- Несет ли ответственность учитель за учеников вне школы?
- Как может влиять учитель на поведение учеников вне школы?
- Должен ли учитель говорить с родителями, если что-то подозревает?
- Можно ли заставить ученика ходить к психологу?
- Поможет ли включение ученика в группу риска?
- Поможет ли проведение тематических классных часов?
- Какую ответственность за детей несут школы
- Пример 1. Школьник получил травму
- Пример 2. Дети отравились в школьной столовой
- Пример 3. Школьная драка
- Пример 4. У ребёнка украли телефон
- Пример 5. Ученика выгнали с урока
- ВС обязал школы следить за учениками после уроков
- Кто должен отвечать за травму, полученную ребенком в школе
- Кто несет ответственность за травму ребенка в школе
- Как должна действовать школа
- Ответственность за причиненный вред
- Когда вы вмешиваетесь в процесс обучения детей…
- Ответственность за учебу и конфликты в школе доверьте ребенку
Главная / К-журнал / Дети после школы. Кто несет ответственность за ребенка после школы, на выходных и каникулах
Главная / К-журнал / Дети после школы. Кто несет ответственность за ребенка после школы, на выходных и каникулах
Учитель несет ответственность за ученика, когда он в школе. После школы ученик предоставлен сам себе: родители, как правило, на работе и могут контролировать его только телефонными звонками и сообщениями в мессенджерах. Разбираемся с нашим юристом, должен ли учитель знать, куда после школы идет ученик и как разговаривать с ним и родителями.
Несет ли ответственность учитель за учеников вне школы?
Учитель несет ответственность за ученика вне школы только в трех случаях:
если ученик отправлен учителем по какому-либо поручению,
на пути до дома, если транспорт представлен школой,
на выездных мероприятиях — ученика необходимо доставить до школы.
Полную ответственность за ученика по закону «Об образовании» учитель несет только в школе — на уроке, на переменах, за двадцать минут до и после занятий. Чаще всего до и после уроков за учеников, находящихся в школе, отвечает дежурный учитель.
Как может влиять учитель на поведение учеников вне школы?
Только разговорами. Учитель не может заставить учеников выбирать ту или иную дорогу. Также трудно договориться о вопросах безопасности с родителями.
В Республике Татарстан несколько лет назад школы пытались заставить родителей забирать младшеклассников после уроков. Работало это плохо: родители отказывались подписывать расписки о своей ответственности и жаловались на школы на интернет-форумах и в письмах в региональное министерство образования.
Если учитель заводит с учениками разговор о том, как проводить свободное время, то говорить стоит об ответственности ученика за свою жизнь и обучение. Ученик вряд ли воспримет аргумент, что учеба — это его работа и нужно идти домой и заниматься. Лучше он отнесется к мысли, как важна безопасность.
Важно донести до ученика, что идти куда бы то ни было можно только с друзьями и знакомыми, которым доверяешь, и сообщать родителям о своем местонахождении .
Должен ли учитель говорить с родителями, если что-то подозревает?
В законе «Об образовании» не сказано, что учитель обязан сообщать информацию о ученике администрации школы или родителям. Но лучше сообщать родителям о своих подозрениях, обращая внимание, что это только подозрения. Идеально — поговорить с самим учеником, рассказать, что вы почти уверены, что он пойдет в небезопасное место и дождаться ответа ученика.
Если тот явно находится под давлением сверстников, можно обратиться за помощью к школьному психологу или социальному педагогу.
Можно ли заставить ученика ходить к психологу?
Нет, если ученик не представляет опасности для общества. Тем более, психолог поможет при депрессии, а не при желании опасно проводить свободное время. Другое дело, если друзья принуждают ученика пить пиво, играть в азартные игры или склоняют к аутоагрессии. Тогда психолог может научить ученика ассертивному поведению — умению говорить «нет».
Поможет ли включение ученика в группу риска?
Не факт. В группу риска попадают ученики с социальной дезадаптацией, причем именно психолог проводит диагностику и принимает решение о включении ученика в эту группу. Получается, что если психолог может определить, насколько неадаптивен ученик и сможет научить его навыкам общения, то включение в группу риска поможет.
Если психолог не понимает, кого включать в группу риска, то толка от такой работы не будет. Тем более лишний контроль со стороны взрослых может привести к протесту и включить по-настоящему девиантное поведение.
Поможет ли проведение тематических классных часов?
