- Как стать педагогом? Варианты
- Как проходит профпереподготовка?
- Можно ли сразу устроиться на работу?
- Кто не имеет права работать в школе
- Обязательно ли педагогическое образование для работы в школе?
- Учитель по зову сердца: как стать педагогом без профильного образования?
- Не допускаются к преподаванию
- Квалификационные требования и профстандарты
- Переквалификация
- Педагогические вузы
- Другие способы преподавать
- Профессия учителя. Можно ли работать в школе без педагогического образования и что для этого нужно?
- Какими качествами должен обладать современный учитель?
- Какой предмет выбрать для преподавания?
- Почему удобно и выгодно получать профессию учителя на курсах профпереподготовки?
- Как стать преподавателем без педагогического образования?
- Можно ли преподавать в школе без педагогического образования
- Как получить педагогическое образование
- Кого не возьмут на работу в школу
- Что нужно знать о профессиональной переподготовке
- Легко ли найти работу
- Что было раньше?
- Что изменилось?
Еще недавно профессия учителя считалась не слишком престижной. Однако в последнее время все больше людей хотят работать в этой сфере, даже не имея соответствующего образования. В частности, сказывается то, что на рынке труда не хватает педагогов, так что трудоустроиться сравнительно несложно.
И довольно часто всплывает вопрос: «Как мне устроиться на работу учителем, если у меня нет педагогического образования?» Давайте разбираться.
Как стать педагогом? Варианты
Designed by gpointstudio/Freepik
У тех, кто вдруг осознал, что хочет стать педагогом, но не имеет профильного образования, есть несколько вариантов. Все зависит от уровня образования и потребностей.
Самый затратный по времени и ресурсам – второе высшее в педагогическом вузе. Бакалавриат отнимает четыре года. В магистратуре можно выучиться всего за 2 года, при желании – заочно.
Еще один способ – профильная переподготовка (на нее требуется около 2 лет). Во многих высших учебных заведениях занятия вечерние и очные, но некоторые предметы при необходимости можно сдать дистанционно. Этот вариант подойдет тем, у кого уже есть среднее профобразование и стаж работы в образовательной организации.
Полученный по итогам переподготовки диплом установленного образца подтвердит право ведения нового вида деятельности.
С дипломом о высшем образовании, но в иной сфере, также можно пройти переподготовку и, получив диплом, стать не только учителями, но и менеджерами образования, социальными педагогами, педагогами-психологами.
Краткосрочная переподготовка – третий вариант обучения – может длиться от полугода. Важно уточнить в школе, куда вы собираетесь устраиваться на работу, подойдет руководству сотрудник, прошедший короткий усиленный курс, или нужна более основательная база.
Как проходит профпереподготовка?
Обучиться можно как очно, так и очно-заочно и даже дистанционно. Стоимость курсов варьируется в зависимости от вуза/учебного центра.
Помимо программ основного образования (базовый уровень), для желающих доступны дополнительные и сетевые программы (позволяют общаться с преподавателями онлайн). Для тех, кто уже работает в сфере образования и имеет педагогический стаж, есть сокращенные варианты программ.
Слушатели изучают нормативно-правовые основы, слушают лекции по своей области работы и обучаются по практико-ориентированному направлению. Слушатель курсов может выбрать для себя образовательные модули и получить конкретные знания, которых ему не хватает.
Можно ли сразу устроиться на работу?
Некоторые учреждения, предлагающие профпереподготовку, организуют стажировки: договариваются с местным отделом образования, чтобы студенту подобрали рабочее место. Могут и порекомендовать конкретного студента работодателям. Некоторые после окончания курсов сразу устраиваются в школы.
Поначалу, правда, новичку могут не доверить вести предмет – поручат организовывать факультативы или дополнительные занятия.
Кто не имеет права работать в школе
В соответствии с профстандартом, к работе в школе не допускаются:
- Осужденные, лишенные заниматься педагогической деятельностью по приговору суда.
- Имеющие или имевшие судимость
- Недееспособные.
- Имеющие заболевания, с которыми нельзя заниматься преподавательской деятельностью.
