Малые народы россии список

Россия – страна многонациональная, здесь проживает около 190 различных народов. Есть среди них и немногочисленные, редкие, о которых слышал далеко не каждый.
Расскажем о самых необычных народах, проживающих на территории Российской Федерации.

Какие-то из них постепенно исчезают и ассимилируются, а кто-то, напротив, строго блюдет свои традиции.

Малочисленный финно-угорский народ, проживающий в Ленинградской области недалеко от «культурной столицы». На 2010 год их зафиксировано всего 64 человека. Остальные ассимилировались.

У них имеется свой язык, относящийся к прибалтийско-финской группе. Известный представитель народности – ученый-лингвист Дмитрий Цветков, занимавшийся в том числе изучением водского языка.
Основным занятием народа являлось сельское хозяйство.

Особенно большие потери водь понесла в годы Великой Отечественной войны, когда по ареалу расселения проходили военные действия.

Алеуты

Сейчас в России их насчитывается около 500 человек. Название народу было дано после открытия Алеутских островов.

Больше всего алеутов проживает на Аляске, в США их численность составляет около 2300 человек.

Основным занятием народа являлась добыча пушнины, а также охота и выращивание ездовых собак. Занимаются алеуты и сельским хозяйством: выращивают овощи. Религиозные верования – шаманизм, тесно сплетенный с православием.

Традиционным блюдом алеутов, заготавливаемым на зиму, являлась юкола – сушено-вяленое мясо. Может заготавливаться из рыбы или мяса оленя.

Юкола

Бесермяне

Также немногочисленный народ, проживающий в Удмуртии. Его численность составляет около 2000 человек.

Название произошло от слова «бесермен» — татарский чиновник Золотой Орды, присылаемый на Русь для сбора дани. От него впоследствии произошло слово «басурман». Предполагалось, что предке бесермян исповедовали ислам и были выходцами из Золотой Орды, но, уйдя оттуда после распада, обосновались на территории Удмуртии.

Внешне бесермяне имеют схожесть с чепецкими татарами. Религия – православие, с вкраплениями исламских и языческих верований. Сейчас в основном занимаются земледелием и пытаются сохранить свои традиции в условиях современного мира.

Вепсы

В настоящее время их численность на территории России составляет около 5000 человек. В дореволюционное время народность официально называлась «чудь».

В основном проживают в республике Карелия, Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Традиционное занятие вепсов – землепашество и скотоводство. Впоследствии добавились отходные промыслы – лесозаготовки и сплав, бурлачество. Религия – православие с сохранением языческих верований.

Известно, что вепсом по национальности был, например, почитаемый преподобный Александр Свирский и его ученик святой Иона Яшезерский. Также в советское время было несколько партийных деятелей, вепсов по происхождению – к примеру, Иван Манькин, Марк Горбачев. Известен вепс-купец 1-й гильдии Марк Пименов, сделавший много для развития города Петрозаводска.

Коряки

Коренное население северной части Камчатки. Общая численность – около 8000 человек. Название «коряки» переводится как «находящиеся у оленей» и отражает традиционное для народа занятие – оленеводство.

Формально коряки являются православными, однако в их среде чрезвычайно сильны традиционные верования (шаманизм). Так, например, распространено верование, что у каждой вещи есть душа. Коряки склонны к обожествлению животного мира, к которому у них совершенно особое отношение.

Особыми ритуалами обставлялся привоз добычи с охоты – из шкуры, носа убитого животного делались тотемы, которые выставлялись на почетное место в жилище.

Нганасаны

Сейчас в России их чуть больше 800 человек. Это коренной народ Сибири, произошедший от так называемых «самоедов» или «самодийцев».

Традиционными занятиями были охота и оленеводство, рыболовство, а также выделка шкур. До сих пор нганасаны имеют отношение к выделке пушнины – так, например, в поселке Волочанка женщины работают на звероферме по выращиванию голубых песцов.

Основной составляющей рациона было оленье мясо и вяленая рыба. В зимнее время нганасаны ели строганину. Хлеб и пресные лепешки считались роскошью.

В старину у нганасанов (так же, как и у якутов) был распространен обряд воздушного погребения – когда тело умершего не предавали земле, а подвешивали на дереве или клали на специально сооруженную скамью. Считалось, что таким образом умерший предается солнцу, воздуху, духам и т.д.

Якутское воздушное погребение

Нивхи

Малочисленный народ, проживающий на территориях России и Японии. Численность в РФ – чуть более 4500 человек.

В настоящее время считается, что наиболее близкими к нивхам являются народности Полинезии. Это прямые потомки коренного населения Амура и Сахалина.
Наиболее распространенным занятием было рыболовство, соответственно рыба – основа нивхского рациона.