Классные часы, так же как и лекции , помогут только при хорошей подготовке лектора. Если он сможет завоевать доверие учеников и рассказать им о контрацепции, последствиях алкогольного опьянения, противодействии насилии, тогда ученики, по крайней мере, многие из них примут эту информацию к сведению.
Какую ответственность за детей несут школы
В зону ответственности образовательных организаций, прежде всего, входит качество обучения, а также охрана здоровья учеников.
Согласно статье 28 закона «Об образовании в Российской Федерации», школа отвечает за выбор образовательной программы и её реализацию. Также в ней должны быть созданы «необходимые условия для охраны и укрепления здоровья обучающихся». Это означает, что если школьник получит серьёзную травму, из-за которой не сможет посещать занятия больше одного дня, администрацию учебного заведения могут привлечь к юридической ответственности.
Разберём на примерах, в каких случаях школа несёт ответственность за ребёнка.
Пример 1. Школьник получил травму
Кто будет отвечать зависит от того, где и при каких обстоятельствах ученик поранился. Так, если ребёнок упал с каната на физкультуре или получил ожог на химии, ответственность ложится на учителя, который не обеспечил соблюдение правил техники безопасности, а также на администрацию школы.
В зависимости от тяжести повреждений, к преподавателю может быть применено дисциплинарное взыскание, административное или уголовное наказание. Но даже если травма несерьёзная, родители вправе через суд потребовать со школы компенсацию физического и морального вреда. Если ученик получил травму на перемене, к ответственности привлекут дежурного учителя.
Если же школьник травмировался по дороге домой, ответственность ложится на плечи родителей.
Пример 2. Дети отравились в школьной столовой
В этой ситуации, прежде всего, нужно пообщаться с родителями одноклассников и понять, насколько массовое отравление. Если не повезло одному ребёнку, доказать вину школы практически невозможно.
Но если на плохое самочувствие после школьных котлет пожаловались сразу несколько ребят, необходимо написать коллективное заявление в Роспотребнадзор. На школе лежит ответственность за здоровье обучающихся, и директора могут привлечь как к административной, так и к уголовной ответственности.
Пример 3. Школьная драка
Если школьники подрались и дошло до ущерба здоровью, то зоны ответственности здесь разграничиваются примерно по тому же принципу. Если дети подрались в классе или на перемене, то, помимо родителей, отвечать будут ещё и учителя. Если конфликт разгорелся за пределами школы, ответственность полностью лежит на родителях.
Исключение — экскурсии и прочие внеклассные мероприятия от школы. Но в обоих случаях администрация образовательной организации должна будет разобраться в случившемся и отчитаться перед местным отделом или департаментом образования.
Если до драки не дошло, но ребёнку порвали портфель или форму, разбираться стоит с родителями обидчиков. Хотя если учителя были в курсе и не вмешались в конфликт, к ним тоже может быть применено дисциплинарное взыскание.
Сложнее всего защитить школьника, подвергающегося психологическому насилию. Например, если ребёнка постоянно обзывают, то обидчика могут поставить на учёт к социальному педагогу, а педагогу, который знает об этом, но молчит, — сделать выговор. Но нужны неопровержимые доказательства.
Пример 4. У ребёнка украли телефон
Согласно методическим рекомендациям Роспотребнадзора, Минпросвещения, Рособрнадзора и Российской академии образования, школы могут ограничивать использование телефонов и других гаджетов. Так, в некоторых образовательных организациях ученики сдают телефоны при входе. В других запрещено пользоваться гаджетами на уроках, а на переменах нужно держать устройство в беззвучном режиме.
В школьном уставе при этом может быть прописано, что ответственность за сохранность телефона и других вещей лежит на их владельцах.
Пример 5. Ученика выгнали с урока
Учитель может выставить ученика за дверь класса только в определённых случаях:
- если школьник нарушает технику безопасности,
- угрожает своим поведением жизни и здоровью других детей,
- ставит под угрозу сохранность материальных ценностей.
Во всех остальных ситуациях это незаконно, и к учителю может быть применено дисциплинарное взыскание, а если с ребёнком произойдёт несчастный случай, педагога могут привлечь и к уголовному наказанию. Ведь образовательная организация несёт ответственность за жизнь и здоровье ученика даже в том случае, если его пришлось удалить с урока. Учитель, прежде чем попросить ученика уйти, обязан обеспечить его безопасность.
ВС обязал школы следить за учениками после уроков
Школа несёт ответственность за учеников и после завершения учебного дня: пока дети находятся на территории образовательного учреждения педагоги обязаны осуществлять за ними надзор, отмечает Верховный суд РФ.