Руководитель может отстранить от работы педагога, если по сообщениям правоохранительных органов он подозревается в совершении уголовного преступления в соответствии со статьей 331 ТК РФ. В этой же статье указаны и другие основания для запрета ведения педагогической деятельности.
Обязательно ли педагогическое образование для работы в школе?
Designed by pressfoto/Freepik
У многих возникает вопрос, как дело обстоит с юридической точки зрения? Можно ли претендовать на место школьного учителя без педагогического образования? По закону ограничений вроде бы нет. Профессиональная переподготовка по педагогике обязательно нужна только для работы с дошкольниками.
Министерство образования и науки обозначило в письме от 10.08.2015 N 08-1240, что для работы в школе необходимо обладать высшим, или средним специальным образованием по направлению «Образование и педагогика», или в области, соответствующей преподаваемому предмету. То есть, например, специалист с квалификацией историка, закончивший истфак, вполне может стать учителем истории в школе.
Минобрнауки также разъясняет, что «отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности при его аттестации». Решение принимать человека на работу в любом случае принимает руководство школы (директор) и аттестационная комиссия, оценивая его навыки и деловые качества.
В школе можно работать, не имея педагогического образования в соответствии с профстандартом (доступен по ссылке).
При этом, как показывает практика, в государственную школу без профобразования или переподготовки предпочитают никого не брать.
Однако в то же время в школах сейчас острая нехватка кадров. Поэтому хорошо знающего свой предмет специалиста могут принять на работу, как только он предоставит справку о том, что начал переучиваться на педагога. Особенно спокойно к отсутствию «корочки» относятся в частных школах, где первостепенным считается наличие знаний и умений ими делиться.
С высшим медицинским образованием можно преподавать химию или биологию, с гуманитарным – русский язык или обществознание, инженерное образование позволит преподавать физику или математику.
Подтянуть педагогические навыки помогут и старшие коллеги. Во многих школах сложилась практика помощи опытных учителей и психологов молодым педагогам.
Далеко не каждый учитель без педагогического образования – непрофессионал. Во время проверок в российских детсадах и школах выясняется, что даже на руководящих должностях много лет успешно работают люди, не имеющие профильного образования. Но поскольку у них большой трудовой стаж, им, как правило, идут навстречу и дают право продолжить трудиться после прохождения переподготовки.
Учитель по зову сердца: как стать педагогом без профильного образования?
Мечтаете вести школьные уроки или университетские пары, вызывать к доске и ставить оценки в журнал? Город+ выяснил, как можно стать учителем без педагогического образования.
Учительство и учителя известны с древнейших времен человечества, и сегодня профессия педагога — одна из самых распространенных. Значение этой профессии сложно преувеличить: все специальности мира зависят от человека, который решил посвятить свою жизнь педагогике, поскольку все — и простой рабочий, и врач, и кинозвезда, и политический деятель начинали свое образование со школьной скамьи. Тем не менее, путь в школьную учительскую или за лекционную кафедру в вузе не так уж тернист.
Город+ выяснил, кто может стать преподавателем и какими профессиональными навыками должен обладать педагог?
Право преподавать
Для всех, кто чувствует в себе силы и желание обучать серьезно, а не «чему-нибудь и как-нибудь», следует для начала изучить юридическую сторону дела. Право на занятие педагогической деятельностью устанавливается государством и чётко прописано в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями вступил в силу с 01.09.2016). Статья 46 гласит, что правом преподавать обладают лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование.
Важное условие – необходимо отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и профессиональным стандартам.
Соответственно, наличие профильного – педагогического – образования не является обязательным.
Фото: vm.ru
Не допускаются к преподаванию
Есть несколько категорий граждан, которые не могут быть допущены к преподаванию:
• лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
• имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
• признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
• имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
Заболевания, которые не позволят исполниться мечте о преподавании, перечислены в перечне медицинских психиатрических противопоказаний, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Кроме того, при устройстве на работу и в течение своей трудовой деятельности преподаватель обязан проходить медицинские осмотры — это указано в статье 48 закона «Об образовании в Российской Федерации».
Квалификационные требования и профстандарты
В Едином квалификационном справочнике должностей (ЕКСД) указано следующее требование к должностям учителя и преподавателя: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету. При этом требования к стажу работы не предъявляются.
