Калькуляция стоимости услуг образец

Себестоимость продукта, который создает бизнес или отдельный работник, помогает понять, ниже какой цены на невыгодно продавать товары и услуги. Обычно при расчете проблем не возникает — нужно просто сложить все издержки на изготовление партии товаров и разделить на количество изделий. Но на деле появляются вопросы: что считать издержкой, как определить себестоимость услуг, какие расходы не учитывать.

Разбираемся в нюансах расчета себестоимости в этой статье.

Какие данные использовать

В финансовом учете распространены два подхода к вычислениям, в зависимости от источников данных:

Можно использовать фактические данные, то есть реально понесенные затраты на изготовление продукта или оказание услуги.

Или прогнозные данные, когда себестоимость определяют на основе анализа рынка. Обычно так делают перед запуском бизнеса, на этапе подготовки плана.

Если вы используете прогнозное вычисление, для уменьшения риска ошибки можно ввести в формулу так называемый коэффициент ошибки: получившуюся себестоимость увеличивают на несколько процентов, на случай повышения цен на сырье или роста других налогов.

Например, вы рассчитываете себестоимость чашки кофе, чтобы составить бизнес-план кофейни. Изучаете рынок сырья, аренды, оцениваете размер зарплаты работников. Выясняется, что цены на сырье за полгода выросли на 5%.

Это и будет коэффициентом ошибки. Рассчитав потенциальную себестоимость товара для бизнес-плана, увеличьте ее на 5% — получите приблизительную реальную стоимость в момент открытия кофейни.

Расчет себестоимости пригодится для планирования бизнеса. Например, поняв, сколько вы тратите на создание какого-то продукта, вы сможете продумать ценообразование.

Виды себестоимости

Себестоимость — это одновременно бухгалтерский и финансовый термин. Поэтому существуют несколько видов трактовки этого показателя.

По Положению о бухгалтерском учете себестоимостью считаются расходы по обычным видам деятельности в отчетный или предыдущий периоды, переходящие расходы, а также коммерческие и управленческие расходы. Показатель «бухгалтерской» себестоимости соответственно нужен для оформления бухгалтерских документов.

Также смотрите  План основных организационных мероприятий мвд россии

«Финансовая» себестоимость нужна для расчета финансовых показателей, составления бизнес-плана, планирования развития предприятия. Различают несколько подвидов финансовой себестоимости:
Прямая себестоимость — затраты на сырье и материалы, а также на зарплаты и налоги, расходы на обслуживание оборудования.
Цеховая — к прямой себестоимости добавляют затраты на обслуживание и управление производственными структурами.

Полная себестоимость — все затраты на производство и реализацию, в том числе непроизводственные расходы.

Если себестоимость нужна для расчета бизнес-плана или планирования существующего бизнеса, стоит использовать полную себестоимость.

4 основных подхода к расчету стоимости услуг

Метод 1. Себестоимость + планируемая прибыль. Себестоимость в этом случае — это затраты, связанные с выполнением необходимых операций в рамках оказанных услуг. Такие издержки можно разделить на 4 условные группы:

  • постоянные — это затраты на амортизацию оборудования, оплата аренды помещения, доступ в интернет и т.д.;
  • переменные — расходы на материалы, необходимые в отдельных случаях;
  • прямые — заработная плата сотрудников, задействованных в оказании услуг, подрядчиков;
  • косвенные — оплата юристов, бухгалтеров, а также различных квалификационных курсов.

Отдельно стоит вынести такую статью расходов, как налоги и реклама. Посчитав себестоимость услуги, необходимо прибавить процент планируемой прибыли.

Метод 2. Ориентация на цены конкурентов, которые предлагают схожие по содержанию и уровню качества услуги. Суть метода заключается в мониторинге предложений прямых конкурентов и установке конкурентоспособных цен.

Однако не все так просто. Недостаточно просто установить цены на услуги по принципу «как на рынке». Ведь у вас, несмотря на схожесть предоставляемой услуги и целевого потребителя, могут быть абсолютно разные статьи расходов. Поэтому, выбирая данный метод, важно учитывать также себестоимость.

Метод 3. Доля от прибыли клиента. Стоимость услуг в этом случае определяется экономическим эффектом, который принесет предоставляемая услуга клиенту. Например, какой-либо процент от прибыли заказчика за определенный промежуток времени.

Главный минус этого метода состоит в том, что крайне сложно прогнозировать экономический эффект услуги. Может быть слишком много внешних факторов, влияющих на конечный результат.

