Код по оксо в дипломе

Содержание
  1. ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
  2. ВВЕДЕНИЕ
  3. 1. СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Специальности среднего профессионального образования
  4. 2. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Специальности высшего образования
  5. НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ
  6. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
  7. ОКСО — Общероссийский классификатор специальностей по образованию
  8. Приказы и постановления
  9. Комментарии
  10. Объекты классификации ОКСО
  11. Структура и коды в ОКСО
  12. Код Название
  13. Среднее профессиональное образование
  14. Примеры ВПО по ОКСО
  15. Как расшифровать коды ОКСО и понять, соответствует ли образование работника требованиям профессионального стандарта
  16. ОКСО (ОК 009-2016)
  17. Общие сведения о классификаторе ОКСО
  18. Вхождение классификатора в Национальную систему стандартизации
  19. Предшествующий классификатор
  20. Информационные ресурсы для разработки классификатора
  21. Назначение классификатора
  22. Построение классификатора
  23. Система классификации и кодирования
  24. Соответствие классификатора международным и национальным регламентирующим документам

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Russian Classification of Professions by education

Дата введения 1994-07-01

ВВЕДЕНИЕ

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (далее — ОКСО) является составной частью Единой системы классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации и подготовлен в рамках выполнения Постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 121 «О мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики» с учетом изменений, происшедших в системе высшего и среднего профессионального образования России. ОКСО базируется на положениях Закона Российской Федерации «Об образовании» и нормативных документах Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию (Госкомвуза России).

Общероссийский классификатор специальностей по образованию разработан для использования вместо Общесоюзного классификатора специальностей по образованию (1 89 094) на территории Российской Федерации.

  • — регулирования приема и выпуска специалистов;
  • — статистического учета приема, выпуска и трудоустройства специалистов;
  • — интеграции системы высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации в международные образовательные структуры;
  • — сопоставимости образовательной статистики России и других стран.

Объектами классификации в ОКСО являются группы специальностей, области знаний (наук), специальности среднего профессионального и высшего образования, направления подготовки (в высшем образовании), а также специализации.

Группа специальностей представляет собой совокупность специальностей, относящихся к какой-либо широкой предметной области, указанной в наименовании группы.

Область знаний (наук) отражает принятую дифференциацию наук на естественные, гуманитарные, технические, сельскохозяйственные, образовательные науки (используется для классификации объектов только в высшем образовании).

Под специальностью или направлением подготовки понимается совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных классов профессиональных задач.

Специализация — это конкретизированная совокупность знаний, умений и навыков, ориентированных на применение в локализованной области профессиональной деятельности человека в рамках указанной специальности.

В качестве характеристики объектов классификации используют признак уровня подготовки.

  • — раздел 1 «Среднее профессиональное образование»;
  • — раздел 2 «Высшее образование».

Раздел 1 «Среднее профессиональное образование» содержит один подраздел — «Специальности среднего профессионального образования».

  • — подраздел 1 «Специальности высшего образования»;
  • — подраздел 2 «Направления подготовки в высшем образовании».

  • — группа специальностей;
  • — специальность;
  • — специализация.

  • — область знаний (наук);
  • — направление подготовки;
  • — специализация.

В целом ОКСО представляет собой свод кодовых обозначений объектов классификации, наименований этих объектов и фасетов классификационных признаков объектов.

  • — блок идентификации объекта;
  • — блок наименования объекта;
  • — блок фасетов классификационных признаков объекта.

Блок идентификации ОКСО строится с использованием иерархического метода классификации, серийно-порядкового, последовательного и параллельного методов кодирования. Длина кодового обозначения составляет семь цифровых десятичных знаков и контрольное число (КЧ).

Формула структуры кодового обозначения в блоке идентификации ОКСО имеет вид:

Признаки идентификационного кода распределяют следующим образом:

для специальностей среднего профессионального и высшего образования для направлений подготовки в высшем образовании 1, 2-й знаки — группа специальностей; 1, 2-й знаки — область знаний (наук); 3, 4-й знаки — специальность; 3, 4-й знаки — направление подготовки; 5, 6-й знаки — специализация; 5, 6-й знаки — специализация; 7-й знак — уровень подготовки. 7-й знак — уровень подготовки.
  • — 1 — специальности среднего профессионального образования;
  • — 2 — направления подготовки в высшем образовании;
  • — 3 — специальности высшего образования.

