в электронном виде.
Письменная жалоба направляется Почтой России или курьерскими или транспортными компаниями по адресу: 127006, Москва, ул. Каретный ряд, д. 2. Электронное письмо можно отправить по адресу: [email protected]
Также на сайте Министерства просвещения есть специальный ресурс для сбора жалоб и обращений – открытая приемная .
Обращение в суд
Бывают случаи, когда традиционная родительская страшилка «я буду обращаться в суд» действительно имеет смысл. Это ситуация, когда в отношении ребенка применено психологическое или физическое насилие.
В таком случае можно вообще не тратить время на административные органы, а сразу обращаться в правоохранительные: полицию, прокуратуру. Также можно обратиться в суд.
Но тут нужно понимать, что обращение в суд целесообразно, когда имеет место вред, который можно оценить с материальной точки зрения. В этом случае вы можете рассчитывать на компенсацию имущественного и морального вреда, выраженного в денежном эквиваленте.
Вопрос – ответ
Учителям нельзя повышать голос или кричать на детей во время занятий. Это можно трактовать как нарушение статьи 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ, где прямо прописано, что педагогические работники должны уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.
Если педагог относится предвзято к ученикам, а никакие разговоры не помогают, то первым делом нужно написать жалобу директору и поднять этот вопрос на ближайшем родительском собрании. Критерии оценивания знаний определены Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), на этот нормативный документ следует ссылаться при предвзятости учителя
Жалоба на имя директора пишется в произвольной форме. Необходимо заполнить «шапку»: от кого (Ф.И.О.), кому (Ф.И.О., должность), указать адрес и контакты заявителя, написать слово «Заявление» по центру листа. Далее следует изложить суть конфликта, обозначив участников.
Старайтесь писать максимально коротко и по существу. Также необходимо указать, какой выход из ситуации вы видите как родитель (увольнение педагога, выговор и т.д.). В конце документа обязательно проставьте дату, фамилию и имя заявителя и поставьте подпись
На чьей стороне закон, если ученик оскорбил учителя
Времена меняются, меняются люди и отношения между людьми. То, что раньше казалось совершенно неприемлемо, сейчас рассматривается как норма. До недавнего времени учитель рассматривался как неизменный авторитет для своих учеников. Невозможно было представить ситуацию, когда дети могли позволить себя какие-либо вольности в отношении педагога.
Сейчас все иначе. Нередко можно столкнуться с ситуацией, когда ученики ведут себя неподобающим образом с учителем, могут обозвать или оскорбить его. Как поступить в таком случае педагогу и существует ли в законе статья за оскорбление учителя учеником?
Что такое личное оскорбление
Для начала немного теории. Что такое личное оскорбление? Это действия одного лица по отношению к другому, которые унижают человека, оскорбляют его честь и достоинство.
Оскорбление может выражаться устно. То есть это разные обидные слова и фразы, нецензурная лексика. Также личное оскорбление может выражаться в виде непристойных жестов, пощечин и плевков. Оскорбление может быть как личным, то есть с глазу на глаз, а может быть публичным, когда есть свидетели нанесенного унижения.
В настоящее время за личное оскорбление можно привлечь виновного к административной ответственности. Наказанием в этом случае будет штраф. Но это все применимо к взрослым, совершеннолетним гражданам.
Если говорить о школе, то по закону вполне можно привлечь к ответственности учителя за оскорбление ученика. Можно легко найти родителей, которые пользовались этим правом.
Но вполне возможна и обратная ситуация. Ученик оскорбляет учителя. Молчать и делать вид, что ничего не происходит, в этом случае тоже нельзя. Надо знать законные методы воздействия на ребенка. Иначе можно вместо восстановления справедливости самому попасть под суд.
Что говорит закон
В школах нередко можно встретить жестоких и агрессивных детей. Как правило, они растут в неблагополучных семьях и имеют большие огрехи в воспитании. Такие дети часто становятся настоящей головной болью как для одноклассников, так и для педагогов.
Они позволяют себе не только жестокое обращение со сверстниками, но и вполне могут пойти на такой неприемлемый шаг, как оскорбить учителя.
Раньше оскорбление рассматривалось как уголовное преступление. Сейчас такой статьи в Уголовном кодексе нет. Наказание за оскорбительные действия предусмотрены в Кодексе об административных правонарушениях. То есть, за такое преступление полагается штраф. Вот только действие Кодекса не применяется к несовершеннолетним.