Он указывает, что законодательство исходит из презумпции виновности образовательного, медицинского, спортивного или культурно-досугового учреждения в причинении вреда несовершеннолетним во время нахождения его под надзором данной организации.
Высшая инстанция разбирала дело о компенсации морального вреда с родителей школьника, который упал на одноклассника, чем причинил ему тяжкий вред здоровью. Происшествие произошло в школьном дворе.
Пострадавший подросток долгое время находился на лечении, перенёс тяжелую операцию и длительное восстановительное лечение, также ему понадобилась помощь психолога.
Мать ребёнка потребовала в судебном порядке взыскать с родителей ученика, причинившего травму ее сыну, моральную компенсацию, а те заявили встречные требования, в частности, о взыскании вреда с образовательного учреждения.
Супруги посчитали, что поскольку несчастный случай произошел на территории школы, то ответственность за причиненный ребенку вред должно нести образовательное учреждение. Они указали, что происшествие стало возможным из-за отсутствия контроля за детьми со стороны администрации школы, значит она и является надлежащим ответчиком.
Районный суд в удовлетворении этих требований отказал, обязав родителей выплатить ущерб пострадавшему ученику, апелляционная инстанция поддержала это решение.
«По требованиям о возмещении вреда, заявленным в соответствии со статьей 1073 ГК РФ родителями несовершеннолетнего, суд обязан привлечь к участию в деле в качестве соответчика образовательное учреждение, в стенах или на территории которого несовершеннолетний находился в момент причинения им вреда», — отмечает ВС.
Если ребёнок или подросток причинил вред во время, когда он находился под надзором образовательной, медицинской или иной организации, то именно это учреждение отвечает за причиненный вред, если не докажет, что ущерб возник не по их вине (пункт 3 статьи 1073 ГК РФ), напоминает ВС.
«Указанной правовой нормой устанавливается презумпция виновности образовательного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за малолетним, причинившим вред во время нахождения под надзором данного учреждения», — поясняет высшая инстанция.
Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения и воспитания учеников, присмотра и ухода за ними, обеспечивать жизнь и здоровье обучающихся и работников учреждения (пункт 2 часть 6 статьи 28 закона от 29 декабря 2012 года №273).
Ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации несёт образовательная организация (часть 7 статьи 28 этого же закона).
В специальном постановлении Пленума ВС также разъяснял, что в случае причинения вреда малолетним — в том числе и самому себе — в период его временного нахождения в детском саду, школе, гимназии или лицее, эти организации обязаны возместить причиненный ребенком вред, если не докажут, что он возник не по их вине при осуществлении надзора (абзац 3 пункт 14 постановления Пленума ВС РФ от 26 января 2010 года №1).
При этом в пункте 16 этого постановления указано, что за вред, причинённый ребёнком или подростком, отвечают родители опекуны или попечители, если с их стороны имело место безответственное отношение к воспитанию детей: попустительство или поощрение озорства, хулиганских и иных противоправных действий, отсутствие к нему внимания и т.п.
Образовательные же организации отвечают только за неосуществление должного надзора за малолетним в момент причинения им вреда, объясняет ВС.
«Суды должны учитывать, что пределы ответственности родителей (усыновителей), опекунов, попечителей, а также образовательных, медицинских и иных организаций либо лица, осуществляющего над малолетним надзор, различны.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума следует, что образовательная организация, где несовершеннолетний временно находился, отвечает за вред, причиненный несовершеннолетним, если она не осуществляла должный надзор за ним в момент причинения вреда. Обязанность по надлежащему надзору за несовершеннолетними должна осуществляться образовательной организацией не только во время пребывания малолетнего в стенах образовательного учреждения, но и на его территории, закрепленной за этим учреждением в установленном порядке», — подчёркивает ВС.
Значит в данном деле школа должна доказать отсутствие своей вины в причинении вреда ученику, который находился на ее территории непосредственно после окончания занятий (не позднее 20 минут), указывает ВС.
Однако суды первой и апелляционной инстанций неправильно истолковали и применили к спорным отношениям нормы материального права, вследствие чего пришли к ошибочному выводу о том, что дети выбыли из-под контроля образовательного учреждения, в связи с чем школа не может нести гражданско-правовую ответственность за совершенные учеником действия.