Чаще всего употреблялось в пищу сушеная или вяленая мякоть рыбы. Из кожи рыбы варили студень, а из голов, хвостов и требухи – студенистую массу, которую потом добавляли во все остальные блюда. Также практиковалось собирательство и собаководство.

Земледелием нивхи не занимались, считая его греховным.

Религиозные верования – языческие, в первую очередь анимизм, то есть вера в одушевленность природного мира. Практиковалось жертвоприношение животных. Умерших нивхи сжигали на кострах или оставляли на специально сооруженных помостах.

Малочисленный народ, относящийся к финно-угорской группе, всего в России проживает 214 его представителей.

В основном проживают в Печерском районе Псковской области. Этнически являются потомками эстов и более поздних эстонских переселенцев. Имеют свой язык. Живут также и на территории Эстонии, но там не считаются национальным меньшинством.

Российские сету являются православными, при этом они сохранили традиции и дохристианской культуры. Традиционный костюм имеет некоторые элементы русской одежды.

Тофалары

Тюркоязычный народ России, проживающий на территории Восточной Сибири. Численность – 762 человека.

Тофалары вели полукочевой образ жизни, занимаясь в основном оленеводством и охотой. Добывали пушнину, а также были опытными следопытами – знания о тайге передавались из поколения в поколение.

Под влиянием советской власти тофалары перешли на оседлый образ жизни и стали вступать в колхозы. Были освоены новые виды труда, стала активно применяться сельскохозяйственная техника.

С 1980-х годов тофалары стали проявлять интерес к национальной культуре. В настоящее время проводятся различные фестивали и игры, существуют тофаларские народные ансамбли и центры этнической культуры.

Изначальными верованиями были шаманизм, анимизм и тотемизм. В конце XIX века началась активная христианизация тофаларов, сейчас среди народности также проводится миссионерская работа.

Ульчи

Коренные жители Приамурья, один из древнейших народов на территории России.

В настоящее время их численность составляет около 3000 человек. Живут ульчи в Хабаровском крае. Основным занятием было рыболовство.
Изучением ульчского фольклора занимался писатель Алексей Вальдю, также выходец из этого народа. Он записал ульчские сказания и легенды.

Исчезающие народы России: Топ-15

В современной России насчитывается свыше 200 народов со своей культурой и языком. Но последняя перепись показала, что некоторых народностей осталось меньше 10 человек. Глобализация – это не только благо, она лишает людей индивидуальности и пронесённых через тысячелетия знаний.

1. Ханты

Пока хантов в России, на севере Западной Сибири проживает довольно много – 31 000 человек. 90% из них живёт в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, остальные рассеяны по Томской, Новосибирской и Тюменской областям. Традиционными промыслами хантов являются охота, рыболовство и оленеводство, а религией – шаманизм, дополненный позднее христианством.

Есть 3 этнографические группы хантов: южные, северные и восточные, при этом южные или прииртышские ханты смешались с русскими и татарами. Их предки пришли в низовья Оби с юга, распространившись на землях нынешних Ханты-Мансийского и южной части Ямало-Ненецкого автономных округов. В конце первого тысячелетия начался этногенез хантов на основе смешения пришлых угорских племён с местными аборигенами.

Даже в пределах одного континента продолжительная сухопутная дорога может отнимать у пассажиров много сил и нервов, поэтому все больше людей предпочит.

2. Манси (вогулы)

Манси являются ближайшими родственниками хантов, проживают в Югре – Ханты-Мансийском автономном округе. Теперь их осталось примерно 12 000 человек. Манси не едят грибы, считая, что они «нечистые».

Ещё порядка 200 манси живут на севере Свердловской области и считаные индивиды – на северо-востоке Пермского края.
Учёные предполагают, что манси как этнос стали результатом слияния угорских племён, пришедших с юга из лесостепей и степей Северного Казахстана и Западной Сибири, с местными племенами уральской неолитической культуры. И в настоящее время в культуре этого народа сохраняется сочетание культур степных скотоводов-кочевников и таёжных рыболовов и охотников.

Их традиционными занятиями являются оленеводство, скотоводство, рыболовство, охота и земледелие. На Оби и Северной Сосьве преобладает рыболовство, в верховьях Северной Сосьвы, Ляпины, Лозьвы – оленеводство, позаимствованное в XIII-XIV веках у хантов, а земледелию они научились в XVI-XVII веках у русских.
Пришлая вера – православная, хотя манси до сих пор чтут шаманизм, культ предков, духов-покровителей и медведя.

Также смотрите  Нужно ли хранить старые полисы осаго

В культуре манси развитая мифология и фольклор.

3. Эскимосы (инуиты)

Это коренная народность крайнего северо-востока России, хотя осталось их здесь уже менее 2000 человек. Сами себя они называют инуитами, а название «эскимос» означает «сыроед», поскольку они едят сырую рыбу. Российские эскимосы живут на Чукотке.