Таким образом, если нанесенное оскорбление настолько серьезно, что учитель захочет наказать обидчика, сделать это через суд не представляется возможным. Даже если будет написано заявление в суд или в прокуратуру, судья отклонит его, как противоречащее закону.
Единственное, что можно попробовать сделать – подать иск с требованием компенсации морального вреда от родителей провинившегося ученика.
Что можно сделать
Что же делать в ситуации, если ученик оскорбляет и унижает учителя? Как правильно поступить в подобной ситуации? Конечно, самое главное нельзя опускаться до уровня обидчика и пытаться отомстить его же методами. Не надо в ответ оскорблять ученика. Потому что, как сказано выше, ученик от ответственности уйдет, а вот учителю может достаться по полной программе.
Что может сделать обиженный учитель? Поставить в известность о случившемся родителей ребенка, а также руководство школы. Не стоит пытаться решить проблему один на один. Надо попробовать коллективно разобраться в случившемся. Можно собрать по этому поводу педагогический совет. В итоге ученик должен попросить прощения у педагога.
Если это не единичный случай подобного рода, возможно что стоит обратить на этого ребенка более пристальное внимание. Может быть есть необходимость, чтобы с ребенком поработали психологи и социальные педагоги. Ведь если не пресечь такое поведение в начальной стадии, дальнейшее развитие событий может быть абсолютно непредсказуемым.
Это наиболее часто применяемые и, в то же время, достаточно лояльные методы воздействия. Если ситуация не очень запущенная, они вполне могут помочь исправить сложившееся положение.
Комиссия по делам несовершеннолетних
А если описанные выше методы не дали результата? Или обстоятельства оскорбления настолько серьезны, что учитель непременно хочет добиться справедливости? Учитель имеет право обратиться в Комиссию по делам несовершеннолетних.
Это постоянно действующий в каждом регионе орган. Основная функция его — защищать права детей и предупреждать развитие преступности.
Так вот, если несовершеннолетний совершил проступок, который рассматривается как административное правонарушение, это веский повод для обращения в КДН. А личное оскорбление как раз и относится к таким нарушениям.
Когда в Комиссию поступила соответствующая жалоба, ее сотрудники должны разобраться в произошедшем. Необходимо сформировать объективную картину случившегося. И если поводов окажется достаточно, то неблагополучного ребенка поставят на учет.
Конечно, если вина ученика не будет доказана или это был единичный случай, то на учет никто никого не поставит. Но если ребенок регулярно совершает неправомерные действия, у него неблагополучная семья, то скорее всего КДН примет решение не в пользу ученика.
Постановка на учет серьезный повод для ученика задуматься о своем поведении, ведь теперь все его действия будут под пристальным вниманием. И возможно, он станет на путь исправления. Да и жажда справедливости учителя будет удовлетворена.
Куда обращаться, если ребенка публично унижает учитель
Кричать на ребенка, оскорблять и унижать при всем классе или в социальных сетях и по телефону не имеет права ни один учитель. Такой подход к учебному/воспитательному процессу является непедагогичным и требует определенных мер со стороны родителей и вышестоящего руководства.
Защитить ученика от нападок со стороны учителя можно несколькими способами – от официального обращения в комиссию по урегулированию споров до судебного разбирательства с возмещением морального ущерба.
Родитель может обратиться с просьбой провести дисциплинарное разбирательство, по итогам которого педагога могут уволить и привлечь к ответственности. Главное – доказать, что действия педагога были направлены на унижение/оскорбление личности школьника.
Куда жаловаться и что предпринять, если учитель обзывает и оскорбляет ребенка:
- проблему можно решить миром, ограничившись разговором с учителем, но без угроз и повышенного тона;
- если мировое соглашение не достигнуто, а нападки со стороны педагога продолжаются, то следует написать заявление директору школы (индивидуально или коллективно от нескольких учащихся);
- одновременно с обращением к директору можно подать такой же документ в Комиссию по урегулированию конфликтов в учебном заведении. Чтобы жалоба не была признана заговором, лучше привлечь к разбирательству других родителей из вашего класса, имеющих претензии относительно поведения и обращения учителя с учениками;
- крайняя мера добиться справедливости – исковое заявление в суд, прокуратуру и полицию, где не помешает поддержка опытного юриста.