Суды исходили из того, что школьник получил травму после окончания уроков, при этом каких-либо школьных мероприятий на территории образовательного учреждения не проводилось. К тому же администрация учебного заведения не принимала обязательства по сопровождению школьников до дома после окончания учебы или контроля за их поведением по окончании учебного процесса либо иные обязательства по передаче учащихся их родителям.
Между тем образовательные организации отвечают за неосуществление должного надзора за малолетним, а такой надзор должен вестись в течение всего периода нахождения ребёнка в образовательном учреждении, в том числе и на закрепленной за образовательным учреждением территории, отмечает ВС.
Поскольку происшествие произошло сразу после окончания занятий и на территории школы, то несовершеннолетние ещё должны были находиться под надзором образовательного учреждения. Таким образом, школа должна была являться соответчиком по делу о компенсации причинённого ущерба, считает он.
В связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ отменила состоявшиеся по делу судебные постановления и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кто должен отвечать за травму, полученную ребенком в школе
Образование
Школа отвечает за безопасность и здоровье своих учеников. Тем не менее, 20% детей получают травмы именно в стенах учебных заведений.
Учителя обычно винят в случившемся родителей, которые не донесли до детей правила безопасного поведения, родители же перекладывают ответственность на учителей, не уследивших за детьми.
Отвечаем на главные вопросы: кто виноват в травме ребенка в школе и должен понести ответственность за причиненный вред и что делать родителям для получения компенсации.
Кто несет ответственность за травму ребенка в школе
По закону за вред причиненный ребенку до 14 лет ответственны родители. Но за травму, полученную в школе и закрепленной за ней территорией (школьном дворе), отвечает школа. Образовательное учреждение обязано контролировать поведение учеников на уроках, в группе продленного дня и за пределами школы (на выездных мероприятиях и экскурсиях под контролем учителя).
Дети могут получить травму в школе в результате:
- несчастного случая;
- драки или столкновения с другими детьми;
- падения;
- неправомерных действий работников школы;
- неисправности спортивного оборудования;
- на школьной площадке и пр.
Даже если дети подрались, ответственность лежит не на обидчике, а на администрации школы.
Основную ответственность за здоровье школьников несет директор, на переменах — дежурный педагог , на роках — учитель. Лица, которые ответственны за безопасность в школе, должны быть утверждены во внутренних нормативных документах.
В Постановлении Пленума ВС РФ от 26 января 2010 г. №1 и Гражданском кодексе установлена презумпция вины школы в причинении вреда ученика во время нахождения под ее надзором. Это значит, что в травме ребенка будет виновата школа, если только ей не удастся доказать обратное. Например, если не установят вину родителей ребенка, причинившего вред, или то, что виноват сам ребенок-причинитель вреда старше 14 лет.
Когда ответственность за причиненный вред несет школа. Школа обязана обеспечить безопасные условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников (на основании ч.1 ст.51, ст.28 273-ФЗ «Об образовании»). Когда учителя халатно относятся к своим обязанностям и не контролируют поведение учеников, то школа несет за это ответственность.
Если ребенок в момент получения травмы находился под контролем школы, то она будет нести ответственность. В частности, речь о следующих случаях:
- школьники подрались на уроке или на школьном дворе на перемене и один из них пострадал;
- ребенок бегал на перемене и получил травму в коридоре;
- ученик получил травму в группе продленного дня на прогулке;
- дети находились за пределами территории школы на экскурсии (на выезде), но под контролем учителя или тренера;
- ребенок упал в раздевалке школы и травмировался, когда одевался после уроков;
- ущерб здоровью был причинен в школьном автобусе при перевозке ребенка к школе (если учебное заведение организует доставку).
По вопросу ответственности школы за конфликт по время урока, который стал причиной травмы, судебная практика единообразна и признает бесспорную вину школы. Тогда как травмы, полученные после окончания занятий, суды трактовали не столь однозначно и нередко отказывались признавать вину учебного заведения.
Но в 2021 году Верховный суд пришел к выводу, что школа отвечает за жизнь и здоровье учеников и после уроков, если ущерб причинен на ее территории. Так, школу могут признать виновной в недосмотре за травму, полученную в драке в раздевалке или на школьном дворе.
Когда ответственность несут родители. В ситуации, когда ребенок находился в школе, но вред причинен не по ее вине, а другим учеником, к ответственности могут привлечь родителей ребенка, причинившего вред. Для этого школа должна доказать, что причиной драки стало ненадлежащее воспитание, а не отсутствие должного контроля за поведением учеников.