  • — для групп специальностей в подразделе 1 «Специальности высшего образования» выделена серия кодов 01-50;
  • — для областей знаний (наук) в подразделе 2 «Направления подготовки в высшем образовании» выделена серия кодов 51-99.

При идентификации специальностей и направлений подготовки как основных объектов классификации допускается использование сокращенного 4-значного кода (первых 4 знаков блока идентификации).

Контрольное число рассчитано в соответствии с действующей методикой расчета и применения контрольных чисел для защиты кодов классификаторов.

Блок наименования ОКСО содержит наименование группы специальностей, области знаний (наук), специальности, направления подготовки или специализации.

Блок фасетов классификационных признаков для специальностей, направлений подготовки и специализаций содержит фасет, характеризующий соответствие данного объекта определенной позиции Международной стандартной классификации образования (МСКО) ЮНЕСКО. Этот фасет указывает на группу образовательных программ по МСКО и включает 5 знаков.

Формула структуры кодового обозначения фасета имеет вид:

  • — 1-й знак — ступень образования;
  • — 2, 3-й знаки — изучаемая область в рамках ступени;
  • — 4, 5-й знаки — группа образовательных программ в пределах изучаемой области.

  • — для специальностей и специализаций в подразделе 1 — сокращенный (4-значный) код направления подготовки, к которому отнесена данная специальность (специализация);
  • — для направлений подготовки и специализаций в подразделе 2 — код группы специальностей высшего образования, к которой отнесено данное направление подготовки (специализация).

Формула структуры кодового обозначения фасета, включающего 4 знака, имеет вид:

Признаки распределяют следующим образом:

для специальностей для направлений подготовки 1, 2-й знаки — область знаний (наук); 1, 2-й знаки — группа специальностей высшего образования; 3, 4-й знаки — направление подготовки. 3, 4-й знаки — резерв (заполняется нулями).

Специальности и направления подготовки определяются Госкомвузом России. Специализации, необходимые для целей статистического учета на федеральном уровне (филологические, лингвистические), определяются Госкомстатом России в инструктивных материалах для заполнения унифицированных форм отчетно-статистической документации. Остальные специализации определяются учебными заведениями в порядке, устанавливаемом Госкомвузом России, и в ОКСО не отражаются.

Примеры кодирования объектов классификации для различных разделов и подразделов ОКСО представлены ниже.

Пример кодирования объектов классификации для раздела 1 «Среднее профессиональное образование».

Код 0101 00 1 означает:

Пример кодирования объектов классификации для подраздела 1 «Специальности высшего образования» раздела 2 «Высшее образование».

Код 0217 01 3 означает:

Пример кодирования объектов классификации для подраздела 2 «Направления подготовки в высшем образовании» раздела 2: «Высшее образование».

Код 5101 00 2 означает:

Система ведения Общероссийского классификатора специальностей по образованию предусматривает взаимодействие Госкомвуза России с Госстандартом России.

1. СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Специальности среднего профессионального образования

2. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Специальности высшего образования

НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

1. РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским институтом высшего образования (НИИВО) Госкомвуза России и Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России

РАЗРАБОТЧИКИ Г.И.Байденко; О.А.Веденина; Э.Р.Голубева, канд.эконом. наук; Н.С.Гудилин; В.М.Зуев, д-р эконом. наук; Н.О.Карпенко, канд.техн. наук; Ю.Я.Клехо, канд.техн. наук; А.Л.Коломенская; А.А.Саков, д-р эконом. наук; Н.А.Чхартишвили; В.Е.Яценко, канд.эконом. наук

ПРЕДСТАВЛЕН Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию

ВНЕСЕН Главным управлением технической политики в области стандартизации Госстандарта России

2. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 30.12.93 N 296

ОКСО — Общероссийский классификатор специальностей по образованию

Наименование: Общероссийский классификатор специальностей по образованию Аббревиатура: ОКСО Обозначение: ОК 009-2016 По-английски: Russian Classification of Professions by Education Ответственный: Минобрнауки России, Минпросвещения России Основание: Приказ Росстандарта от 08.12.2016 №2007-ст Дата введения: 01.07.2017 Дата окончания: не установлена (нет приказа об отмене классификатора или его замене новым) Принят взамен ОКСО (ОК 009-2003), ОКНПО (ОК 023-95).