Если ситуацию не удалось исправить вышеизложенными способами, то остается перевод школьника в другой класс или школу.
Заявление об оскорблении
Заявление на оскорбление ученика учителем подается в полицию, прокуратуру и директору школы. Правильно оформить документ можно по заданному шаблону или воспользовавшись помощью наших юристов. Что следует указать в заявлении об оскорблении:
- куда/кому подается документ – номер школы, ФИО директора, наименование суда, отделение полиции, данные начальника заведения/прокурора и т.д.;
- данные заявителя и пострадавшего;
- суть проблемы – события, факты, сведения об оскорблении и прочее;
- подтверждающие вину учителя доказательства – аудио/видеосъемка, свидетельские показания одноклассников и иных участников конфликта, распечатка смс сообщений или страниц из социальных сетей;
- ссылки на закон о защите интересов ученика и требования по привлечению учителя к ответственности;
- подпись и дата.
Если была попытка решить конфликт мирным путем, то следует приложить к заявлению копию жалобы к директору школы и сведения об устной беседе. Если есть свидетельские показания, все бумаги должны быть заверены подписями.
Обратите внимание!
Если заявление передается в прокуратуру, то на основании предоставленных доказательств принимается решение о возбуждении административного дела, срок расследования которого не превышает 1 месяц. Судьба преподавателя решается судом по месту проживания истца.
В случае физического насилия, рекомендуется не затягивать с обращением в правоохранительные органы, а привлечь к делу опытного адвоката и снять побои при их наличии или подготовить неоспоримые доказательства толчка, удара, шлепка и иного действия педагога.
Какая ответственность за оскорбление ученика
Что будет учителю за оскорбление ученика, установлено ст. 5.61 КоАП РФ. Согласно данной административной нормы, за оскорбление человека предусмотрены следующие наказания:
- за унижение чести и достоинства человека на граждан возлагается штраф до 3 тыс. руб., на должностных лиц (учитель) – до 30 тыс. руб., а на юридических лиц – до 100 тыс. руб.;
- оскорбление в СМИ (радиоканал, телепередача, газета, интернет-портал и прочее) – штраф для граждан увеличивается до 5 тыс. руб. максимум, должностных лиц – до 50 тыс. руб., а юридических – до 150 тыс. руб.
Дополнительно к административной ответственности родитель ученика имеет право потребовать возмещение морального ущерба. Сумма компенсации зависит от степени вины правонарушителя и последствий происшествия.
Если порочащие честь ребенка сведения были распространены массово, то учитель будет привлечен к ответственности по статье 128.1 Уголовного кодекса РФ – клевета.
В случае физического насилия над ребенком, расследованием занимаются правоохранительные органы и простым штрафом отделаться не удастся. По данным преступлениям предусмотрено лишение свободы, снятие с занимаемых должностей и принудительные работы. В любой ситуации лучше обратиться за поддержкой к опытному юристу, который поможет собрать доказательства, избежать наговора со стороны обидчика и добиться справедливости по закону.
«Статья» за оскорбление учителя. Повысит ли эта мера статус педагога? — 17.07.2014
СЛУШАТЬ ЭФИР
(21.07.2014)
В уральском Кыштыме ученик бросился с кулаками на учителя за указание на ошибку. В Томске педагогу надели на голову мусорное ведро. Ролики, снятые в классах, подтверждают: случаи физического и психологического насилия над работниками образования – это следствие, по выражению первого зам министра образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Андрея Томских, того, что «в минувшие 20 лет статус и авторитет учителя в нашей стране сильно снизился».
Депутаты решили отстаивать честь и достоинство учителя. Депутат Госдумы Виктор Шудегов подготовил законопроект об ужесточении ответственности за оскорбления школьных педагогов, где предложил внести изменения в ч. 2 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», увязав их с соответствующей статьей Уголовного кодекса.
Депутат предлагает приравнять «оскорбления, насмешки, упреки в некомпетентности, поучения, формирование негативного отношения в среде учителей и родителей и так далее» по отношению к педагогическим работникам к применению силы или оскорблению в отношении представителя власти. Можно сказать, что насмешка над учителем будет квалифицироваться так же, как нападение на полицейского. За такое нарушение детей будут исключать из школы, а их родителей штрафовать или отправлять на исправительные работы сроком от 6 месяцев до года.