Неясно их происхождение, но некоторые историки считают их остатками древней культуры, существовавшей в первом тысячелетии до н. э. на побережье Берингова моря.

Рыболовство и охота являются двумя важнейшими сферами деятельности эскимосов. С древних времён они преуспевали в китобойном промысле, изобрели поворотный гарпун, от древка копья которого отделялся костяной наконечник. С течением времени поголовье морских гигантов постепенно снижалось, что заставило эскимосов обратить внимание на более мелкую добычу – моржей и тюленей.

Эскимосы придумали иглу – снежные хижины куполообразной формы, имевшие высоту около 2 метров и диаметр 2-4 метра. Строили они их из ледяных или спрессованных снежных блоков.

5. Карагасы (тофалары,тофы)

Эта крайне малочисленная тюркоязычная народность проживает в Восточной Сибири. Их общая численность насчитывает 720 человек, но владеют родным тофаларским языком лишь 114 из них. В китайских летописях V века периода Вэйской династии тофы впервые упомянуты как Дубо (туво, туба) – народ, живший к востоку от Енисея.

Веками они платили дань разным центрально-азиатским империям. Для тофаларов был присущ полукочевой и кочевой образ жизни, в основном они занимались оленеводством и охотой.
Установление в России советской власти вызвало коренное изменение традиционного образа жизни карагасов.

В 30-е годы их включили в цепочку экономических процессов государства. Это заставило их отказаться от кочевого образа жизни в пользу оседлого. Их стали организовывать в колхозы, они перестали заниматься оленеводством.

Многие карагасы отказались от традиционного шаманизма. Переход к оседлой жизни означал большие изменения в бытовой сфере тофаларов, их культуры, подпитывающейся кочевой жизнью.

Транссибирская магистраль или Великий сибирский путь, который соединяет столицу России Москву с Владивостоком, до недавних пор носил почётное звание с.

6. Арчинцы

В бассейне реки Хатар в Дагестане живёт народность арчинцев. В переписи 2012 года такую национальность указали всего 12 человек. Они гордятся, что дольше других народов сберегли старинные традиции.

До 1970-х годов местные женщины носили национальную одежду, а сейчас её можно видеть лишь на стариках, впрочем, многие арчинки продолжают её любить и бережно хранят в шкафах серебряные украшения и старинные наряды. Верующие арчинцы исповедуют суннитскую ветвь ислама. Имеющиеся здесь куфийские памятники с арабскими надписями подтверждают, что ислам пришёл сюда не позже X века.

7. Водь

В Ленинградской области проживает около 70 человек, называющих себя водью – народом, относящимся к финно-угорской языковой группе. Это не помешало обзавестись им в 2002 году собственной символикой – флагом и гербом. Исследователи ассоциируют сохранившуюся до наших дней водскую народность с древним племенем водь, о котором говорили летописи XI века.

Самое первое упоминание о води найдено в Новгородской летописи и датировано 1069 годом. Великая Отечественная война нанесла огромный урон этому народу, поскольку на ареал его проживания пришлись ожесточённые боевые действия. В конце 1943 года водь, ижорцы и ингерманландские финны были вывезены в Финляндию, откуда большинство води вернулось в СССР, но было принудительно расселено по соседним областям, а позднее в Сибирь и Карелию.

Лишь в 1956 году им было разрешено вернуться на родную землю.
При планировании строительства порта Усть-Луга был предусмотрен снос деревни Краколье, в промзоне должна была оказаться деревня Лужицы. С уничтожением мест компактного проживания води неизбежно погибнет её культура и язык.

Жителей планируется расселить по Ленинградской области, что не оставляет шансов на сохранение языка и традиций.

У каждого уважающего себя государства есть важнейшие символы, одним из которых является флаг. В каждом флаге его создатели пытались отразить суть исто.

9. Остяки-самоеды (селькупы)

На севере России селькупы являются наиболее малочисленной народностью, представителей которой на данный момент осталось всего 3600 человек. Живут они на севере Западной Сибири.
Первые упоминания о селькупах встречаются в исторических документах XVI столетия.

В конце этого века существовало их племенное объединение, в русских источниках именовавшееся «Пегая орда». В XVIII веке была проведена христианизация селькупов, но, несмотря на это, они смогли сохранить традиционную языческую основу своего мировоззрения.
Некогда самобытная, богатая культура селькупов, в настоящее время уступает позиции напору современных стандартов.

Но, кроме этих общеизвестных причин, есть и другие, мешающие сохранению древних народных традиций, например, большая территориальная разобщённость остяков-самоедов: они оказались на территориях трёх административно-территориальных образований, а контакты между ними весьма затруднительны.
Культура и целостность селькупов находится в настоящее время на критической грани. На протяжении одного лишь прошлого столетия численность селькупов уменьшилась почти в два раза.