Это означает, что даже лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, по рекомендации аттестационной комиссии школы могут быть назначены на соответствующие должности. Например, если человек окончил вуз и получил степень бакалавра по химии, а затем работал на химкомбинате, он может спокойно работать в школе учителем химии. Очень часто в школе не хватает реальных преподавателей-практиков, которые изучили вопрос «изнутри» и спокойно оперируют не только теорией, но и кейсами из своего профессионального опыта.
Кроме того, можно стать и преподавателем-практиком в университете — например, на факультете журналистики практические занятия часто ведут журналисты, для которых работа в газете является основным заработком, а образование при этом может быть далеко не педагогическим и даже не журналистским.
С 1 июля 2016 года работодатели обязаны применять профессиональные стандарты к претендующим на должность педагога в образовательном учреждении. Полный перечень профстандартов перечислен в справочнике.
Переквалификация
Несмотря на то, что путь к карьере педагога относительно простой, работодатель охотнее примет на работу соискателя, имеющего квалификацию преподавателя. Существует множество курсов переподготовки и переквалификации на базе высшего образования, пройдя которые, вы получите сертификат и гораздо больше шансов устроиться на желаемую работу. Например, в РГПУ им.
Герцена работают очные и очно-заочные курсы, позволяющие в сжатые сроки овладеть профессией преподавателя английского языка, музыкальных дисциплин, изобразительного искусства и т.д. Подобные курсы обычно реализуются на базе университетов, а также в формате дистанционного обучения. Как правило, обучение на курсах переподготовки длится от 3 месяцев до года.
Педагогические вузы
Если вы всерьез решили получить второе высшее образование и стать «полноценным» педагогом, вам следует изучить программы педагогических вузов Петербурга. На сегодня профессиональных педагогов выпускают следующие вузы города:
- Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена,
- Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина,
- Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта,
- Институт специальной педагогики и психологии,
- Русская христианская гуманитарная академия.
Помимо прочего, можно получить среднее профессиональное педагогическое образование в одном из колледжей Санкт-Петербурга.
Другие способы преподавать
Если мечта о преподавании не дает покоя, а высшего образования у вас нет, то, возможно, вам подойдет должность педагога дополнительного образования. Эта должность не требует обязательного высшего образования. Желающим работать в этой сфере достаточно пройти курсы, соответствующие тематике и специфике занятий.
Например, чтобы вести кружок рисования, можно окончить курсы по данному направлению. Однако следует помнить о конкуренции — специальное образование все-таки дает небольшое преимущество.
Другой способ удовлетворить свою потребность в преподавании — это работа в детских лагерях. Существует несколько должностей, которые позволят взаимодействовать с детьми и обучать их тому, что вы знаете и умеете — вожатый, воспитатель, кружковод. Стать вожатым можно бесплатно, посещая тренинги одного из студенческих отрядов Санкт-Петербурга, — их в городе великое множество.
Кроме того, существуют курсы вожатского мастерства на базе лагерей, а также волонтерские организации, где можно приобрести ценный опыт, который котируется при устройстве на работу в лагерь.
Профессия учителя. Можно ли работать в школе без педагогического образования и что для этого нужно?
Стать учителем в детстве и юности хотят многие, но далеко не все поступают в педагогические вузы. Кто-то останавливает выбор на профессии менеджера, инженера или врача и находит в ней свое призвание, а кто-то продолжает мечтать о работе в школе. Можно ли воплотить эту мечту в жизнь и как это сделать? Давайте разберемся.
Какими качествами должен обладать современный учитель?
Для начала нужно понять, подходит ли вам профессия, ведь далеко не все, кто любит детей, могут стать хорошими учителями. Помимо этого современный педагог должен:
- Относится к своей работе не как к рутинной обязанности, а как к любимому делу. Педагог не отбывает часы в школе, а вместе с детьми проживает и переживает все, что происходит каждый учебный день: подготовку к занятиям, уроки, внеурочную деятельность. Ему нравится общаться с учениками и коллегами, радоваться их успехам, помогать решать проблемы.