Сегодня школяры зачастую более законодательно защищены, нежели их преподаватели, и пользуются этим. Так что понятна озабоченность депутатов, как и надежда президента Межрегиональной ассоциации учителей географии России Александра Лобжанидзе, на то, что ответственность за оскорбление учителей будет введена как можно скорее.
С другой стороны, эта инициатива вызывает серьезнейшие возражения. Во-первых, любые агрессивные действия учеников против педагогов уже регулируются Уголовным кодексом. К тому же, опасается директор МБПЧ Александр Брод, «при столь расплывчатых формулировках закона учитель может воспринять как «насмешку» или «поучение» любое невинное высказывание ученика».
Сопредседатель профсоюза «Учитель» Андрей Демидов считает, что главная защита учителя – это его педагогическое мастерство, а не уголовная статья. Отношения между учеником и учителем нельзя выстраивать на основе уголовного или административного права: педагог нуждается в защите, но в рамках образовательных отношений, — отмечает первый зампред профильного комитета Госдумы Олег Смолин.
Идея карать за «наезды» на учителей нашла поддержку у половины (51% ) граждан России, сообщили социологи исследовательского центра портала Superjob.
Американский психиатр Томас Сас в свое время писал, что учитель должен обладать максимальным авторитетом при минимальной власти. Поможет ли уголовная защита учителей от детей вернуть этот авторитет и неприкосновенность?
Адамский Александр Изотович, ректор автономной некоммерческой образовательной организации Института образовательной политики «Эврика»:
Тех законов и положений, которые есть, достаточно для того, чтобы защитить учителя, как и любого другого гражданина, от посягательства на личное достоинство. Что касается, например, это законодательной защиты учителя от насмешек или обвинения в некомпетентности со стороны школьников, то, мне кажется, что уголовное наказание — медвежья услуга. Потому что авторитет учителя поднимается не тем, что его защищают от насмешек, а тем, что к его мнению прислушиваются, ему дают свободу, самостоятельность, автономность.
Важно задать вопрос: что мы хотим? Если мы хотим защитить учителей от физического насилия, — эта угроза реальна, я могу подтвердить. Но достаточно ли тех мер, которые есть в законодательстве, для защиты любого гражданина от физического насилия? Сначала надо доказать, что недостаточно. Последнее, что в этой ситуации стоит делать, — это принимать закон, запрещающий оскорблять учителя.
Кроме того, а это и раньше было, я работал в школе много лет и прекрасно это знаю, есть дети неадекватные, которые могут допустить и грубость, а иногда и насилие. В этом смысле, мне кажется, нужно просто более широко применять те нормы законодательства, которые есть. А у нас сложилась такая практика, что мы защищаем двоечников, защищаем тех, кто слабо учится, тех, кто провинился.
То есть, получается, те, кто нарушил правила и нормы, более нуждаются в защите, чем те, в отношении кого эти правила были нарушены. Поэтому я думаю, что наращивать законодательную базу для защиты учителя не имеет смысла. Надо более тщательно применять то, что есть.
Авторитет учителя никогда не был высок ни в нашей стране, ни в других странах. Учитель — это одна из самых малоуважаемых, малооплачиваемых и малоавторитетных профессий. И в этом смысле задача, которую в свое время сформулировал Владимир Ильич Ленин, — поставить учителя на такую высоту, на которой он никогда не стоял и никогда стоять не будет, — это все иллюзия.
Не поставили большевики за 70 лет, не поставили сейчас.
Кризис коснулся любой профессии. Поэтому дело не в том, что 20 лет унижали педагогов, а в том, что само образование испытывает жуткий кризис. Учитель перестал быть единственным источником знаний, образования и т.д.
Сегодня для ребенока и родителя, что кроме учителя, есть огромное число иных источников информации. Это во-первых. А во-вторых, и это самое главное, на мой взгляд, от чего авторитет учителя падает, мы не можем честно сказать родителю и ребенку, зачем нужно хорошо учиться, зачем слушаться учителя, зачем выполнять задания и т.д.
Родители и дети прекрасно видят, что качественное образование уже не конвертируется ни в хорошую жизнь, ни в успех, ни в карьеру, ни в зарплату, а даже наоборот: люди, которые учились так себе, двоечники и троечники, преуспевают в жизни куда больше, чем отличники. Это все прекрасно понимают. В чем тогда основания убедить ребенка слушаться, выполнять домашние задания, учиться хорошо? А учитель привык, что у него в руках кнут, и он этим кнутом пользуется.
