- Электросамокат – транспортное ли это средство
- Нужны ли права на электросамокат
- Почему движение на электросамокатах не регулируется
- На какие модели электротранспорта нужно водительское удостоверение
- Можно ли управлять электротранспортом без прав, не выезжая на проезжую часть
- Санкции за управление электросамокатом без прав
- Опасность гироскутеров
- Где и с какого возраста можно получить права
- ПДД для электротранспорта
- Верховный суд признал электросамокат транспортным средством!
- Последние поправки в ПДД об электросамокатах
- Определение СИМ
- Максимальная скорость передвижения на электросамокатах
- Ограничения и запреты
- Последние новости в законодательстве о самокатах: трансляция
- Что такое электросамокат по ПДД 2022 года?
- Это пешеходы?
- Это велосипед?
- Это мопед?
- На какие электросамокаты нужны права?
- Можно ли ездить на электросамокате без прав?
- Тюменцам на заметку: как пользоваться электросамокатами в 2022 году
- Кто такие самокатчики?
- Комментарий юриста:
- Кто может управлять электросамокатом?
- Нужны ли права на электросамокат?
- Где можно кататься на электросамокате?
- Ограничение скорости
- Где нельзя кататься на электросамокате
В 2021 году можно все чаще встретить гироскутер или электросамокат на дороге. Водители данных гаджетов практически не несут ответственности и не облагаются штрафами за вождение без прав. Из-за этого участились случаи ДТП по вине владельцев электротранспорта.
Поэтому Министерство транспорта России более подробно рассматривает необходимость введения ПДД для двухколесной электрической техники.
Электросамокат – транспортное ли это средство
На 2021 год в ПДД РФ нет точного определения понятия «электрический самокат». Поэтому его одновременно рассматривают как велосипед, который приводится в движение ногами, мопед, имеющий мотор, или как пешехода, передвигающегося при помощи девайса.
Обратите внимание! С целью применения санкций в Кодексе РФ об административных правонарушениях дано определение. Электросамокат – это транспортное средство, которое имеет двигатель мощностью не менее 4 кВт и максимально разгоняется до 50 км/ч.
Электросамокат редко оснащен мощным двигателем, чтобы попадать под статью 12.1 КоАП. Поэтому данный гаджет приравнивается к обычному самокату, а владелец техники остается пешеходом. В случае столкновений водитель такого транспорта несет ответственность за иных лиц, которые принимали участие в дорожном движении.
Нужны ли права на электросамокат
Двухколесная и трехколесная техника с электрической тягой делится на транспорт с двигателем до 250 Вт и до 4000 Вт. Если гаджет оснащен слабым мотором, на него не требуются права. Человек на электросамокате по ПДД приравнивается к пешеходу, движущемуся на своих двух ногах, инвалидной коляске или велосипеде.
Однако если техника оснащена мощным двигателем, который развивает скорость до 50 км/ч и выше, транспорт рассматривают как мопед. Чтобы ездить на электросамокате, человеку требуется получить права категории М. Если сотрудники ГИБДД остановят водителя, они вправе потребовать документы.
При их отсутствии нарушителю ПДД назначают наказание в виде денежного штрафа и лишения транспорта.
Почему движение на электросамокатах не регулируется
Депутаты Мосгордумы обеспокоены положением водителей на транспорте с электротягой. Участились случаи ДТП, которые влекут за собой инвалидность или смерть человека, столкнувшегося с электросамокатом, сегвеем, гироскутером. Однако в МВД РФ объясняют, что сложности регулирования движения данной техники в том, что она нигде не регистрируется и не имеет серийных номеров.
Также на рынке гаджетов постоянно появляются новые, более мощные и маневренные модели.
Это интересно! В некоторых городах других стран движение на электросамокате и иных видах электротранспорта четко регулируется законодательством. В Барселоне запрещено ездить на гаджетах по тротуарам и разгоняться свыше 20 км/ч. Подобное ограничение распространилось на Мадрид. В Сан-Франциско нельзя сдавать технику напрокат. В Германии требуется разрешение на все средства передвижения, которые развивают скорость более 6 км/ч. Данные изменения начали вводить в ПДД после аварий, повлекших за собой смерть.