Приказы и постановления

Список документов о введении в действие, отмене классификатора, внесении важных правок. Обратите внимание, что показаны не все официальные документы по классификатору, а только наиболее значимые.

  1. Приказ Росстандарта от 8 декабря 2016 г. №2007-ст
    1. Принять ОКСО ОК 009-2016 с датой введения в действие 1 июля 2017 г.
    2. Отменить ОКСО ОК 009-2003 и ОКНПО ОК 023-95 с 1 июля 2017 г.

Приказы, касающиеся изменений в классификаторе (добавления, удаления и корректировки данных), перечислены во вкладке списка изменений.

Доступен для скачивания 1 файл:

Комментарии

Пользователи сайта оставили 21 комментарий по классификатору и его годам.

Окончил Алтайский Политехнический Институт в 1988 г., автотранспортный факультет по специальности «Автомобили и Тракторы». Код был 0513. Сейчас называется Алтайский Технический Университет, факультет «Наземные транспортные средства», специализация «Автомобили и Тракторы» код 23.05.01.

Где найти соответствие кода 0513 коду 23.05.01?
— Вадим 09.12.2020

Добрый день!
Повышение квалификации не относится к получению субсидий?
— Анастасия 12.05.2022

Комментарии к коду 2.08.03.01

профиль: Автомобильные дороги
— Илья 28.10.2020

Комментарии к коду 2.08.05.01

Где определено, что такое «Строительство» и что такое «Строительство уникальных зданий и сооружений»?
— Левин Виктор Матвеевич 22.10.2020

Комментарии к коду 2.09.00.00

Почему классификатор не синхранизируется с актуальной версией Перечня специальностей и профессий СПО?
Кто является разработчиком данного документа, как часто он должен обновляться?
— Ольга Евгеньевна 09.09.2020

Комментарии к коду 2.13.03.02

Скажите кто-нибудь пожалуйста по этому номеру классификации 13.03.02 могу ли я после окончания института работать на гражданском флоте электро механиком?
— Михаил 19.08.2022

Комментарии к коду 2.15.01.30

Добрый день! Какой все-таки код ставит слесарю? 9211.9 или 2.15.01.30?
— Светлана Бекбулатова 17.06.2021

Комментарии к коду 2.15.04.02

Имею диплом бакалавра «2.27.03.04 Управление в технических системах» и диплом магистра «2.15.04.02 Технологические машины и оборудование», могу ли я трудоустроится по диплому магистра, если бакалавр по другой специальности?
— Юрий 07.07.2022

Комментарии к коду 2.23.04.01

Специальность по диплому «Многоцелевые гусеничные и колесные машины». Какой код КСО?
— Ольга 16.11.2020

Комментарии к коду 2.29.02.06

Вопросы.
Чем 29.02.09 (Печатное дело) отличается от 29.2.06 (Полиграфическое производство)?
— Румянцев Вячеслав Николаевич 25.05.2020

Комментарии к коду 3.31.02.01

В дипломе прописано лечебное дело без слова фельдшер. Отдел кадров не признаёт диплом без слова фельдшер. Это действие со стороны ОК правомерны или нет?
— Заира 15.12.2021

Комментарии к коду 4.36.00.00

Доброго времени суток! Подскажите пожалуйста у меня специальность зоотехния со специализацией технология переработки мясомолочной продукции. Подходит ли мое образование под требования: профессиональное образование укрупненной группы «Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров». Спасибо.
— Юлия 11.09.2021

Комментарии к коду 5.38.00.00

К чему можно отнести специальность секретарь-референт и специальность секретарь-администратор?
— Наталья 22.07.2021

Комментарии к коду 5.40.05.03

Здравствуйте. Скажите, специальность — криминалист к какому шифру относится?
— Виктория 03.06.2022