10. Ительмены

Ительмены являются коренными жителями полуострова Камчатка. Сейчас их численность едва превышает 3000 человек. Ительмены являются близкими родственниками живущих и в настоящее время на Аляске индейцев из племени тлинкитов, также много общего они имеют с другим племенем индейцев – навахо.

У ительменов традиционными верованиями были тотемизм, анимизм и фетишизм, все они связаны с поклонением духам-хозяевам. Для них была чужда идея существования единого бога. Был среди них и шаманизм, однако, у ительменских шаманов не было бубнов и обрядовой одежды, да и собственно шаманами были женщины.

Но в середине XVII века ительменов окрестили. Проведённые этнографами исследования показали, что в древние времена у ительменов существовал обряд воздушного погребения. В плане хозяйственной деятельности важнейшим занятием ительменов было речное и морское рыболовство.

11. Кеты

На севере Красноярского края проживает народность кеты численностью немногим более 1000 человек. Слово «кеты» не является самоназванием данной народности, поскольку оно утвердилось официально лишь в 1920-е годы. Что касается самих кетов, то каждая их группа именовала себя не только по родовой принадлежности, но и по территории проживания.

Любопытно, что до прихода русских кеты жили родоплеменным общественным строем, но при этом могли уже выплавлять металл. Их главными занятиями были рыболовство и охота. Пушной промысел вёлся обычно за белкой, чей мех составлял до 90% от всех продаваемых кетами шкурок.

Их традиционным жилищем являлся чум, слагавшийся из деревянных шестов и покрывавшийся берестой. Также распространены были землянки (нус, бан).
Религиозные представления кетов базировались на анимизме.

Когда Сибирь начали осваивать русские, то их священники рьяно принялись за крещение всех местных народов, в том числе и кетов.

В мире существуют тысячи разнообразных профессий, а люди, ими занимающиеся, получают совсем не одинаковую зарплату. Причиной тому служат самые разнооб.

13. Долганы

Это самый северный в мире тюркоязычный народ живёт в Республике Саха и Красноярском крае. Их осталось около 8000 человек. Сложилась эта народность совсем недавно – на рубеже XIX-XX веков из переселившихся с рек Оленёк и Лена якутов, эвенков, местных эвенков, «затундренных крестьян» и нескольких семей энцев.

Принёсшие сюда православие казаки давали при крещении долганам собственные фамилии, которые и сохранились до наших дней.

14. Караимы

Эта малочисленная народность, проживающая в Крыму, произошла от тюркоязычных последователей караимизма – авраамической религии, которая признаёт Тору (Танах, Ветхий Завет), однако, не признаёт иудейский Талмуд, христианскую Библию и исламский Коран.
Когда Россия присоединила к себе Крым в 1783 году, то эта немногочисленная народность стала одной из богатейших на полуострове. Из них вышли многие известные промышленники, торговцы, ювелиры.

Караимы предпочитали селиться в пещерах, свидетельством этого являются такие города, как Мангуп-Кале и Джуфт-Кале.

Анализ исследований крупнейших российских аэропортов, учитывающий 30 разных параметров услуг пассажирам от момента прилёта в аэропорт до посадки в сам.

15. Крымчаки

Это очень немногочисленная тюркоязычная еврейская группа, члены которой придерживались талмудического иудаизма, проживала в Крыму. Говорили они на близком к крымско-татарскому крымчакском языке. В годы Великой Отечественной Войны больше повезло мужчинам, мобилизованным в Красную армию, поскольку почти все оставшиеся дома крымчаки были истреблены немцами.

Теперь в Крыму насчитывается примерно 210 представителей этого этноса.
Предполагается, что предки крымчаков пришли в Крым в античные времена, поселяясь в греческих колониях. В результате недавних раскопок в Крыму были найдены древние еврейские надписи, датируемые I веком до н.

э. На протяжении 1990-х годов десятки семей крымчаков перебрались на жительство в Израиль, поскольку они исповедуют иудаизм и могут быть репатриированы в эту страну. По израильскому закону о возвращении они считаются частью еврейского народа.

Руки в Ноги. Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте и читайте все наши статьи первыми!

Представителей каких народов России осталось меньше всего?

На территории России проживает большое количество различных народов, многие из них относятся к малочисленным и исчезающим. Численность некоторых народов составляет меньше ста человек, а иногда – всего несколько или даже один.

Также смотрите  Заполнение почтового уведомления о вручении образец

Численность человек

Чулымцы (355 человек)

Люди этой народности живут в Красноярском крае на реке Чулым. Раньше чулымцы строили себе чумы, землянки или полуземлянки. Они собирали орехи, ловили рыбу, добывали пушного зверя, а также выращивали просо и ячмень.