На какие модели электротранспорта нужно водительское удостоверение
Перед началом эксплуатации альтернативного транспорта, который не требует использование горючего, необходимо ознакомиться с прописанными правилами ПДД. Большинство разновидностей электротранспорта не способны разгоняться более 25 км/ч, поэтому не опасны для участников движения. По закону водительское удостоверение обязаны иметь только владельцы следующей техники:
- электроскутер;
- электровелосипед и электросамокат мощностью выше 250 Вт.
В Министерстве транспорта России ведутся споры, нужны ли права на электросамокат в 2021 году. Поэтому владельцам данной техники рекомендуется внимательно следить за новостями и изменениями в КоАП.
Внимание! Для лиц, достигших 18 лет и имеющих права на вождение автомобиля, открывать категорию М не нужно.
Можно ли управлять электротранспортом без прав, не выезжая на проезжую часть
Управление мощным электротранспортом требует наличие прав. Но пока водитель не выехал на проезжую часть общественного пользования, его нельзя считать участником дорожного движения. Поэтому некоторые обладатели мощных электросамокатов не спешат открывать категорию М.
Однако такое нарушение может быть замечено сотрудником ГИБДД. Владельцу техники предъявят штраф и заберут гаджет.
Санкции за управление электросамокатом без прав
Сотрудники ГИБДД в редких случаях останавливают водителей электросамоката. Это связано с тем, что в 2021 году мало автошкол, которые имеют необходимое количество специалистов и площадок для обучения езды на подобном транспорте. Для передвижения по дорогам и тротуарам достаточно предъявить водительские права категории В.
Важно! Чтобы не попасть в аварию и не получить санкции за вождение электросамокатом, рекомендуется придерживаться правил, прописанных велосипедистам. По дороге можно двигаться в крайнем правом ряду.
Если же водителя без прав остановили на дороге общественного пользования, сотрудник ГИБДД имеет право ввести санкции. В наказании предусматривается денежный штраф на 5000-15000 рублей и отправление транспортного средства на штрафстоянку. Получить обратно конфискованный гаджет человек сможет только после предъявления прав категории М.
В случае остановки несовершеннолетнего нормативные взыскания налагаются на его родителей.
Опасность гироскутеров
Большинство гироскутеров оснащены двигателями низкой мощности, которые развивают до 25 км/ч. Но владельцы гаджетов снимают программные ограничения скорости, что позволяет ездить на них наравне с мопедами. Транспортное средство становится опасным для жизни и здоровья пешеходов.
Спортивный девайс не имеет никакой защиты для водителя. Поэтому при столкновении с другим участником движения увеличиваются шансы травматизации обеих сторон.
Часто в ДТП попадают дети, которые невнимательны на дорогах или тротуарах, и нетрезвые водители. Человеку на электрическом транспортном средстве в состоянии алкогольного опьянения предъявят штраф до 30000 руб. У нарушителя правил гироскутер конфискуют и лишат всех открытых категорий.
Где и с какого возраста можно получить права
Поскольку права на гироскутер или электросамокат необходимы владельцам электротранспорта, который разгоняется до 50 км/ч и приравниваются к мопеду, следует открыть категорию М. Обучение практике и теории проходит в автошколе со специалистами и местом для езды на технике с объемом двигателя до 50 куб. см.
В школу принимаются дети с 16 лет, в младшем возрасте ученика не допустят к сдаче экзамена в ГАИ.
Важно! Для получения прав придется пройти трехмесячное обучение. В автошколу не принимаются лица, состоящие на учете у нарколога или психиатра, люди с плохим зрением.
ПДД для электротранспорта
В конце лета 2019 года Министерство транспорта России разработало новые правила движения для владельцев электросамоката или скутера. Также под категорию электротранспорта попадают сегвеи, моноколеса, электробайки. В будущем ПДД, относящиеся к мопедам, распространятся и на современные гаджеты.
Водителям нельзя будет передвигаться по тротуарам, пешеходному переходу. Запрещается брать с собой груз, который выступает на 50 см дальше от границ транспорта. Перевозка багажа, детей и других людей мешает управлению гаджета, что приведет к травмированию участников движения.
Согласно действующему законодательству водители электротранспорта все еще приравниваются к пешеходам. Поэтому правила для электросамоката или гироскутера одинаковы. На технике стоит передвигаться только по тротуару, не мешая другим участникам движения. О необходимости специальной экипировки и защитных средств в КоАП не сказано.
