- Какие органы называют правоохранительными — их функции и виды
- Комментарии и отзывы (3)
- 5.20 Правоохранительные органы. Судебная система
- Система правоохранительных органов, виды.
- Судебная власть. Принципы правосудия.
- Судебная система РФ
- Судьи, их полномочия, компетенции.
- 1. Понятие правоохранительной деятельности
- 4. Нормативная база курса «Правоохранительные органы РФ»
- 5. Конституция Российской Федерации – правовая основа деятельности правоохранительных органов
В книге изложены ответы на основные вопросы темы «Правоохранительные органы». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.
Какие органы называют правоохранительными — их функции и виды
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Правоохранительные органы – одна из самых разветвлённых систем власти в государстве.
От них зависят соблюдение прав и свобод человека, уровень преступности и даже отношение граждан к власти.
До сих пор учёные-правоведы спорят о том, какие органы следует называть правоохранительными. Нет единства терминологии и в законодательстве.
В этой статье вы познакомитесь с задачами и функциями органов, которые стоят на страже правопорядка.
Комментарии и отзывы (3)
Ага, это такие организации, которые имеют право на ваши органы — хотят почки отобьют, а захотят по печени врежут!
Киса: в разных страна по разному. В США в основном убивают и реже калечат. У Вас в стране, возможно, что отбивают почки. В современной России же стараются действовать корректно.
Посмотрите на российскую либеральную оппозицию — пышут здоровьем, несмотря на систематическое общение с правоохранительными органами.
Я одного не пойму, каков был в современной России смысл переименования милиции в полицию? Для декоммунизации сейчас не время и в принципе не место. Процедура геморройная и дорогостоящая. С полицией у граждан неприятные ассоциации (жандармерия, полицаи). Так для чего?
5.20 Правоохранительные органы. Судебная система
Правоохранительные органы — это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами.
Правоохранительная деятельность — это деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путём применения юридических мер воздействия.
В целом в России к правоохранительным органам относят военизированные органы, осуществляющие оперативную или следственную деятельность на основании специальных законов.
- охрана государственного и общественного строя (конституционный контроль);
- укрепление законности и правопорядка;
- защита прав и свобод человека и гражданина;
- охрана законных прав и интересов организаций, предприятий и учреждений;
- борьба с преступностью.
Система правоохранительных органов, виды.
1) судебные;
2) прокуратура;
3) органы безопасности;
4) органы внутренних дел;
5) таможенные органы;
6) органы юстиции.
7) нотариат и адвокатура
- Органы, осуществляющие защиту прав граждан и юридических лиц (суды общей юрисдикции, арбитражные суды, специализированные суды)
- Органы выявления и расследования преступлений: (Следственный комитет Российской Федерации, Министерство внутренних дел, Полиция, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков)
- Органы юридической помощи: (Нотариат, Адвокатура)
- Органы обеспечения правопорядка и безопасности: (Прокуратура Российской Федерации, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Федеральная служба охраны, Федеральная служба безопасности, Налоговые службы, Федеральная таможенная служба, Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов)
Правоохранительные органы РФ
- осуществление конституционного контроля — проверки соответствия нормам Конституции РФ законов и иных нормативных правовых актов, а также решений и действий органов государственной власти;
- разрешение конфликтов и споров на основании закона;
- защита и восстановление нарушенных прав и свобод;
- надзор за исполнением законов органами исполнительной власти РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, должностными лицами;
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание.
- возбуждение уголовного дела;
- проведение расследования по делам о преступлениях, отнесённых уголовно-процессуальным законодательством к её компетенции;
- действия прокурора, направленные на обеспечение неотвратимости ответственности лиц, виновных в совершении преступления (дача указаний о возбуждении уголовного дела; направление дела с обвинительным заключением в суд, поддержание государственного обвинения в суде).
- Участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ.
- Проведение экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ.
- Организационно-правовое обеспечение судебной реформы.
- Государственная регистрация юридических лиц, актов гражданского состояния, прав на недвижимость (земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, здания, сооружения, многолетние насаждения, леса, воздушные и морские суда и др.) и сделок с ней.
- Регулирование сферы правового обслуживания.
- Осуществление контроля за исполнением законодательства
- по защите прав и свобод человека и гражданина;
- по защите объектов, независимо от форм собственности;
- по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.
- по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений;
- по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений
- Осуществление борьбы с преступностью: оперативно-розыскные и уголовно-процессуальные меры по выявлению и раскрытию таких преступлений, как шпионаж, террористическая деятельность, незаконный оборот наркотиков и оружия, коррупция, контрабанда и других, а также по выявлению и пресечению деятельности преступных групп, ставящих перед собой цель насильственного изменения конституционного строя РФ.