Комментарии к коду 5.41.00.00

Востоковедение и африканистика больше не относится к группе 41. Теперь это отдельная укрупненная группа специальностей и направлений №58. Исправьте, пожалуйста.
— Александр Анатольевич Груздев 21.05.2020

Комментарии к коду 7.45.03.01

Все ясно
— Мария 10.11.2020

Комментарии к коду 7.47.04.01

Данный код соответствует магистерской подготовке по философии, однако новый образовательный стандарт ФГОС ВО 3++, сопряжен с профессиональными стандартами 1.001 и 1.003, не предполагающих уровень (подуровень) квалификации 7, соответствующие магистерской подготовке, что препятствует разработке и открытию магистратуры по данной ООП. Возможно ли разработчикам ООП 47.04.01 Философия, дополнительно ввести область (вид) профессиональной деятельности, не указанной в образовательном стандарте ФГОС ВО ++ , ориентируясь на ОКСО по направлению 7.47.00.00 , где содержится соответствующий уровень квалификации 7, например, 07.011? Весьма были бы признательны за разъяснение по этому вопросу.
— Анна 05.02.2021

Комментарии к коду I.3

Вопрос: в рабочей программе профессионального модуля, которая является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) правильно будет указывать вид профессиональной деятельности (ВПД) или можно ограничиться кодом — 34.01.01
— Елена 21.09.2020

Комментарии к коду II

Не могу найти код специальности СПО 09.02.03 программирование в компьютерных системах
— Валентина 28.05.2020

Комментарии к коду IV.6

Здравствуйте. Если у меня код направления начинается на 44.»Психолого-педагогическое образование», то я не психолог, а педагог?
Возникли проблемы при переподготовке, на которую требуется высшее психологическое образование. Была уверена, что у меня оно самое, а код не проходит?
— Екатерина 25.04.2020

Комментарии к коду V.3

Добрый день! Имеются ли коды специальностей по дополнительным профессиональным образовательным программам для специалистов, работающих в мед.организациях?
Физиотерапия, функциональная диагностика, мед.массаж, операционное дело, рентгенология. Где посмотреть? Требует Минздав при заполнении документов для первичной специализированной аккредитации.
— Елена 09.06.2021

Оставьте комментарий, если
1) у вас есть дополнительная информация по классификатору,
2) заметили ошибки и неточности на сайте,
3) хотите задать вопрос, ответ на который могут дать другие пользователи сайта.

Все поля формы обязательны для заполнения. При отправке комментария Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Материалы сайта носят справочный характер, предназначены только для ознакомления и не являются точными копиями официальных документов.
© 2012-2022 classifikators.ru — общероссийские классификаторы: расшифровка, описание, коды.

Объекты классификации ОКСО

К объектам ОКСО относятся профессии высшего и средне-специального образования.

Профессия в этом случае обозначает навыки, умения, знания, полученные во время обучения в колледжах, институтах и других учебных заведениях, в тот момент, когда подготовленные кадры становятся способными к самостоятельному урегулированию возможных проблем и разрешению задач.

Структура и коды в ОКСО

ОКСО – это сборник кодовых обозначений предметов классификации, их обозначений и вспомогательных свойств.
Существует 3 блока структурного изображения предмета:

  • название;
  • аутентификация;
  • вспомогательные классификационные свойства.

В свою очередь, аутентификационный блок основан на иерархическом способе классификации и градационном способе кодировки.

Иерархическая классификация является трехуровневой:

  • профессия;
  • профессиональная ориентация;
  • укрупненные классы ориентации и профессий.

Кодовое определение состоит из 6 цифр:

  • первые 2 цифры – это укрупненные классы;
  • третья и четвертая – профессиональная ориентация;
  • пятая и шестая цифры обозначают профессию.