В частности, что родители безответственно подходили к воспитанию, поощряли драки и агрессивное поведение, либо вовсе отстранились от надзора за поведением и не выполняли свои родительские обязанности по ст.63 Семейного кодекса.
Родители несут ответственность за все проступки своего ребенка младше 14 лет.
Когда виноваты родители. Если ребенок получил травму в школе, но находился в этот момент под надзором родителей, то со школы снимается ответственность. Также нужно учитывать, что школа несет ответственность только за жизнь и здоровье своих учеников (согласно ст.28 273-ФЗ «Об образовании»).
Если пострадавший не является учеником данной школы, то вины образовательного учреждения в травме, полученной на ее территории, не будет.
Когда виноват ребенок, причинивший вред. Если ребенок уже достиг 14 лет, он самостоятельно несет ответственность за причиненный им ущерб (согласно ст.1074 Гражданского кодекса). Если у несовершеннолетнего отсутствуют собственные доходы, то компенсировать причиненный вред придется его родителям.
В случае, если выяснится, что один ребенок намеренно избил второго, то обидчика даже могут привлечь к уголовной ответственности (если он старше 16 лет). Но обычно, если инцидент произошел впервые, ребенка просто поставят на учет в отделе по делам несовершеннолетних и ограничатся воспитательными мерами.
Как должна действовать школа
Если в школе ребенку причинили травму или произошел несчастный случай, порядок действий учителей или администрации школы должен быть следующим:
- Учитель должен отвести ребенка в медпункт.
- Вызвать скорую, если школьный врач не может оказать должную помощь и при необходимости – полицию.
- Оповестить родителей о случившемся.
- Поставить в известность директора.
- В случае серьезной травмы директор должен оповестить департамент образования, прокуратуру или Следственный комитет.
Если привлекли сотрудника полиции, то он должен опросить пострадавших; уточнить, кто нанес травму; узнать у родителей, намерены ли они подавать жалобу или иск. По результатам полицейский составляет протокол.
Ответственность за причиненный вред
Школа несет три вида ответственности за травму, полученную ребенком:
- Гражданскую – в виде компенсации причиненного вреда по ст.1087 Гражданского кодекса.
- Административную – в виде штрафа.
- Уголовную – за халатность.
Уголовная ответственность. Виновного педагога или директора могут привлечь к уголовной ответственности в случае причинения серьезного вреда здоровья, гибели или инвалидности ребенка на основании ст.293 Уголовного кодекса. Если вина будет доказана, учителю грозит до 2-5 лет лишения свободы.
Если травма не имела серьезных последствий для здоровья, то ответственным лицам грозит штраф до 120 тыс.р.
Что считается причинением вреда здоровья средней и тяжелой степени. Травмами средней и тяжкой степени можно считать, например:
- Потерю зрения, слуха, речи.
- Прерывание беременности.
- Психическое расстройство.
- Потерю трудоспособности (частичная или полная).
- Обезображивание лица.
На какую компенсацию можно рассчитывать. В случае причинения ребенку вреда родители могут получить:
- Компенсацию расходов на лечение: стоимость лекарств или услуг по оказанию медицинской помощи.
- Возмещение причиненного вреда здоровью.
- Компенсацию морального вреда.
Размер выплачиваемой компенсации допускается определить по соглашению сторон, а при наличии спора – через суд. Фиксированного размера компенсации морального вреда законодательство не содержит, но обычно он составляет до 100 тыс.р. при причинении легкого вреда здоровью, 500 тыс.р. – среднего и 1 млн.р. – тяжкого.
Дисциплинарная ответственность. За ненадлежащее исполнение обязанностей к ответственности педагога могут привлечь к дисциплинарной ответственности. Учителю могут объявить выговор или предупреждение, либо уволить его по нормам Трудового кодекса.
Когда вы вмешиваетесь в процесс обучения детей…
Разве не так это и выглядит? Вы берете на себя ответственность за учебу, за отношения с совершенно посторонней чужой теткой или дядькой. Более того, начинаете переносить учебные вопросы на восприятие ребенка в семье и его самооценку. Школу можно считать работой, где есть ряд начальниц или начальников.
Иерархические отношения те же, восемь часов нудной пахоты плюс еще домашние задания. И необходимость сдать отчетность вовремя и так, чтобы не лишили «премии» в виде пятерки.
Нет лучшего способа сформировать из ребенка неудачника, нежели быть психологически безграмотным родителем, который ответственность за отношения ребенка с другими людьми берет на себя.