Электросамокат или гироскутер не являются транспортным средством. Поэтому водителям гаджетов следует придерживаться правил дорожного движения, прописанных пешеходу. Сотрудники ГИБДД имеют право остановить и предоставить штрафные санкции лицам в алкогольном опьянении или тем, кто катается на технике с мощным двигателем (более 250 Вт).
До появления электросамокатов в России не было проблем с их квалификацией по Правилам. Однако, с их популяризацией возросло и количество ДТП. Поэтому власти задумались о том, чтобы отнести их к отдельной категории транспортных средств.
Об этом мы писали в одной прошлых статей о последних новостях о средствах индивидуальной мобильности. В этой статье мы поговорим конкретно об электрических самокатах и выясним, где на них можно ехать, какие ПДД для них предписаны, в том числе к чему они относятся: мопедам, велосипедам или пешеходам, а также выясним тонкости езды пьяным на таком транспорте и поговорим про последние поправки в законах.
Верховный суд признал электросамокат транспортным средством!
Раздел добавлен 30.03.2022 в связи с важным решением Верховного суда России, который разъяснил, что электросамокат – это транспортное средство.
С конца марта в интернете начала распространяться информация о том, что якобы вышел некий новый закон, который поставил данный вид устройства рядом с автомобилями и мотоциклами по своим правам и, главное, обязанностям.
Если вы в сети найдёте подобного рода информацию, то знайте, что правдой это не является.
А истина в том, что Верховный суд, рассматривая одну из жалоб водителей, разъяснил, что электросамокат является транспортным средством. Однако, не всё так просто! ВС РФ рассматривал конкретное дело с конкретным устройством и при конкретных обстоятельствах.
Дело в том, что, во-первых, право в России не прецедентно. Нижестоящие суды обязаны руководствоваться мнениями вышестоящих инстанций, однако, из-за разноплановости всех административных дел ровно такие же решения выносить никто не обязан.
И самое главное, Верховный суд признал транспортным средством конкретный электросамокат, рассматривая определённое дело. А суть здесь заключается в том, что отношение этого устройства к ТС существенно зависит от его характеристик. Если говорить грубо, то все самокаты с номинальной мощностью электродвигателя больше 250 Ватт можно по ПДД отнести к мопедам.
Но есть ещё ряд тонкостей. И обо всём этом мы говорим ниже в данной статье.
Поэтому важно понимать, что никакого нового закона о том, что электросамокат – это в 2022 году теперь транспортное средство, нет. Есть лишь решение Верховного суда, и его статус и правомочность мы объяснили выше.
Последние поправки в ПДД об электросамокатах
Раздел обновлён 17.10.2021 в связи с подготовкой последней редакции проекта изменений в Правила дорожного движения.
Правительство России после долгих обсуждений (см. раздел ниже), наконец, подготовили последнюю редакцию обновления ПДД по части электросамокатов – регулирования их движения по тротуарам и проезжей части, а также запретов, ограничений и условий разрешения передвижения.
Поправок, на самом деле, достаточно много. Однако все они направлены на добавление нового термина «средства индивидуальной мобильности» в большинство пунктов Правил, где так или иначе упоминаются транспортные средства и велосипеды. То есть здесь мы получаем, что фактически при тех или иных обстоятельствах и организации дорожного движения электросамокатчики должны будут вести себя как водители автомобилей либо как велосипедисты (а иногда даже как пешеходы – спешиваться).
Давайте подробнее рассмотрим, какие изменения предлагаются Правительством РФ.
Определение СИМ
Наконец-то, появилось чёткое (на самом деле, не совсем точное) определение средств индивидуальной мобильности. Однако, перечислены основные их представители:
- электросамокаты,
- самокаты (без двигателя),
- роликовые коньки,
- гироскутеры,
- электроскейтборды,
- скейтборды,
- моноколёса,
- сигвеи,
- другие аналогичные средства.
И вот как раз последний пункт делает определение СИМ довольно сильно «плавающим». То есть получаем, что сюда можно отнести многие средства, которые соответствуют самому определению средств индивидуальной мобильности:
. устройство, имеющее одно или несколько колёс (роликов), предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека.
Обратите внимание, что сюда также не относятся инвалидные коляски.
А всё, что мы пишем далее, уже относится непосредственно ко всему такому транспорту, подпадающему под данное определение.