Метод 4. Метод «цена = ценность». Подразумевает расчет стоимости услуги, исходя из ее ценности, уникальности, неоценимой пользы, которую она несет клиенту.

Причем ценность может быть как осязаемая, то есть выражаться в экономических результатах клиента, так и неосязаемая — на уровне ощущений. В этом случае завышенная стоимость может оправдываться престижностью или эксклюзивностью.

Также смотрите  Можно ли расписаться без колец

Пошаговая инструкция формирования цены на услугу

Шаг 1. Рассчитайте постоянные и прямые издержки, связанные с процессом оказания услуги. Это затраты, которые вы несете регулярно и независимо от объема оказанных услуг за этот промежуток времени. Чтобы посчитать издержки, необходимо составить максимально полный список того, на что вы тратите ресурсы в течение месяца:

  • зарплата штату сотрудников;
  • аренда помещения;
  • расходы на доступ в интернет;
  • амортизация оборудования (профессиональной и оргтехники);
  • программное обеспечение и т.д.

Как рассчитать стоимость амортизации оборудования, например, компьютера? Очень просто.

  1. Определите средний срок службы компьютера (например, 3 года).
  2. Разделите стоимость компьютера, например, $1000, на количество месяцев использования, в нашем случае — 36. Полученная цифра — стоимость амортизации оборудования: ~$28 в месяц.
  3. Теперь поделите сумму за месяц на количество рабочих часов (именно рабочих — время, затраченное непосредственно на выполнение услуги без учета переговоров, обработки заявки и т.д.). Например, 120 часов. Из этого следует, что амортизация компьютера стоит ~$0,23 в час.

Точно по такой же схеме можно рассчитать все издержки.

Шаг 2. Определите косвенные и переменные расходы. Размер этих затрат обычно меняется в зависимости от спроса на услугу и объема продаж:

  • расходы на рекламу;
  • налоги и отчисления в пенсионный фонд;
  • оплата труда подрядчиков, бухгалтеров, юристов;
  • расходы на сырье, дополнительные материалы, энергию и топливо.

Рассчитать сумму переменных издержек можно тем же путем, что и в первом пункте.

Шаг 3. Основываясь на реальном спросе и собственных возможностях, определите оптимальный объем услуг (в часах), который вы можете предоставлять клиентам. Затем разделите сумму затрат (шаг 1 + шаг 2) на количество часов.

Это и будет та минимальная цена услуги, которая покроет все расходы и позволит вам работать не в убыток.

Также смотрите  Заявление на субсидию 12130 в налоговую

Шаг 4. Изучите спрос и предложение рынка. Проанализируйте своих прямых конкурентов. Какую цену декларируют они?

Стоимость ваших услуг может быть в рамках коридора цен, заданного конкурентами. Однако, в зависимости от себестоимости и других факторов, можно как снижать, так и повышать ценник. Во втором случае важно сделать правильное обоснование цены, показать потребителям, что ваша услуга более качественная, чем у конкурентов, эксклюзивная или уникальная.

Далее рассмотрим образец расчета стоимости услуги.

Формирование стоимости услуг на примере

Разберем, как рассчитывается цена услуги на примере ниши онлайн-консультации психолога.

1. Определяем минимальную стоимость услуг, исходя из себестоимости. Какие постоянные и переменные расходы несет исполнитель?

Берем за основу 120 рабочих часов в месяц. Статья расходов может быть как в разы больше, так и меньше, все зависит от масштабов бизнеса.

Итак, мы получили минимальную сумму, которую нужно брать с клиента, чтобы покрыть базовые расходы.

2. Изучаем спрос. Какую цену готовы платить клиенты за консультацию психолога? Какой прайс у конкурентов?

Например, проанализировав 5 прямых конкурентов, которые предлагают услуги, максимально близкие по качеству, получаем следующие данные:

3. Имея минимальную и оптимальную цену, мы можем пойти двумя путями:

  1. назначить цену среднюю по конкурентам: минимум — $24-25, оптимум — $34,4, максимум — $49 в час;
  2. добавить к себестоимости процент желаемой прибыли. Например, планируемый чистый доход — $2500 в месяц. Делим эту цифру на 120 рабочих часов и получаем $20,83. Суммируем сумму затрат и планируемую прибыль в час и получаем среднюю цену: $18,19 + $20,83 = $39,02.
Adblock
detector