- Осуществление разведывательной деятельности в целях получения информации об угрозах безопасности РФ.
- Обеспечение защиты государственной границы на суше, море, реках, иных водоёмах, в пунктах пропуска через государственную границу.
- Организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, развития и совершенствования правительственной связи, иных видов спецсвязи и специнформации.
- Обеспечение сохранности государственных секретов в сфере шифровальной, засекреченной и иных видов спецсвязи.
- Обеспечение высших органов государственной власти достоверной и независимой информацией, необходимой для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики, международных отношений
- Осуществление учёта налогоплательщиков.
- Осуществление проверки соблюдения налогового законодательства.
- Применение налоговых санкций за нарушение налогового законодательства
- Обеспечение безопасности государства, жизни и здоровья людей, окружающей среды.
- Пополнение доходной части государственного бюджета за счёт взимания таможенных платежей.
- Стимулирование отечественной экономики: защита интересов национальных производителей путём установления квот, ограничений, таможенных тарифов
- Охрана прав и законных интересов граждан, государственных и негосударственных учреждений, организаций, общественных объединений.
- Охрана всех форм собственности.
- Предупреждение правонарушений посредством:
- Оказание юридической помощи гражданам и организациям.
- Содействие охране прав и законных интересов граждан и организаций, соблюдению законности посредством:
- Предоставления консультаций и справок по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;
- составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
- представление интересов доверителя в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, в третейском суде и иных органах разрешения конфликтов;
- представление интересов доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления;
- выступление в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях
Судебная власть. Принципы правосудия.
Принципы правосудия:
– законности;
– осуществления правосудия только судом;
– независимости судей;
– осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;
– обеспечения права на судебную защиту;
– участия граждан в осуществлении правосудия;
– гласности правосудия (открытости судебного разбирательства);
– защиты законных интересов личности;
– состязательности и равноправия сторон при рассмотрении дела в суде;
– родного (национального) языка судопроизводства
Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Судебная власть осуществляется независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону.
К исключительным полномочиям судебной власти относятся:
осуществление правосудия;
конституционный контроль;
контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц в случае, если эти действия обжалованы в судебном порядке;
санкционирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые ущемляют конституционные права граждан; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами предварительного расследования;
разъяснение вопросов судебной практики; участие в формировании корпуса судей; и др.
Судебная власть реализуется специальным государственным органом – судом.
Судебная система РФ
Судебная система РФ — это совокупность всех судов, действующих на территории РФ
- осуществление конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства:
- осуществление конституционного контроля — проверки соответствия нормам Конституции РФ законов и иных нормативных правовых актов, а также решений и действий органов государственной власти;
- разрешение конфликтов и споров на основании закона;
- защита и восстановление нарушенных прав и свобод;
- применение меры юридической ответственности в виде наказания за виновные противоправные деяния
- Федеральные суды
- Суды субъектов РФ
- Конституционный Суд Российской Федерации;
- Верховный Суд Российской Федерации;
- кассационные суды общей юрисдикции,апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
- арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации специализированные арбитражные суды
- конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации,
- мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
Федеральные суды — органы государственной власти, которые создаются и упраздняются только Конституцией РФ (высшие судебные инстанции) или федеральным законом (другие федеральные суды
Районный суд – основное звено судебной системы Российской Федерации. Он является судом общей юрисдикции. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соот- ветствующего судебного района.
Суды субъектов РФ – это верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов.
Высшими судами в РФ является Конституционный суд РФ и Верховный суд РФ.
Судьи, их полномочия, компетенции.
Судьи
Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Россий- ской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
Срок полномочий судей федеральных судов
Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда – 70 лет, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом.
Несменяемость судьи
1. Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.
2. Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.
Неприкосновенность судьи
Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом.
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 05.02.2014)
Мировые судьи в России являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Они назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ на срок не более чем 5 лет.
Компетенции мирового судьи:
1) Уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы.
2) Дела по имущественным спорампри цене иска, не превышающей 500 МРОТ, установленных законом на момент подачи заявления.
3) Дела об административных правонарушения, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти РФ и её субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
Указанный перечень судов в России является исчерпывающим. Создание чрезвычайных судов не допускается. В то же время не исключена возможность создания специализированных судов (судов специальной юрисдикции), для которых характерно либо рассмотрение дел, судопроизводство по которым имеет свою специфику, либо наличие особенностей в организации (например, ювенальные суды — суды по делам несовершеннолетних).