Позднее стали строить избы, растить овес, рожь и пшеницу. Одежду чулымцы утепляли мехом, а штаны шили из налимьих шкурок. Женщины носили различные украшения и заплетали волосы в многочисленные косички.

Многие представители народа приняли православие, в то же время другие сохранили свою религию – шаманство. Сегодня чулымцы сохранили свои национальные ремесла и фольклор, однако практически утратили родной язык, на нем говорит менее 20 % от оставшихся 355 человек.

Ороки (295)

Исконно ороки жили на Сахалине. Самоназвание народа – уйльта, что переводится как «оленные», название «ороки» дали ему японцы. Народность обладает собственным языком, но он не предусматривает письменности.

Сегодня на родном языке может говорить примерно половина из всех оставшихся ороков. Представители народа занимались морской и сухопутной охотой, оленеводством, а также рыбалкой, добывая кету, симу, горбушу и другую рыбу. Но в последнее время в связи с нефтяными разработками и другими проблемами исконные ремесла и занятия ороков пришли в упадок.

Специалисты пессимистично оценивают дальнейшее сохранение народности.

Тазы (274)

Немногочисленная народность, проживающая в Приморском крае, также называют дацзы или тадзы. Первое упоминание о ней относится к 18 веку. Считается, что тазы произошли от смешения китайцев, маньчжуров, нанайцев и удэгейцев.

Язык этого народа имеет отдаленную схожесть с диалектами северного Китая. Из современных тазов, которых насчитывается всего 274 человека, на родном языке умеют говорить только единицы: несколько пожилых человек. Исконными занятиями представителей народа являются собирательство, животноводство, охота, рыболовство и земледелие.

В последние годы тазы пытаются возвратиться к своим корням и возродить обычаи своих предков.

Ижоры (266)

Народность ижора относится к финно-угорской группе, сами себя представители ее называют каръялайшт. Название «ижора (ижоры)» происходит от одноименного притока Невы, где и проживает народность. Родной язык схож с карельским, исповедуемая религия – православие.

Основной промысел народа рыболовство, также представители ижоры занимались плетением корзин, плотничали и ткали. В середине 19 века на территории нашей страны численность этого народа превышала 18 тысяч человек. Однако после событий Великой отечественной войны, когда многие деревни ижоры сгорели, а люди частично были перевезены в Финляндию, частично вывезены в Сибирь, ижоры практически исчезли.

Сегодня их насчитывается только 266 человек.

Энцы (227)

Сами себя представители этого народа называют могади, эньчо, а также пэбай, официально народность именуют енисейские самоеды, или энцы. Проживают они в Красноярском крае, на полуострове Таймыр в районе устья Енисея. Исповедуют энцы шаманизм.

Из оставшихся на сегодняшний день представителей народа на родном языке умеет разговаривать только один из трех. Среди традиционных занятий присутствуют охота на оленей и песца, а также оленеводством. Обычной пищей для энцев являются свежая рыба, мороженное и свежее мясо.

Национальной одеждой считаются штаны и чулки из меха и парка.

Карагаши (16)

Данная народность проживала в Астраханской области. Народ карагашей-ногайцев сформировался из потомков Ногайской Орды, в середине 16 века обосновавшихся и обособившихся в районах Северного Кавказа. Позднее, примерно в 18 веке, каргаши отделились от кавказских ногайцев и переняли многие обычаи от соседнего народа – калмыков.

Исконным занятием карагашей стало скотоводство. Нередко представители народности именовали себя татарами, также назывались ногайцами и карагашами. Перепись 2010 года установила 16 человек, причисляющих себя к этому народу, хотя этнически карагашами могут быть до 8 тыс.

человек.

Кайтагцы (7)

Еще одна коренная народность Дагестана – кайтагцы. По своему быту, обычаям и культуре они близки к даргинцам. Сведения об этом народе можно встретить в арабских источниках, относящихся к 9 веку.

В Средние века кайтагцы вошли в состав Кайтагского уцмийства, а в начале 19 века стали частью Российской империи. Традиционно представители народа занимались скотоводством и земледелием. В 1926 году при переписи населения численность кайтагцев составляла более 14 тысяч, однако в 2010 году к этой народности себя причислили лишь семь человек.

По неофициальным данным, себя считают кайтагцами около 25 тысяч человек, но в переписи записываются даргинцами, субэтносом которых являются.

Черкесогаи (6)

Эта народность этнически родственна армянам. По исследованиям, примерно в 15 веке ее представители переселились на северо-западный Кавказ, в область современных республик Адыгеи и Карачаево-Черкесии. Черкесогаи многое переняли из обычаев, культуры и привычек соседних народов, в частности адыгейцев, однако они сохранили свою религиозную принадлежность.