В коммуникации есть две стороны — преподавательница (учительница) и ребенок. Родитель тут вообще не должен фигурировать. И вмешиваться только при крайней необходимости, если есть угроза физическому или психическому здоровью. Когда сына или дочку бьют, оскорбляют, унижают, тогда мама или папа обязаны защитить.
Если у них просто текущие взаимоотношения, конфликтные или неконфликтные, то очень неплохо задать себе вопрос: «Моему ребенку когда-нибудь будет сорок лет. И он, вспомнив эту ситуацию текущего конфликта с педагогом, оглядываясь на тридцать лет назад, какие выводы сделает? Чему он в этой ситуации научился? Если я начну вмешиваться на стороне педагогов? Или на стороне ребенка? Или если я поддержу сына (дочь), но вмешиваться не стану?»
Какой из этих вариантов выгоднее взрослому сорокалетнему мужчине или женщине? Как правило, если смотреть из будущего, с точки зрения далекой перспективы, то выяснится, что намного выгоднее оставить любые конфликты в школе на «откуп» паре учитель-ученик. Воспитание детей подразумевает не постоянные нотации, а подготовку к взрослой жизни. И учитель — прекрасный спарринг-партнер, на котором можно отрабатывать будущие личностные качества.
Оценки — что это? По большому счету, просто мнение чужой тети. Причем, даже не о каких-либо объективных знаниях, а о том, как с тетиной позиции выглядит власть. Росчерком пера можно влепить «неуд», а можно «притянуть за уши» пятерку.
Отметки могут быть заслуженными и несправедливыми, мы сами это прекрасно знаем. И помним, как неоднократно пытались доказать родителям, что виновата — учительница. Но в глазах взрослых почему-то учитель всегда прав, даже если, по большому счету, уважать педагога не за что.
Неграмотен, не компетентен, не профессионален и вести себя с детьми не умеет. Работает за копейки в школе, просто потому что не может найти ничего лучше. Как вы полагаете, мнение такой тети может сформировать сознание будущего успешного взрослого человека?
Ответственность за учебу и конфликты в школе доверьте ребенку
И пускай тренируется вволю оттачивать свои умения и качества, которые потом, во взрослой жизни, будут незаменимы. Школа — отличный для этого период. На кону не стоит увольнение с работы, как в случае конфликта с реальным начальником, не грозит остаться без денег, когда нечем кормить семью, в самом серьезном случае можно просто поменять школу.
В общем, можно позволить себе любые эксперименты — они особо не повлияют на текущую жизнь. Если даже педагогический состав дружно встал в позу и проявил массовую косность, некомпетентность и глупость, можно перейти на домашнее обучение, сдать экстерном «конфликтные» предметы, подать жалобу в отдел образования. Все вопросы школьного обучения легко решаемы.
Когда менеджеров учат переговорам или управленческим поединкам, есть такая метафора — на ком сейчас сидит обезьяна ответственности? Она может сидеть либо на одном человеке, либо на другом. У двух людей одновременно ответственности за ситуацию не может быть по определению.
Где сидит эта обезьяна, ответственная за отношения ребенка с учителем? На ребенке, на учителе или вы, как родитель, согласны непонятно зачем ее повесить на себя? И тогда вы будете во всем виноваты. Если вы смотрите из перспективы будущего, правильная реакция такая: сообщить сыну (дочери): «Я тебя люблю и поддерживаю, но это твои отношения, твоя учительница, вот ты и решай с ней все вопросы».
Таким же образом (только без любви и нежности) я объясняю педагогу свою позицию, когда мне звонят с требованием «повлиять на ребенка». Я человек адекватный, обезьянка ответственности мне не нужна, мне своей работы хватает. Поэтому реакция у меня очень простая: «Знаете, у меня точно такая же проблема.
И со мной моя дочка точно так же делает, и я тоже не справляюсь. Но Вы же, в отличие от меня, профессионал. Я уверена, Вы, как профессионал, сумеете найти к ней правильный подход».
И все, учительница пошла выполнять свою работу — искать подход к ребенку, которого взялась учить. Я тут никакой роли не играю и не должна вмешиваться. Все проблемы, кстати, за пару месяцев решились.
А теперь представьте, если бы я начала в этот конфликт влезать, пытаться с учителем договариваться, ругать дочку. Испортила бы отношения в семье, повесила на себя кучу ненужной мне ответственности. А умение договариваться у обеих сторон конфликта так бы и не появилось.