А когда этого кнута нет, то оказывается, что других аргументов тоже нет.
Широко известна теория о так называемом двойном отборе. Когда в педагогический идут те, кто не смог поступить в другие ВУЗы, а в школы после педвуза идут те, кто не смог устроиться на другую работу.
Было несколько исследований на эту тему. Когда выясняли причины, почему выпускники не хотят идти в учителя, то на первом месте стояла рутинность работы, давление администрации, а слабое материальное обеспечение — низкая зарплата — только на 4-м месте. Учитель, действительно, сейчас, как автомат, у него нет свободы, нет самостоятельности, возможности вести работу так, как он считает нужным.
Все приказывают, все регламентировано. Поэтому сравнение учителя с неудачником для ребенка оправданно.
В чем основание того, чтобы дети и родители хорошо относились к образованию в школе? Чем выше ценность образования, тем выше авторитет учителя. А искусственным способом поднять авторитет учителя не получится. Если карьера, высокая зарплата, хорошее положение в обществе будут продолжать быть приоритетом не отличников, а двоечников, то авторитет учителя подниматься не будет.
Петр Положевец, главный редактор «Учительской газеты»:
Мне кажется, что введение уголовной ответственности за оскорбление учителя — это слишком сурово. Но то, что такой закон нужен, это правда.
Мы в последнее время стали говорить о насилии с позиции ученик — учитель. Раньше привычным было: учитель обижает ученика, то подзатыльник даст, то словесно обидит, за руку потянет, — и сразу же родители бегут в суд, и начинается история, которая заканчивается тем, что учитель вылетает из школы.
Наверное, это правильно: учитель, который применяет физическое насилие, и словесное, и моральное по отношению к детям, не должен работать в школе. Но никто не говорил о том, столько есть случаев, когда дети нападают на учителя и нападают так, что учителю потом приходится обращаться к врачам. Я знаю мало примеров, когда наказывали ребенка за то, что он это делал, когда его поступок в отношении учителя становился предметом какого-то серьезного рассмотрения.
В рамки несения ответственности надо включать не только детей. В первую очередь, за то, что творят дети, отвечают родители. Может быть, родители тоже должны нести ответственность за те действия, которые дети предпринимают против учителей.
К счастью, Россия пока еще не на первом месте по насилию. Есть такое исследование, которое проводит ЮНЕСКО, о насилии в школе как в одну сторону, так и в другую, так мы там где-то в конце списка. Надеюсь, и не будем подниматься вверх, к худшим показателям.
Но этот закон, мне кажется, поможет оздоровить ситуацию в школе. Ситуация, мне кажется, не очень хорошая.
Антон Ильич Молев, директор Московского института развития образования:
Проблема взаимоотношений учителя и ученика, действительно, настолько серьезна, что надо искать пути ее решения. Но убежден, что предложенные меры носят популистский характер. Приравнивание статуса учителя к госслужащему — это как минимум чрезмерно.
Я уверен в том, что проблема кроется гораздо глубже. Это и тяжелый 20-летний период трансформации бывшей советской, теперь уже российской школы, и не самое простое положение статуса учителя. И в этом плане нужны прежде всего меры, касающиеся изменений и качественного состава учителей, и повышения в своем статусе профессии учителя.
Учитель по определению призван воспитывать. Человек, идущий на эту стезю и вступающий на этот путь, понимает, что ему предстоит вести непростой диалог. Мне повезло, у меня не было серьезных негативных столкновений.
Но моей бабушке довелось поработать и в школах, и в интернатах. У нее находились ресурсы общаться с детьми, попавшими в интернат по причине не самых простых жизненных ситуаций.
Надо просто четко разделять задачи. Я убежден, что уголовная ответственность существует в рамках Уголовного кодекса за определенные деяния и не надо ее усовершенствовать. Если речь идет о неправомерных действиях, то должны включаться все существующие законы.
А если мы создадим дополнительный ресурс, то встает вопрос об индульгенциях, которые учитель мог бы использовать в качестве рычага воздействия на учеников.
В целях повышения статуса учителя увеличение зарплаты учителей — это задача номер один. Но социальный статус складывается не только из материального состояния, он складывается из более широкого представления о престижности профессии. Сегодня это не та профессия, к которой безусловно стремятся многие.