1. Понятие правоохранительной деятельности
Правоохранительная деятельность – это один из видов государственной деятельности. Статья 1 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как правовое государство. Это означает, что государство в лице его органов осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан.
В ст. 2 Конституции России права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод объявляются обязанностью государства. Таким образом, государство обязывает все свои органы, учреждения уважать и соблюдать законные права и свободы граждан.
Все органы законодательной, исполнительной и судебной власти должны принимать меры для поддержания законности и правопорядка в государстве. Строго соблюдая законы, обеспечивая реализацию своих прав гражданами, отстаивая законные государственные интересы, государственные органы тем самым косвенно участвуют в правоохранительной деятельности, то есть способствуют охране права от нарушений. Однако это важная, но далеко не единственная сторона деятельности большинства государственных органов.
В основном они решают конкретные хозяйственные, культурные, социальные задачи, для достижения которых они и создаются. А для постоянной охраны права от нарушений, для выявления, пресечения и предупреждения правонарушений, применения различных санкций к правонарушителям государство создает специальные органы, для которых правоохранительная деятельность является главной. Эти органы уполномочиваются особыми законами осуществлять правоохранительную деятельность в установленной законом форме.
Итак, правоохранительная деятельность в широком смысле — это деятельность всех государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок. А в узком смысле – это деятельность специально уполномоченных органов по охране права от нарушений, осуществляемая в установленной законом форме.
4. Нормативная база курса «Правоохранительные органы РФ»
Нормативной базой курса «Правоохранительные органы Российской Федерации» является система правовых актов, регулирующих организацию и деятельность правоохранительных органов. Главенствующее место принадлежит Конституции Российской Федерации, обладающей высшей юридической силой. Все другие законы РФ должны ей соответствовать, не противоречить.
В Конституции РФ определены место и роль в государственном механизме Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, изложены основные принципы правосудия, основные обязанности государства по отношению к своим гражданам, являющиеся также и обязанностями правоохранительных органов, указаны основы организации и деятельности прокуратуры.
Следующую иерархическую ступень занимают федеральные конституционные законы, принятые в развитие конституционных положений. Некоторые из них носят комплексный характер, такие как законы о статусе судей, о прокуратуре, о налоговой полиции. Другие касаются более узких сторон деятельности правоохранительных органов, например, закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
Еще одну группу документов составляют законы, которыми вносятся изменения и дополнения в уже действующие нормативные акты, например, закон «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации „О прокуратуре Российской Федерации“».
Далее следуют указы Президента РФ, поскольку в ст. 90 Конституции РФ сказано, что указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции и федеральным законам.
К нормативной базе курса относятся также постановления Правительства Российской Федерации, а также ведомственные акты — приказы, инструкции, издаваемые Генеральным прокурором РФ, министрами внутренних дел, юстиции и др. Они касаются конкретизации действий сотрудников этих органов при применении каких-либо норм закона.
Особую группу в системе нормативной базы курса составляют нормы международного права и договоры, заключенные Российской Федерацией.
5. Конституция Российской Федерации – правовая основа деятельности правоохранительных органов
В Конституции РФ содержится ряд положений, имеющих принципиальное значение для всех правоохранительных органов, и нормы, относящиеся к конкретным правоохранительным органам. Разумеется, Конституция РФ закрепляет только наиболее важные вопросы организации и деятельности правоохранительных органов. Конституционные положения конкретизируются в иных законах, которые должны в обязательном порядке соответствовать Конституции РФ.
Конституция РФ (ст. 2) провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью и определила обязанностью государства защищать их. Эта обязанность лежит и на всех государственных органах как части государственного аппарата.
Конституция РФ содержит ряд статей, являющихся принципами осуществления правосудия (осуществление правосудия только судом, независимость судей, участие граждан в осуществлении правосудия и др.). Большинство из них получили свое развитие в других законах. В то же время ст.
49 Конституции РФ содержит наиболее полную формулировку презумпции невиновности, которая не воспроизведена еще в других законах. Более того, в Конституции РФ сформулирован еще ряд положений, вытекающих из этого принципа и имеющих принципиальное значение для деятельности правоохранительных органов:
обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;
неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого;
при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Эти положения сформулированы более четко, нежели сходные положения в Уголовно-процессуальном кодексе.
Глава 7 Конституции РФ посвящена судебной власти. В ней определяется, каким путем осуществляется судебная власть, каким требованиям должны соответствовать кандидаты на должность судьи, порядок образования и формирования Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ.
Некоторые нормы Конституции РФ имеют прямое действие – ими руководствуются при осуществлении конкретной правоохранительной деятельности.