Первое упоминание о черкасских армянах встречается в докладной архиепископа Иосифа императрице Екатерине II. При последней переписи к данному народу себя относят лишь 6 человек, хотя неофициально себя считают черкесогаями 100 тыс. россиян.

Утары (5)

Такая народность исторически проживала в Астраханской области. По религиозной принадлежности представители народа относятся к мусульманам-суннитам. Появление утаров или алабугатских татар связано с Золотой Ордой и сформировавшимися после ее распада Ногайским и Астраханским ханством.

Исконными традиционными занятиями представителей народности считались бахчеводство, животноводство и рыболовство. Сегодня большая часть утар не выделяют себя в отдельную этническую группу. По последней проведенной переписи к этому народу себя причисляют всего 5 человек, однако по подсчетам этнографов разговаривают на алабугатском языке 1144 человека, а численность астраханских татар превышает 50 тысяч.

Багулалы (5)

Эта народность – одна из коренных народов западного Дагестана, представители ее относятся к мусульманам-суннитам. Издревле багулалы входили в союз Дидо, то есть в один из самых влиятельных объединений Кавказа. В 15 веке сельские общины народа объединились вместе, а с 19 века вместе с другими народностями Дагестана вошли в состав Российской империи.

В момент проведения переписи в 20-х годах прошлого века багулалов насчитывалось немногим более трех тысяч. В 2010 году к этой народности причислили себя пять человек.

Кереки (4)

Кереки считаются исчезающим народом, на территории современной России проживает всего четыре представителя народности. Исконное место жительства кереков – рубеж между Камчаткой и Чукоткой. Именно это послужило одним из факторов исчезновения народа.

Регулярные стычки и войны этих народов стали причиной значительного снижения численности кереков. Также много представителей народа погибло от эпидемий. Исконными промыслами их считались оленеводство, охота на пушных и морских зверей, рыболовство, разведение ездовых собак.

Язык кереков относится к группе чукотско-камчатских. В попытке сохранить его был составлен словарь, содержащий примерно пять тысяч слов.

Юги (1)

Эта народность исконно проживала в Красноярском крае на берегах Енисея. В начале прошлого века численность югов составляла почти 1,5 тысячи человек, в начале этого около 20, а в 2010 году остался единственный представитель этого народа. Югский язык на сегодняшний день считается мертвым.

Уходящая культура. 10 самых малочисленных народов России

По всему миру 9 августа отмечается Международный день коренных народов. В России, по официальным данным, живут 47 коренных народов, насчитывающих меньше 50 тысяч человек. Чтобы пересчитать самых малочисленных из них, хватит пальцев на одной руке.

Причем на грани исчезновения находятся не только северные народы, которые проводят всю жизнь в трудных условиях, но и коренные жители вполне климатически благополучных регионов.

● Негидальцы (Хабаровский край) ● 513 человек ●

Тунгусо-маньчжурский народ, проживающий в Хабаровском крае. Негидальцы делятся на «низовских» и «верховских». У первых основным занятием было рыболовство, у вторых — охота, первые использовали для перевозок собак, вторые — оленей.

На негидальском языке говорят 74 человека, хотя лингвисты полноценными носителями языка считают всего троих. Делится на низовской и верховской говоры. Представителей первого диалекта, предположительно, уже не осталось.

● Алеуты (Камчатский край) ● 482 человека ●

Коренное население Алеутских островов. В основном они проживают на Аляске в США, в России же живут на Камчатке и входят в перечень коренных малочисленных народов Севера. Сами себя алеуты называют «унанган» или «унангас».

На алеутском языке в России говорят около 45 человек. В языке существуют четыре диалекта: западный, восточный, беринговский и аттуанский. Последний — вымерший. Одна из интересных особенностей языка в том, что в нем отсутствует разряд прилагательных.

● Чулымцы (Томская область, Красноярский край) ● 355 человек ●

Тюркский народ, входящий в перечень коренных малочисленных народов Севера. Чулымцы проживают в Томской области и Красноярском крае, в основном в бассейне реки Чулым. Первоначально они жили родовыми общинами, потом перешли на территориально-советские общины. Традиционно у чулымцев женщины и мужчины были равноправны.

Чулымским языком, по официальным данным, владет 44 человека, по мнению лингвистов — около 12. Он делится на среднечулымский и нижнечулымский диалекты. Эксперты предполагают, что он вымрет в течение 25 лет.

Считается бесписьменным языком, хотя в 2019 году был издан перевод Евангелия от Марка на чулымский язык. В нем использовался алфавит, разработанный преподавателем Томского государственного педагогического университета Валерией Лемской.