Максимальная скорость передвижения на электросамокатах
В сети вы можете прочитать много информации о том, что якобы для электрических самокатов теперь по новым ПДД будет установлено скоростного режима в 25 км/ч. Это не совсем правда!
Вообще, здесь «фейков» ещё больше. Так, многие СМИ пишут 3 главные вещи:
- ограничение скорости для электросамокатов общее – 25 км/ч,
- в случае передвижения вместе с пешеходами (по тротуарам) – 20 км/ч,
- а с автомобилями – 60 км/ч.
Так вот, в проекте Постановления Правительства РФ, то есть в официальной трактовке поправок вы не найдёте первого и последнего пункта. Указано только ограничение для совместного движения с пешеходами – 20 км/ч (пункт 1.33, изменения в пункт 24.6 ПДД). А вот про 25 и 60 км/час – такого в тексте проекта нет.
Ограничения и запреты
Есть довольно много иных запретов для электросамокатчиков. А также новые ограничения для велосипедистов. Рассмотрим основные из них!
- Если движение по тротуару электросамоката или велосипедиста создаёт помехи пешеходам либо представляет для них опасность, то первые обязаны спешиться (но для СИМ допускается снизить скорость до скорости движения пешеходов).
- При движении по краю проезжей части СИМ должны ехать в сторону движения потока – запрещается движение против хода потока автомобилей.
- Сигнал светофора в виде пешехода или велосипедиста также распространяется на водителя средства индивидуальной мобильности.
- В жилой зоне электросамокатчики приравниваются к пешеходам – имеют право ездить везде, а водители машин обязаны уступать им дорогу. Но и они СИМ не должны создавать необоснованные помехи автомобилям.
- Для лиц старше 14 правилами устанавливается возможность движения по участкам дорог такая же, как для велосипедистов.
- А до 14 лет на электросамокате запрещено выезжать на проезжую часть и обочину.
- По проезжей части СИМ могут ехать только в один ряд (как и велосипедисты).
- Появился прямой запрет вождения электросамокатов и иных СИМ в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (в том числе после лекарств).
Последние новости в законодательстве о самокатах: трансляция
На фоне участившихся инцидентов с участием данного вида транспорта, а вместе с этим и инициатив по контролю безопасности их передвижения, ниже приводим свежие новости по таким новшествам.
Министерство транспорта выступило с предложением запретит на электросамокатах с массой более 35 кг выезжать на тротуары. Таким образом, для такого транспорта открыта будет исключительно проезжая часть дороги.
Комитет думы РФ по строительству и транспорту предложил ввести госномера для электросамокатов, обязать их приобретать ОСАГО, а также ограничить их максимальную разрешённую скорость для передвижения. Также предлагается выделить отдельные полосы для их движения и ограничить минимальный возраст для их использования.
Во многих городах России начали запрещать ездить на электросамокатах в части районов городов, где локализовано много пешеходных дорожек и в целом плотное движение пешеходов.
Кроме того, в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Казани, Красноярске и ряде других городов введены следующие ограничения:
- запрет на движение электросамокатов в определённых районах,
- ограничение скорости (самое жёсткое – до 10 км/ч),
- также запрещена аренда такой техники в ряде точек городов,
- изредка поступают предложения ограничить максимальный вес самокатов для возможности езды на них в пределах населённых пунктов
Электросамокаты предложили прямо приравнять к мопедам. С такой инициативой выступила общественная палата, хотя, и без такого предложения их чаще всего считали такой категорией транспортных средств. Между тем, на мопеды нужна любая категория водительских прав, а за управление в нетрезвом виде могут привлечь к лишению автомобильных прав.
Инициатива поступила приравнять к мопедам, не только самокаты, но и велосипеды и всё, что имеет электродвигатель, в том числе велосипеды, за исключением гироскутеров, сигвеев и моноколёс.
Глава ФАР РФ вынес на обсуждение инициативу по запрету продажи электросамокатов, максимальная конструктивная скорость которых превышает 20 км/ч.
Обратите внимание, все указанные выше последние новости о самокатах являются лишь инициативой. Они не введены законодательно, и соответствующих проектов новых законов по ним также нет.
Мы ежедневно мониторим информацию по изменениям законодательства и обновим статью, как только таковые появятся.
Что такое электросамокат по ПДД 2022 года?