- Досконально знать и любить свой предмет. Педагог должен быть фанатом той дисциплины, которую преподает: следить за новыми теориями и открытиями, читать профессиональную литературу, участвовать в отраслевых мероприятиях, а главное – стремиться передать полученные знания детям, заинтересовать их. Не зря многие люди отмечают, что их любовь к математике, русскому языку, химии или любой другой науке выросла из любви к учителю.
- Быть для детей примером во всем. Любимый учитель становится для детей авторитетом и кумиром, ему подражают, перенимают его модель поведения. Поэтому педагогу нужно стремиться быть хорошим примером – спокойным и уравновешенным, без вредных привычек, с непоколебимыми моральными установками, грамотной речью, выразительными, но не чрезмерными мимикой и жестами, аккуратной ухоженной внешностью, правильными манерами. При этом важно оставаться естественным и простым, ведь дети не терпят фальши.
- Идти в ногу со временем. Учитель должен меняться вместе с окружающим миром. Нужно постоянно следить за новыми методиками и технологиями преподавания своего предмета, применять в работе весь комплекс инновационных средств, не бояться экспериментов. Хороший педагог знает и умеет направить на пользу учебным результатам все, что интересует детей. Он не будет ругать их за смартфоны под партами, а поможет скачать полезное приложение – словарь, интерактивный глобус или преобразователь величин. Он не будет высмеивать модных видеоблогеров, а предложит в качестве домашней работы записать и вложить в интернет ролик с физическим экспериментом или декламацией любимого стихотворения.
Конечно, кроме вышеперечисленных качеств учитель должен иметь и ряд профессиональных компетенций. Чтобы получить их, и создано педагогическое образование – как основное, так и дополнительное.
Какой предмет выбрать для преподавания?
В первую очередь преподаваемый предмет должен быть вам интересен и хорошо знаком. Только в этом случае работа будет приносить удовольствие, уроки будут увлекательными и полезными для детей. Поэтому желательно, чтобы предмет был близок к вашей профессии или к сфере ваших личных интересов.
Также важно учитывать, насколько просто будет набрать часы для ставки с выбранным для преподавания предметом. Учителю математики, русского языка или литературы нужные 18 часов в неделю поставят даже в небольшой школе. Преподавателю музыки или ОБЖ добиться этого будет труднее, ведь на эти предметы в расписании большинства классов отводится 1-2 часа в неделю.
Но у нас есть программы переподготовки, на которых можно получить сразу несколько квалификаций и вести не один, а два или три предмета и за счет этого набирать нужные часы. К тому же, некоторые учителя совмещают должности в нескольких учебных заведениях, ведут секции и кружки, занимаются методической работой.
Если вы планируете подрабатывать репетиторством или сделать его своей основной работой, учитывайте, насколько востребована ваша специализация. Чаще всего репетиторов ищут по тем предметам, которые сдают на ЕГЭ и ОГЭ, то есть по русскому языку, математике, иностранному языку, обществознанию, биологии, химии, физике, истории, литературе.
Почему удобно и выгодно получать профессию учителя на курсах профпереподготовки?
Во-первых, вы экономите время. Обучение в вузе займет от 3 до 6 лет в зависимости от формы обучения и исходного уровня образования, в колледже или техникуме – 2-3 года. А курсы профпереподготовки занимают от 3 месяцев до 1,5 лет.
Во-вторых, программы профпереподготовки не требуют сдачи вступительных экзаменов. Для поступления нужно просто подтвердить уровень своего образования и внести оплату. А она также в разы меньше, чем в случае с вузами, колледжами и техникумами.
В-третьих, в программах высшего и среднего профессионального образования много теоретических дисциплин, которые не пригодятся вам в будущей работе. Иногда их можно перезачесть, если вы уже проходили их раньше, но такую возможность дают не все учебные заведения. А программы переподготовки всегда имеют максимально практическую направленность – в них нет физкультуры или философии.
Где пройти профессиональную переподготовку, чтобы стать учителем?
Итак, при наличии среднего или высшего профессионального образования вы можете пройти курсы профпереподготовки, которые позволят вам работать педагогом в общеобразовательной школе. Мы предлагаем сделать это на наших дистанционных* программах. Выбирайте направление обучения, которое будет отвечать вашим целям:
Как стать преподавателем без педагогического образования?