● Уйльта / Ороки (Сахалин) ● 295 человек ●

Также смотрите  Как получить больничный в другом городе без прописки

Уйльта, ульта или ороки — тунгусо-маньчжурский народ, входит в список коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Они делятся на северную группу «доронени» («люди, живущие на Севере») и южную группу «суннени» («люди, живущие ближе к солнцу»). В основном уйльта живут на Сахалине.

Орокским или уйльтинским языком сегодня владеют чуть менее 50 человек. Во время его активного использования, язык уйльта делился на восточносахалинский и поронайский, однако сейчас считается монодиалектным. Он младописьменный — букварь на основе кириллицы был выпущен в 2008 году.

● Тазы (Приморский край) ● 274 человека ●

Тазы относятся к коренным малочисленным народам Севера, живут в Приморском крае. Тазы — сравнительно молодой метисный народ, произошедший от смешения китайцев и манчьжуров с удэгейцами и нанайцами и окончательно сложившийся к концу XIX века. Тазы никогда не считали себя китайцами и отличались от них по культуре и укладу.

Тазы общались на тазском диалекте китайского языка, в котором было очень много удэгейский и нанайских заимствований. Это вымерший язык — на данный момент, по официальной информации, на нем никто не говорит. Современные тазы используют русский язык.

● Ижорцы (Ленинградская область) ● 266 человек ●

Ижорцы или ижора — финно-угорский народ, в основном проживающий в Ленинградской области. Занимались земледелием, рыболовством, лесными промыслами, в XIX веке — посреднической торговлей и различными ремеслами.

Язык ижорцев относится к северной группе прибалтийско-финских языков уральской языковой семьи и находится на грани исчезновения: на нем говорят около 120 человек. Ижорский язык делится на четыре диалекта: сойкинский, нижнелужский, хэваский и оредежский, причем последние два — мертвые. Одна из особенностей языка — фиксация ударения на первом слоге.

● Энцы (Красноярский край) ● 227 человек ●

Представителей этого самодийского народа осталось всего около 300, в России из них проживают 227 человек. Самоназвание — «эннэчэ», что означает «человек». В основном энцы живут на территории Таймырского Долгано-Ненецкого района. Их традиционные занятия — охота на оленя и на пушного зверя, рыболовство, вьючное и упряжное оленеводство.

Энецкий язык, который относится к самодийской группе уральских языков, долгое время был бесписьменным, пока в 1986 году Наталья Терещенко не опубликовала проект энецкого алфавита с лесным диалектом языка в опоре. На сегодняшний день энцы — практически единственный таймырский северный народ, не имеющий юридически зафиксированной письменности. Сейчас специалисты продолжают заниматься этим вопросом — результаты их работы уже были представлены в ООН.

● Сето (Псковская область) ● 214 человек ●

Этот финно-угорский народ в России в основном проживает в Псковской области и Красноярском крае. Всего в мире насчитывается около 10 тысяч сето, в России — только 214. Многие специалисты считают язык сето диалектом эстонского языка или частью выруского диалекта южноэстонского языка-диалекта, но сами представители народа считают его отдельным языком, не имеющим аналогов.

Письменности у сето нет.

В основном сето занимались пашенным земледелием и животноводством, выращивали зерновые и лен, разводили домашний скот и птицу. У этого народа развито прикладное искусство: узорное ткачество, вышивка, плетение кружев. Познакомиться с культурой сето можно в деревне Сигово Псковской области, неподалеку от границы с Эстонией.

● Водь (Ленинградская область) ● 64 человека ●

Исчезающий финно-угорский народ. В России вожане живут в основном в Ленинградской области, где есть несколько деревень с их компактным проживанием: Лужицы (здесь был создан первый Водский музей), уже упраздненная Краколье и Пиллово.

Раньше вожане в основном занимались сельским хозяйством: выращивали злаки, разводили скот и ловили рыбу. Сами себя они называют «ваддялайзыд». У них есть свой флаг и герб, созданные в 2002 году.

Флаг представляет собой белый треугольник острием вниз на синем фоне. На самом треугольнике нарисован красный крест. Водский язык на грани исчезновения — на нем говорят всего около 6-10 человек.

● Кереки (Чукотка) ● 4 человека ●

Кереки называют себя аӈӄалҕакку, что переводится как «приморские люди». В середине XX века их было около 100, к 2002 году численность снизилась до восьми, к 2010 — еще в два раза. Основная причина их исчезновения — ассимиляция с чукчами. Ранее кереки делились на северных и южных, какое-то время их причисляли к корякам.

Существует бесписьменный керекский язык, о владении которым в 2010 году заявили 10 человек. Иногда керекский язык считается диалектом корякского. В экспедициях 1988—1989 годов был записан керекский словарь на четыре-пять тысяч слов.