№ Кодовое обозначение Название профессии Квалификация

Код Название

  • 160000 Авиационная и ракетно-космическая техника;
  • 220000 Автоматика и управление;
  • 270000 Архитектура и строительство;
  • 280000 Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды;
  • 25000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов;
  • 120000 Геодезия и землеустройство;
  • 130000 Геология, разведка и разработка полезных ископаемых;
  • 030000 Гуманитарные науки;
  • 020000 Естественные науки;
  • 060000 Здравоохранение;
  • 230000 Информатика и вычислительная техника;
  • 090000 Информационная безопасность;
  • 070000 Культура и искусство;
  • 150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка;
  • 180000 Морская техника;
  • 050000 Образование и педагогика;
  • 170000 Оружие и системы вооружения;
  • 200000 Приборостроение и оптотехника;
  • 110000 Сельское и рыбное хозяйство;
  • 040000 Социальные науки;
  • 100000 Сфера обслуживания;
  • 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров;
  • 190000 Транспортные средства;
  • 010000 Физико-математические науки;
  • 240000 Химическая и биотехнологии;
  • 080000 Экономика и управление;
  • 210000 Электронная техника, радиотехника и связь;
  • 140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника.

Среднее профессиональное образование

Средним профессиональным образованием принято называть уровень знаний, получаемых в процессе обучения в колледжах, техникумах или на базе некоторых университетов.Этот тип обучения направлен на получение практических навыков рабочих специальностей.

Для ряда профессий получение средне-профессионального образования является высшей ступенью обучения. К таким специальностям относятся – артисты цирка и балета, некоторые другие профессии художественного профиля.

Обучение проводится на базе 9 и 11 классов, продолжительность зависит от выбранной специальности и количества оконченных классов.

В ряде случаев этот вид образования является предпочтительнее:

  • предъявляемые требования к абитуриентам меньше, чем при поступлении в высшие учебные учреждения;
  • бюджетных мест предоставляется достаточно много;
  • среднее образование в первую очередь нацелено на получение практических навыков, вследствие чего работодатели отдают предпочтение специалистам этого уровня;
  • еще одним плюсом считается получение нескольких смежных специальностей.

Примеры СПО по общероссийскому классификатору:

  • Бурение нефтяных и газовых скважин – 130504 – получаемая квалификация техник-технолог, возможна углубленная подготовка по данному курсу, в этом случает специальность будет старший техник-технолог. Обучение проходит на базе 9 (среднее общее образование) и 11 классов (среднее полное общее образование).
  • Сестринское дело (060109) – после получения образования выпускнику присваивается квалификация медицинская сестра/медицинский брат. Принимаются абитуриенты, закончившие 9 и 11 классы. Срок обучения составляет 46 календарных месяцев и 34 месяца.
  • Менеджмент (по отраслям) – 080501 – менеджер. Специалист этой отрасли должен решать кадровые и организационные вопросы, к управленческой деятельности.
  • Организация обслуживания в общественном питании (100106) – квалификация менеджер. Срок обучения 2 года и 10 месяцев. Специалист занимается организацией обслуживания в заведениях общественного питания на различных уровнях.

Из приведенных примеров можно сделать вывод о большом разнообразии рабочих профессий, которые можно получить в течение достаточно короткого времени в колледжах и техникумах.

Примеры ВПО по ОКСО

  • Микроэлектроника и полупроводниковые приборы – 010803 – уровень подготовки специалитет, срок обучения лет. Получаемая квалификация – физик-микроэлектронщик.
  • Востоковедение, африканистика – 030800 – бакалавриат, магистратура. Квалификация выпускников – бакалавр востоковедения, магистр востоковедения. Возможно дальнейшее обучение в аспирантуре. После завершения курса обучения выпускники готовы к научно-исследовательской и преподавательской деятельности.
  • Медицинская кибернетика – 060114 – для высших медицинских учреждений характерен только специалитет. Квалификация – врач-кибернетик. Деятельность специалиста заключается в разработке и внедрении автоматизированных технических систем управления для улучшения качества медобслуживания населения. Продолжительность обучения составляет 6 лет.

Поступление в высшие учебные заведения страны предполагают наличие у абитуриентов аттестата об окончании 11 классов.

Система ОКСО является крайне необходимой при современных экономических отношениях. С ее помощью будущие студенты могут понять какие специальности им необходимо выбрать, чтобы иметь конкурентоспособность на рынке труда.

Как расшифровать коды ОКСО и понять, соответствует ли образование работника требованиям профессионального стандарта

Если вы задались целью понять, соответствует ли ваш образовательный ценз профессиональным стандартам (а это необходимо в некоторых случаях, например в рамках Постановления Правительства
№ 584), то нужно выполнить следующие шаги.