Правила дорожного движения разделяют транспортные средства от самоходных машин, имеют градации в зависимости от максимальной скорости и мощности двигателя, а также количества колёс. В общем, можно легко запутаться в современных ПДД.
К сожалению, чёткого определения, что такое электросамокат по Правилам, по состоянию на 2022 год нет. Но есть устоявшаяся судебная практика по их разделению: в одних случаях их считают мопедами, в других – просто устройством для пешеходов. Соответственно, в определённых случаях вам потребуются права на них, а в других нет.
Равно как и пьяным нельзя ездить в первом случае.
Какие же требования ПДД к электросамокатам, к чему они приравниваются и в каких случаях? Итак, Правила имеют определённые категории транспорта, давайте выясним, какие из них можно отнести по букве законодательного акта в обсуждаемому нами.
Это пешеходы?
Очень многие участники дорожного движения считают наездника на электросамокате не более чем пешеходом. И это, учитывая, что современные устройства могут разгоняться до 60 км/ч и более. Даже велосипедисты, которые едут гораздо медленнее, не являются пешеходами.
Но ПДД в нашем случае здесь имеет чёткое определение. Согласно ему, пешеход – это лицо, которое находится вне транспортного средства. Здесь же указывается, что к пешеходам приравниваются люди, которые используют для передвижения самокаты или другие аналогичные средства.
Здесь для ответа нам нужно выяснить 2 вопроса:
- приравнивается ли электросамокат по определению ПДД к транспортному средству,
- относится ли он к «другим аналогичным средствам» по официальному тексту из Правил?
Для ответа на них идём к определению транспортного средства и видим, что это устройство, которое предназначено для перевозки по дорогам в том числе людей. Обратите внимание, что дорога включает в себя также тротуары и обочины.
Идём ещё дальше и смотрим определение механического транспортного средства – оно приводится в движение двигателем.
Таким образом, электросамокат по сути является транспортным средством по ПДД 2022 года. Однако, прямой отсылки в Правилах на это нет, так как не указано прямо к чему приравнивается эта категория.
Это велосипед?
Нет. В определении велосипеда указано, что они должны приводиться в движение мускульной силой, в частности, с помощью педалей или рукояток. И потому электросамокат на дорогах России не является велосипедом.
Это мопед?
Уже вполне! Мопедом по ПДД является такой транспорт, который соответствует следующим критериям:
- имеет 2 или 3 колеса,
- максимальная скорость не выше 50 км/ч,
- электродвигатель с мощностью более 250 Вт, но менее 4 кВт.
Как видим, большинство электросамокатов по определению – это мопеды
Однако, нас всё же интересует вопрос практики правоприменения, и она в целом однозначна в 2022 году.
На какие электросамокаты нужны права?
Конкретного перечня самокатов, требующих наличия водительских прав, не существует. Поэтому изучать вопрос необходимо индивидуально. Чтобы понять, нужны ли права на электросамокат конкретной модели, необходимо найти технические характеристики устройства и взглянуть на показатель мощности двигателя. Если он более 250 Вт, то права нужны.
Можно ли ездить на электросамокате без прав?
Можно. Если мощность двигателя самоката не выше 250 Вт. Причем в этом случае разрешено передвигаться только по велосипедным дорожкам или тротуарам (во втором случае пешеходы имеют преимущество в плане приоритетности движения).
Тюменцам на заметку: как пользоваться электросамокатами в 2022 году
Электросамокаты имеют длительную историю, но современный их вариант приобрел широкую популярность в 2017 году в США и Европе, а также в 2018 в России – именно тогда был зафиксирован рекордный рост продаж мелкого электротранспорта.
За это время в разных странах произошло немало спорных инцидентов, часть из которых закончилась трагедией, а пешеходы и автолюбители успели оставить не один десяток гневных обращений в социальных сетях.
Недовольство в сетях – одно, однако официальные данные тоже не слишком утешительные. В сентябре 2021 года МВД России обнародовало статистику по погибшим в ДТП с электросамокатами. За полгода произошло 266 аварий, что на 66% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В них восемь человек погибли, в том числе ребенок.
Редакция Megatyumen.ru запросила сведения по количеству аварий с участием самокатчиков в Тюменской области, однако на момент публикации материала комментарий пресс-службы ГИБДД получен не был.
Кто такие самокатчики?