В профессии педагога, несмотря на сложности, есть много плюсов: востребованность на рынке труда, долгий отпуск в летнее время, различные надбавки к зарплате. Поэтому многие хотели бы работать в школе, но не знают, как стать педагогом без педагогического образования.
Можно ли преподавать в школе без педагогического образования
Ответ на этот вопрос можно найти в Письме Минпросвещения № ТС-817/08 от 28.03.2019 года. В документе сказано, что при предъявлении требований к образованию школьного учителя нужно руководствоваться профессиональным стандартом. В нем указаны виды и уровни образования, необходимые для преподавания в школе.
Среднее профессиональное образование | Высшее образование |
Педагогическое | Педагогическое |
В сфере преподаваемого предмета | В сфере преподаваемого предмета |
Любая специальность + педагогическое ДПО | Любая специальность + педагогическое ДПО |
Стать учителем без диплома педвуза может специалист в какой-либо области. Например, художник сможет преподавать изо, врач — биологию, а программист — информатику.
Если человек по профессии юрист, менеджер или бухгалтер, ему нужно будет пройти курсы профпереподготовки педагогического направления.
Как получить педагогическое образование
Формально обойтись без педагогического образования можно тем, у кого есть диплом по профилю преподаваемого предмета. Фактически же работать с детьми без специальной подготовки сложно. Педагогические способности есть далеко не у каждого человека, и профильное обучение ни для кого не будет лишним.
Для тех, кто хочет преподавать в школе, есть несколько вариантов получения педагогического образования.
- Обучение в педагогическом колледже или техникуме.
- Обучение в педагогическом ВУЗе или на педагогическом факультете по программе бакалавриата.
- Получение второго высшего по программе магистратуры или специалитета.
- Прохождение профессиональной переподготовки.
На очное обучение в ССУЗе или на бакалавриате в ВУЗе уйдет 4 года. Но взрослый человек, решивший сменить сферу деятельности, скорее всего пойдет учиться заочно или дистанционно. В этом случае потребуется 5 лет.
Обучение в магистратуре займет 2 года. После бакалавриата человек имеет право на бесплатное обучение, в том числе и по другой специальности. Желательно, чтобы они хотя бы косвенно были связаны.
Например, в магистратуру педагогического направления можно пойти с дипломом бакалавра по психологии. Нужно учесть, что не все ВУЗы принимают на магистерские программы бакалавров других специальностей. Также потребуется сдать комплексный экзамен по направлению магистратуры.
Магистратура после специалитета считается вторым высшим образованием и поэтому возможна только на платной основе. Стать педагогом с дипломом магистра можно за 2 года. Чтобы получить квалификацию специалиста, потребуется от 2,5 до 4 лет.
В первую очередь это зависит от того, сколько предметов совпадет с программой предыдущего обучения, и перезачтут ли их.
Независимо от специфики и направления полученного образования можно стать учителем, закончив курсы профессиональной переподготовки. Этот вид обучения относится к ДПО, то есть — дополнительному профессиональному образованию.
Переподготовка занимает гораздо меньше времени, чем учеба в ВУЗе. Во многих случаях достаточно будет пройти программу, рассчитанную на 2,5-3 месяца.
Кого не возьмут на работу в школу
Профессиональным стандартом определен круг лиц, которые не допускаются к работе в школе. Вот законные основания для отказа в трудоустройстве:
- наличие судимости;
- отстранение по решению суда от педагогической деятельности;
- официальное признание недееспособности;
- наличие определенных серьезных заболеваний.
Также уволят и уже работающего преподавателя, если возникла или была выявлена одна из причин, служащих основанием для отстранения от работы в школе.
Перечень лиц, которым запрещена педагогическая деятельность, определен статьей 331 Трудового Кодекса.
Что нужно знать о профессиональной переподготовке
Профессиональная переподготовка — самый короткий путь к работе в школе. Минимальное время освоения учебного курса составляет 250 академчасов. Если заниматься 5 дней в неделю по 6 часов, можно освоить программу за 2-2,5 месяца.
На практике же такое краткосрочное обучение подойдет только педагогически одаренным людям, а также тем, у кого уже есть минимальный опыт или подготовка. Например, если человек уже преподает без педагогического образования. Остальным лучше выбирать курсы объемом не менее 500 часов.