1. Определяемся с профессиональным стандартом. Профстандарт пишется на вид деятельности, поэтому мы отталкиваемся от того, что делает работник, когда выбираем профстандарт (а не от должности, как думают многие).

Может возникнуть ситуация, когда работник выполняет функции, подходящие под два (или более) профстандарта, и тогда он должен соответствовать по образовательному цензу всем этим профстандартам.

2. Профстандарт, как известно, состоит из обобщенных трудовых функций. Выбираем внутри нужного нам профстандарта (или профстандартов) соответствующие деятельности работника обобщенные трудовые функции.

3. Внутри обобщенной трудовой функции (ОТФ) есть код ОКСО (Общероссийский классификатор специальностей образования), который показывает точное наименование специальности (направления), по которой работник должен пройти обучение. Специальность присваивалась на специалитете, направления соответствуют бакалавриату и магистратуре.

В учебных заведениях наименование специальности или направления всегда присваивается в соответствии с кодами действующего на данный момент ОКСО.

Например, в профстандарте «Специалист по управлению рисками» ОТФ 3.2 соответствует вот такое ОКСО:

Это означает, что у бухгалтера образование может быть любым из укрупненной группы 5.38.00.00. Расшифровку укрупненной группы можно посмотреть в ОКСО. Этот документ есть в свободной версии Консультанта.

1. Необходимо обратить внимание на уровни образования. Они указаны справа напротив каждой ОТФ.
С 1-го по 4-й включительно – рабочие профессии, с 5-го – профессии служащих.

Теперь о трудностях, с которыми сталкиваются работники при приведении образовательного ценза в соответствие профстандартам, и путях их решения.

Первая проблема или вопрос. Что делать, если по рассматриваемому виду деятельности профстандарт относит профессию к служащим, а единый квалификационный справочник – к рабочим (или наоборот)?

Если речь идет о государственном учреждении или любой организации, на которую распространяется профстандарт, то мы учитываем информацию профстандарта. Если речь идет о коммерческой организации, то, если она добровольно перешла на профстандарты, учитываем информацию из них. Если не перешла, то берем информацию об уровне квалификации из любого документа (ЕКС или профстандарт).

Главное, чтобы ссылка на него было в должностной инструкции.

При этом необходимо помнить, что в российской правовой традиции, если есть два одинаковых документа одного статуса, но разного срока издания, то наиболее сильным документом является последний.

Так что лучше при наличии профстандарта в любом случае ориентироваться на него.

Вторая проблема, с которой сталкиваются работники. Что делать, если профстандарт старый и шифр ОКСО в нем не соответствует современному ОКСО?

Для этого используем так называемый переходник старого ОКСО в новый.

Третья проблема. Что делать, если образование не соответствует по названию коду ОКСО?

В этом случае можно для простоты обучиться на программе профессиональной переподготовки (минимум 250 часов) и получить диплом установленного образца.

Если речь о рабочей специальности, то можно пройти профессиональное обучение с выдачей свидетельства.

Профпереподготовка или профобучение дадут возможность работать по нужному направлению.

Но тут надо помнить об исключении: для юристов и медиков такой путь переквалификации невозможен. Им необходимо иметь только базовое образование по нужному направлению.

При этом, если направление образования совершенно не соответствует, то учиться надо немедленно. Если же не соответствует формулировка из-за того, что постоянно менялись коды ОКСО, но по сути образование соответствует направлению, то переобучаться желательно, но жестких требований к этому нет. Например, специальность «Экономика и управление на предприятии в машиностроении» напрямую отсутствует.

Сегодня есть направление «Экономика» и укрупненная группа «Экономика и управление». Соответственно, желательно работнику, претендующему на выполнение видов деятельности из укрупненной группы по экономике и управлению, переобучиться.

При анализе кадрового состава целесообразно разделить работников на тех, для кого обучение крайне необходимо в силу того, что направление по диплому совершенно не совпадает с ОКСО, и тех, переобучение которых может подождать, и их отправлять учиться по мере возможности.

Четвертая проблема. Если направление обучения не совпадает с шифром ОКСО, а профиль (или специализация) совпадают, можно ли считать образовательный ценз соответствующим требованиям ОКСО?