фото: Freepik
Если коротко – это все еще пешеходы, которые обязаны соблюдать правила дорожного движения. В конце марта 2022 года, принимая решение по одному из громких дел с участием водителя электросамоката, Верховный суд РФ признал это средство индивидуальной мобильности (СИМ) транспортом.
Комментарий юриста:
В текущей редакции ПДД пользователи колесных средств передвижения на электротяге (электросамокаты, моноколеса, сегвеи, гироскутеры и т. п.) не выделены в отдельную категорию участников дорожного движения. Поскольку сейчас к пешеходам приравниваются лица, использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства, то пока де-юре к ним относятся и лица, применяющие индивидуальные колесные средства передвижения.
Следовательно, и требования к последним предъявляются как к пешеходам.
Кто может управлять электросамокатом?
Дети до семи лет могут кататься на электросамокатах исключительно в пешеходной зоне вдали от дороги и в сопровождении родителей. Владельцам СИМ от 7 до 14 лет разрешается кататься по тротуарам и в пешеходной зоне, однако устройство обязательно должно быть оснащено фарами и светоотражателями.
К управлению электросамокатами компании шеринга допускают лица не моложе 18 лет. Здесь же действует запрет на провоз пассажиров, так как дополнительный вес на транспорт может спровоцировать аварийную ситуацию. Фактически, максимально допускается перевозить на нем до 120 килограммов.
Резидент Технопарка Сколково шеринговая компания «Мой самокат» напоминает владельцам и арендаторам электросамокатов, что управлять самокатом в любом возрасте можно, только держась обеими руками за руль. Электросамокат не предназначен для перевозки крупногабаритного груза или пассажиров. Пользоваться мобильным устройством или наушниками во время движения – не допускается.
Нужны ли права на электросамокат?
Зависит от мощности транспорта. Если ваш электросамокат оснащен двигателем с мощностью выше 0,25 кВт и способен развивать скорость от 50 км/ч, то да, вам придется пройти обучение, сдать экзамен и получить права как минимум категории M.
Где можно кататься на электросамокате?
фото: Freepik
Все водители электросамокатов независимо от характеристик транспорта должны передвигаться по велосипедным дорожкам. Если такие отсутствуют, допускается езда по тротуару со скоростью не более 20 км/час. На участках без дорожек и тротуара владельцы электротранспорта могут передвигаться в крайней правой полосе, максимально близко к обочине, но только в том случае, если у них есть права на электросамокат.
Ограничение скорости
фото: Freepik
В Тюмени действует ограничение скорости шерингового самоката – она не может превышать 25 км/ч, а в местах массового скопления пешеходов и в медленных зонах и вовсе должна снижаться до 15 км/ч.
Где нельзя кататься на электросамокате
фото: Freepik
На территории Тюмени администрацией города определены зоны замедления и зоны запрета, где водители электросамокатов обязательно должны снизить скорость до 15 км/ч или где передвижение запрещено вовсе.
Обычно это места с большим скоплением пешеходов и участки пути, где высокая скорость может привести к авариям. Сервисы шеринга электросамокатов, например, Whoosh, предусматривают автоматическое снижение скорости электросамоката при въезде на подобные территории. Пользователи также могут ознакомиться с зонами ограничения на карте в приложении шеринга.
Где тюменским самокатчикам придется замедлиться:
- Лесопарк Затюменский, Гилевская роща
- Набережная Туры
- Мосты на Профсоюзной и Мельникайте, Никольский
- Путепровод на Мельникайте, Пермякова
- Городская площадь
- Парки Заречный, Дружбы между Россией и Кореей
- Все городские скверы (кроме тех, что в списке зоны запрета)
- Загородный сад
- Бульвары Шаимский, Детства, Текутьевский, Гостеприимства, Бориса Щербины,
- Площадь 400-летия Тюмени, Памяти, Европы (Зарека), Конституции, Борцов Революции, Центральная, Солнца
Зоны запрета:
- Мост Влюбленных
- Цветной бульвар
- Площади Памяти и Историческая
- Бульвары Николая Чукмалдина, Якина Хабибуллы, Сказочный и Анатолия Косухина
- Скверы Прощания, Якова Наумова, 30-летия Победы, Десантников, Никольский, Энергетиков, Молодежный, Журналистов, Березовая роща, Победы, Юристов, Шахматистов, Восточный, Тополиный, Тружеников тыла, Депутатов, Св. Фелофея