Это некий странный жизненный выбор, если говорить о мнении большинства.
Образ учителя, если говорить о том огромном информационном потоке, в котором мы живем, очень непригляден в современных сериалах и телевизионных программах, которые используют вопиющие случаи, вызывающие наибольший ажиотаж у зрителей. Также и в социальных сетях, которые стали мощным источником информации для подрастающего поколения. Минимальный объем информации несет позитив по поводу школы или того или иного учителя в частности.
В основном это транслированные мемы с традиционными, звучащими из уст учителей фразами, странными поступками и т.д. Информационное пространство преимущественно негативно, это, конечно, не способствует повышению статуса учителя.
Я не знаю, как правильнее решить эту проблему. Но если мы хотим вспомнить о школе с теплотой, то мы вспоминаем советский кинематограф и плеяду блистательных советских фильмов о том, какой была и должна быть школа. Присутствует огромная лакуна образа, который постепенно замещен совершенно негативным.
Это грустно, потому что по факту школа не так плоха, как о ней принято говорить, даже с учетом всех вопиющих известных фактов.
Николай Николаевич Мишустин, руководитель рабочей группы по защите семьи и детей при Мосгордуме:
После войны стране достались несколько миллионов беспризорников, для которых жесткое поведение и мат были нормой и даже не считались за преступление. Тем не менее, на основе традиционной советской классической педагогики на этих детях мы взлетели в космос, на системе православного педагога Макаренко. А что мы видим сейчас? С одной стороны, педагогические ВУЗы сокращают, делают их придатками технических.
В итоге профессиональных классических педагогов, которые могут справиться с жесткими проблемами, в школах нет.
Понимаете, социалку у нас сделали уличными джунглями. У нас родители зарабатывают деньги, а кто воспитывает детей? А воспитывают детей средства массовой информации. Более того, сейчас в школах идет процесс тотальной интернетизации.
С телевизором нельзя ребенка оставить один на один, а в Интернете вообще детям делать нечего, в 3 клика с любого новостного контента на такую порнографию можно нарваться.. А сколько случаев:пришел папа с работы домой, а его ребенок за то, что он выключил его компьютер и заставил делать уроки, «посадил на нож».
И что мы видим в Москве. Вместо того, чтобы любой ценой начальную школу сделать закрытой для Интернета, идет колоссальная интернетизация школ. Отменяют бумажные дневники, целенаправленно оставляют только интернет-дневники, чтобы дети с утра до вечера висели в сети.
Уже все врачи бьют тревогу: от планшетов дети слепнут, сходят с ума. Вот в чем суть.
Вместо того, чтобы начать с начала защищать нравственность, целомудрие, спасать детей от растления, нам, наоборот, навязывают западные ювенальные технологии, во всех школам рассказывая детям, что у них очень много прав, что они равны учителям, что у них даже приоритет над правами родителей. Во всех травматологических центрах с утра до вечера дежурит милиция, за элементарный синяк уже готовы изымать ребенка из семьи. В тех школах, где читают лекции по правам ребенка, масса детей, которые не уважают учителей, не уважают родителей, которые на них жалуются, и делают что хотят.
И многие школы читают лекции по зарубежным правам ребенка, не задумываясь, по инструкции. И довели ситуацию до тяжелого кризисного состояния.
Перед нами сейчас жесткий выбор. Или из наших детей будут растить без роду без племени семьи оранжевых обезьян, которые будут скакать на будущем майдане, или сейчас мы вернем просемейное образование, военно-патриотическое образование и, пока не поздно, восстановим все лучшие советские традиции.
А законопроект по привлечению родителей к уголовной ответственности фактически приведет к тому, что родители перестанут рожать. Ты рожаешь ребенка, он где-то хватанулся, не удержался, и тебя сразу в тюрьму. Извините, а кто в этот момент будет воспитывать твоего ребенка? Можно, конечно, утрировать ситуацию и на принудительные работы отправлять всю семью вместе с ребенком, но лучше, конечно, такую законодательную инициативу вообще отклонить, потому что лечить перхоть с помощью гильотины — это показатель абсолютной неспособности общества справиться с какими-то проблемами.
И лишение родителей презумпции невиновности через элементарное упрощенное привлечение к уголовной ответственности совсем не выход в данной ситуации.