Кереки вели оседлый образ жизни, занимались рыболовством, охотой и оленеводством. Предполагается, что запряжку собак цугом (в две-три пары, гуськом) изобрели именно они, после чего этот способ у них переняли чукчи.

Какие коренные народы проживают на территории России. Малочисленные народы Сибири и Дальнего Востока. Права малочисленных народов, язык и религия.

Территория России является самой большой в мире, поэтому в нашей стране так много народностей, заселивших ее необъятные просторы. Каждый этнос имеет свою самобытную культуру. язык, традиции и обычаи.

Кто является коренным народом России

У России самая большая территория, если сравнивать ее с другими странами мира. Соответственно, можно предположить, что народностей в ней проживает очень много и страна является многонациональной. Но, следует отметить, что самый многочисленный народ, населяющий нашу страну, это русские (порядка 80-ти процентов).

После распада Советского Союза, этнический состав несколько изменился, но, не смотря на это, многочисленные диаспоры продолжают проживать на территории России. В 2010 году проводилась перепись населения, в соответствии с которой, после русских, второй по численности народ РФ, это татары, а третий — украинцы. Было выявлено всего народов — 190, а этнических групп — 36.

Славянская группа народов наиболее многочисленная.

В советских паспортах указывалась национальность гражданина СССР, чего не скажешь о современных российских паспортах. Чтобы определить к какой национальности относится житель России, существуют следующие признаки:

  • тесная связь с землями и с их природными ресурсами, где проживали его предки;
  • знание родного языка, который, зачастую, отличается от официального государственного;
  • в п овседневной жизни сохраняются традиции и обычаи нации;
  • идентификация себя со своим народом.

Каждый народ, если он знает свои корни , причисляют себя к тому или иному этносу, чтит традиции предков, соблюдает культурные обычаи, пользуются на равных условиях всеми правами, согласно законодательству страны.

Какие коренные народы живут на территории России

Самым многочисленным народом России являются русские, их численность составляет чуть более 111 000 000 чел. Это почти 80% от всего населения страны. Но, после присоединения Крымского полуострова, их количество увеличилось и составило более 112 000 000 чел.

Далее: татары (4%), украинцы (1,35%), башкиры (1,1;), чеченцы и чуваши (1 %), армяне (0,8 %), аварцы (0,6 %), мордва (0, 5 %), казахи (0,45 %), азербайджанцы (0,42 %).

более 500 000 человек:

менее 500 000 человек:

менее 15 000 человек:

малые народы, численность которых не превышает 2000 человек:

другие народности:

Коренные малочисленные народы Сибири перечень

На территориях Сибири, имеющих суровый климат расположились крупные области, всего — 14 регионов, а в процентном соотношении Сибирский федеральный округ занимает 30%. Всего здесь проживают порядка 20 миллионов человек, которые состоят из:

  • Пришлых народов, которые начали заселять эти земли в 16 веке, к ним относятся русские, татары, украинцы, белорусы и др.
  • Коренные народы, из них самые многочисленные, это якуты, буряты, хакасы, тувинцы. Хотя они и считаются коренными, но их соотношение к пришлым составляет 1 к 5. Настоящих жителей, имеющих в Сибири свои исторические корни, осталось очень мало.

Коренное население зарегистрировано в следующих этнических группах:

  • энцы, эвенки, шорцы, чулымцы, челканцы, ханты, тувинцы (тоджинцы), тубалары, тофалары, телеуты, алтайцы, теленгиты, сойоты, сибирские татары, селькупы, ненцы, нганасаны, манты, манси, кумандинцы, кеты, алтайцы.

Коренные народы Дальнего Востока России

Коренные народы, проживающие сегодня на Дальнем Востоке, довольно малочисленны, многие их представители находятся на грани вымирания. Есть и такие, которые давно исчезли. Отличаются этносы этих земель особой культурой, которая обусловлена суровыми условиями жизни.

Их внешность относится к монголоидной расе северных территорий, отличить их друг от друга достаточно проблематично. Отметим, что многие из этносов ДВ не имеют территориальных автономных образований.

В Дальневосточный край входят Хабаровская и Магаданская области, Чукотский округ, Якутия и Еврейская автономная область. В Приморье — Камчатский край, Сахалин, Приморский край, регионы, имеющие прямой выход к морям.

Список народов Дальнего Востока:

  • алеуты (унганы), кереки, долганы,, негидальцы, коряки, нанайцы (гольды), юкагиры (одулы), ительмены (камчадалы), нивхи, ороки, тазы, орочи, ульчи, чукчи, чуванцы (этели), эвены (тунгусы-ламуты), эскимосы (инуиты), юкагиры (одулы).

Данный список не постоянен и меняется в зависимости от вымирания представителей народа либо, наоборот, дополняется новыми, которые ранее были неизвестны. Последние изменения были внесены в 2015 году.

Adblock
detector