С юридической точки зрения профиль или специализация ни на что не влияют. Образовательный ценз оценивается только по уровню и наименованию. Например, автору статьи довелось разбирать ситуацию, когда работница одного учреждения образования, имея базовое образование педагогическое, поступила на второе высшее образование в магистратуру по направлению по шифру ОКСО

Педагогическое образование

При этом программа назвалась: Экономика и управление образовательным учреждением.

Какое образование на выходе – экономическое или педагогическое? В соответствии с шифром ОКСО образование педагогическое, наименование программы магистратуры не влияет на квалификационные характеристики с точки зрения законодательства.

ОКСО (ОК 009-2016)

Общие сведения о классификаторе ОКСО

Наименование на русском языке: Общероссийский классификатор специальностей по образованию
Наименование на английском языке: Russian Classification of Professions by Education
Аббревиатура: ОКСО
Обозначение: ОК 009-2016

Дата введения в действие: 01.07.2017
Основание: Приказ Росстандарта от 08.12.2016 г. № 2007-ст
Предыдущий классификатор: ОКСО ОК 009-2003, ОКНПО ОК 023-95

Дата окончания действия: —
Основание: —
Последующий классификатор: —

Ответственный орган: Минобрнауки России
Официальный сайт: http://минобрнауки.рф

Вхождение классификатора в Национальную систему стандартизации

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) является документом по стандартизации Российской Федерации.

Предшествующий классификатор

Информационные ресурсы для разработки классификатора

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) основывается на утверждаемых Министерством образования и науки Российской Федерации перечнях профессий и специальностей среднего профессионального образования и перечнях специальностей и направлений подготовки высшего образования, разработанных в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Назначение классификатора

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) предназначен для классификации и кодирования профессий, специальностей и направлений подготовки, используемых для реализации профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования.

ОКСО используется при решении задач, связанных с:

  • регламентацией приема, образовательной деятельности и выпуска по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования;
  • определением прогнозной потребности в кадрах соответствующих квалификаций;
  • регламентацией лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности в области среднего профессионального и высшего образования;
  • регламентацией статистического учета в области среднего профессионального и высшего образования.

Построение классификатора

ОКСО включают в себя следующие разделы:

    . Профессии среднего профессионального образования; . Специальности среднего профессионального образования; . Направления подготовки высшего образования — бакалавриата; . Направления подготовки высшего образования — магистратуры; . Специальности высшего образования — специалитета; . Направления подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре; . Направления подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре; . Специальности высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры; . Специальности высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.

Система классификации и кодирования

В ОКСО использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.

Структура кода классификатора
Кодовое обозначение профессии, специальности или направления подготовки состоит из семи цифровых знаков:

где:
1-й цифровой знак соответствует коду области образования;
2-й и 3-й цифровые знаки соответствуют коду укрупненной группы;
4-й и 5-й цифровые знаки соответствуют коду образовательного уровня;
6-й и 7-й цифровые знаки соответствуют коду профессии, специальности или направления подготовки.

После кода области образования, после кода укрупненной группы и после кода образовательного уровня ставится точка.

Код области образования, укрупненной группы и образовательного уровня представляют собой последовательные цифровые коды в пределах ОКСО .

Код профессии, специальности или направления подготовки представляет собой последовательный цифровой код в пределах укрупненной группы и образовательного уровня.

При кодировании укрупненной группы как объекта классификации код образовательного уровня и код профессии (специальности, направления подготовки) имеют значение «00».

При кодировании области образования как объекта классификации код укрупненной группы, код образовательного уровня и код профессии (специальности, направления подготовки) не используются.

В ОКСО использован перечень областей образования , установленный Порядком формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1059:

  • математические и естественные науки;
  • инженерное дело, технологии и технические науки;
  • здравоохранение и медицинские науки;
  • сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;
  • науки об обществе;
  • образование и педагогические науки;
  • гуманитарные науки;
  • искусство и культура;
  • оборона и безопасность государства. Военные науки.

В ОКСО использован перечень укрупненных групп , установленный приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» и от 29 октября 2013 г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования»:

Adblock
detector