Что делать, если учитель кричит и занижает оценки? Права учеников
Родители отправляют детей в школу в первую очередь за знаниями и очень часто смиренно принимают все правила, которые им навязывают, и все претензии учителей. Правильно ли это? И законно ли то, что зачастую позволяют себе учителя в адрес подопечных?
Кого могут взять на работу в школу?
В школу берут, естественно, не каждого. Однако наши представления о том, что детей может учить только человек, получивший педагогическое образование, неверны. Учителем может быть и специалист с образованием по той специальности, которую хочет преподавать.
Перед тем, как устроиться на работу, желающий работать учителем предстает перед комиссией, которая состоит из завучей и учителей. С ним проводят собеседование, могут попросить провести тестовый урок, определяют испытательный срок.
Возьмут ли учителем того, у кого есть судимость? Да, но только того, кто был осужден за мелкие преступления и правонарушения. На практике же даже им путь в школу закрыт, поэтому чаще всего те, кто учит наших детей, чисты перед законом.
Человек с нетрадиционной сексуальной ориентацией по закону может работать учителем, но опять же, на практике администрация старается не допускать, чтобы в коллективе были подобные педагоги.
Имеет ли право учитель кричать на учеников, оскорблять и подвергать любому виду насилия?
Мы привыкли к тому, что учитель достаточно волен в проявлении своих эмоций: он может наорать на ученика, стукнуть кулаком по столу, вывести шалуна за ухо из класса. Так было во времена нашего детства, так регулярно случается и в современной школе.
Но на самом деле учитель не имеет на это никакого права! Закон стоит на страже человеческого достоинства учеников, защищает их от оскорблений и любого вида насилия (физического и морального).
Что делать, если учитель не соблюдает эти требования? Жаловаться! За нарушение норм обращения с учениками к педагогу могут быть применены разные формы дисциплинарных мер, вплоть до увольнения. А если учитель оскорбил ученика в неприличной форме, то на него может быть наложен штраф (ст. 5.61 КоАП РФ).
Как поступить родителям, если ребенок жалуется на то, как ведет себя с ним учитель?
- Сначала есть смысл попробовать решить проблему миром. Поговорите с учителем, постарайтесь понять, по какой причине он ведет себя подобным образом (и действительно ли все так плохо, как описывает ребенок).
- Если с учителем договориться не получилось, идите на прием к директору. С собой берите заявление в двух экземплярах (один останется у вас). Директор обязан в течение 30 дней ответить в письменном виде на ваше заявление.
- Если обращение к директору не возымело действия, обращайтесь в РОНО или УНО (в разных регионах эти организации носят различные названия).
Если же будет доказано обратное — что ученик оскорбляет учителя — нарушителя ждет дисциплинарное взыскание (замечание, выговор, исключение из школы). Подростка (14-16) лет могут привлечь к гражданско-правовой ответственности (ст. 1074 ГК РФ).
Как выбрать частную школу и не ошибиться
Кто решает, по каким критериям выставляются оценки, и можно ли оспорить несправедливые отметки?
Критерии выставления оценок определяет школа. По закону, только в двух случаях есть «внешние» требования и критерии, по которым оцениваются знания учеников:
- итоговые оценки по итогам ОГЭ;
- итоговые оценки за 11 класс.
Во всех остальных случаях выставление оценок — на совести учителей. Но они не могут действовать на свое усмотрение, все критерии оценки знаний и прилежания учеников зафиксированы в локальных актах школы.
Если вам кажется, что отметки вашего ребенка несправедливо занижают, нужно действовать следующим образом:
- Первый шаг — разговор с учителем. Необходимо выслушать и другую сторону, чтобы понять, по какой причине выставляются те или иные отметки.
- Если разговор не возымел результата или объяснениями вы недовольны — идите в администрацию школы. Перед этим ознакомьтесь с локальными актами, чтобы знать, по каким объективным критериям выставляются отметки. Если вам по-прежнему кажется, что учитель несправедлив, напишите жалобу на имя директора (в двух экземплярах, один отдадите, второй останется у вас с датой принятия к рассмотрению и подписью). Вам должны дать письменные разъяснения, почему оценка именно такова.
- Параллельно вы можете обратиться в комиссию о урегулированию споров между участниками образовательных отношений (ее должна создать школа).
- Если директор не дал удовлетворяющих вас объяснений, можете обращаться в УНО или РОНО, другие органы управления образованием. Если ситуация не разрешается, можете обращаться в суд.