Есть и более углубленные программы, на освоение которых может потребоваться до 2 лет.
Профпереподготовку проводят государственные и частные учебные заведения, а также специализированные образовательные организации ДПО. Главное, на что нужно обратить внимание при подборе места обучения — это наличие лицензии, дающей право преподавать.
Как правило, начать учиться можно сразу же после приема документов и зачисления. Вступительные испытания проходить не надо. Хотя в некоторых местах все же придется пройти собеседование.
В большинстве учебных заведений есть возможность выбрать любую, удобную слушателю, форму обучения:
- очную;
- заочную;
- смешанную — очно-заочную;
- дистанционную.
Последняя наиболее удобна для взрослых работающих людей. Слушатель сам определяет удобное для себя время и место занятий.
Обучение заканчивается итоговой аттестацией, форма которой определяется на усмотрение учебного заведения. Проверка полученных знаний может проходить в виде экзамена, зачета, теста, собеседования или другим способом. Образовательное учреждение вправе провести один комплексный экзамен или отдельные испытания по каждой пройденной дисциплине.
Слушатели, успешно сдавшие все положенные экзамены, получают диплом о профессиональной переподготовке. Независимо от статуса и организационной формы учебного заведения этот документ должен быть установленного образца, а не государственного. Это означает, что внешнее оформление дипломов разных учреждений может значительно различаться.
Легко ли найти работу
Многие люди находят работу учителя еще до получения педагогического образования. На профпереподготовку они идут по требованию работодателя или из-за нехватки специальных знаний.
В программу обучения будущих педагогов нередко входит стажировка. В этом случае слушатель курсов, которому еще не приходилось работать по специальности, может попробовать себя в роли учителя, а заодно завести полезные знакомства на потенциальном рабочем месте. Хорошему выпускнику несложно будет сразу устроиться в школу, где его уже знают.
Не стоит сразу претендовать на место в престижной гимназии или лицее, частной школе. Как правило, в такие места берут учителей с большим профессиональным опытом и заслугами, по рекомендации.
А вот с трудоустройством в «обычную» районную или сельскую школу, которая ищет педагогов, проблем быть не должно.
Что было раньше?
До снижения заинтересованности в профессии специалисты проходили обучение в вузе длительностью 4–5 лет. Затем, получив диплом, устраивались на работу по профилю образования — учителем конкретной дисциплины. Без документа об образовании устроиться в школу было нельзя, поэтому специалисты из других областей не могли работать учителями.
Далее появились курсы переподготовки, которые позволяли учителю сменить профильный предмет. Так, преподаватель химии мог переквалифицироваться на учителя биологии, физик на математика и так далее. Однако требование оставалось прежним — для переподготовки необходимо было базовое педагогическое образование.
Что изменилось?
В период самоизоляции и по причине нехватки учителей, было принято решение о смягчении требований. 28 марта 2020 года Минпросвещения опубликовало на сайте ОНФ документ , который позволил специалистам работать без педагогического образования — при наличии диплома в сфере, соответствующей преподаваемой дисциплине. Например:
лаборант химанализа может устроиться школьным лаборантом;
физик-ядерщик — преподавать физику;
хирург — обучать биологии и так далее.
Однако, для официального трудоустройства, специалистам необходимо пройти курсы повышения квалификации по педагогике. Длительность курсов составляет в среднем 72 часа.
Принятое решение не изменило ситуацию с нехваткой кадров, поэтому работать в школе без педагогического образования также разрешили студентам старших курсов (от 3-го) из педагогических вузов. В мае 2020 года был одобрен законопроект, по которому:
студенты вузов могут вести уроки по профильному предмету;
при трудоустройстве не по профильной дисциплине, студент может вести кружки и секции в школе.
Ответственность за допуск учителей без педагогического образования к непрофильному предмету ложится на работодателя. Если студент учить школьников не своей дисциплине, то за плохое качество обучения будет отвечать директор.
Для студентов это становится преимуществом. Ведь можно работать по будущей профессии и получать зарплату уже после 2-го курса, а также набраться практического опыта для дальнейшей педагогической деятельности.