- Формула расчета
- ТБ — Базовый коэффициент (базовый тариф)
- КТ — Территориальный коэффициент. Территория преимущественного использования
- КБМ — коэффициент бонус-малус
- Как пользоваться таблицей для расчета КБМ
- Как рассчитать страховку ОСАГО?
- Как считается стоимость полиса ОСАГО?
- Территориальный коэффициент (КТ)
- Возраст и стаж (КВС)
- Ограничение управления (КО)
- Мощность двигателя (КМ)
- Сезонность использования (КС)
- Коэффициент нарушений (КН)
Всем автовладельцам ежегодно приходится продлевать полис ОСАГО, наличие которого обязательно для законного управления транспортом. Не зная всех тонкостей расчета стоимости договора, можно стать «легкой добычей» для страховщиков, которые выставят максимальную сумму без учета понижающих факторов. В статье рассмотрим, что такое коэффициенты ОСАГО, каким образом они определяют цену полиса и какие нюансы нужно учитывать, чтобы приобрести «автогражданку» максимально выгодно.
Формула расчета
Цена ОСАГО регулируется государством, и это не позволяет СК самовольно ее устанавливать. Но стоимость договора зависит от многих факторов, поэтому для каждого автовладельца она разная. Это дает компаниям возможность повышать цены, пользуясь незнанием водителем своих прав.
Чтобы не стать жертвой недобросовестных страховщиков, нужно учитывать, что стоимость определяется по формуле:
(Цена) = (Базовая ставка) * КТ * КБМ * КВС * КО * КМ * КП* КН
где ТБ умножается на коэффициенты:
Стоимость полиса складывается из следующих составляющих:
Чтобы определить, сколько будет стоить личная страховка, нужно знать значение каждого показателя из общей формулы, а также порядок его расчета. Ниже будет приведена расшифровка каждого из них с пояснениями по применению.
ТБ — Базовый коэффициент (базовый тариф)
На ее размер влияют два фактора:
- тип и категория ТС;
- статус страхователя (физическое или юридическое лицо).
Раньше это была фиксированная сумма, и все страховщики должны были ее придерживаться. Это существенно снижало конкурентоспособность СК, которые не могли привлекать новых клиентов снижением цен.
Но с 2015 года в закон были внесены изменения, по которым компаниям предоставлен денежный коридор, благодаря которому они могут устанавливать свои базовые коэффициенты в пределах максимальной суммы. Это позволяет выбрать страховщика с наиболее выгодным предложением. Но компании-старожилы редко устанавливают существенные скидки, чаще подобные предложения поступают от новичков на рынке.
Важно! В последнем случае, выбирая страховщика без рейтинга надежности, но с низким базовым тарифом, стоит быть готовым к проблемам с получением компенсации.
Базовый тариф является основным значение от которого начинается отсчет стоимости полиса.
Значение базового тарифа определяется страховой компанией и зависит от вида транспортного средства и региона использования
Значения БТ для всех ТС приведены в таблице
Категория транспортного средства | Минимально | Максимально |
---|---|---|
Мотоциклы, мопеды и легкие квадроциклы («A», «M») | 625 | 1548 |
Легковые автомобили юридических лиц («B», «BE») | 1646 | 3493 |
Легковые автомобили («B», «BE») | 2471 | 5436 |
Легковые автомобили такси («B», «BE») | 2877 | 9619 |
Автобусы с числом пассажирских мест более 16 («D», «DE») | 2134 | 4165 |
Автобусы с числом пассажирских мест до 16 включительно («D», «DE») | 2667 | 5205 |
Автобусы, используемые на регулярных перевозках с посадкой и высадкой пассажиров («D», «DE») | 3905 | 7399 |
Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее («C», «CE») | 2246 | 6064 |
Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой более 16 тонн («C», «CE») | 3382 | 9131 |
Трамваи («Tm») | 1331 | 2521 |
Троллейбусы («Tb») | 2134 | 4044 |
Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины , за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей | 872 | 1952 |
КТ — Территориальный коэффициент. Территория преимущественного использования
Коэффициент территории зафиксирован для всех субъектов страны. Он отражает интенсивность дорожного движения: если она большая, то и показатель высокий. К примеру, в столице установлено значение 2.0, но в Подмосковье показатель уже снижен и равняется 1,7.
Объясняется это количеством транспорта на дорогах, что ведёт к увеличению риска возникновения дорожных аварий.
Важно! Этот критерий рассчитывается по адресу регистрации страхователя (для физлиц) либо машины (для юрлиц).
Таблица территориальных коэффициентов на 2019 год по регионам представлена ниже. В ней используется два индикатора:
КБМ — коэффициент бонус-малус
Этот показатель выступает своеобразным поощрением автолюбителя за безаварийную эксплуатацию машины. Может как повышать, так и понижать стоимость договора, исходя из истории вождения. Каждый год владения страховкой без ДТП предполагает уменьшение цены последующего соглашения на 5%.
Обратите внимание! При определении коэффициента аварийности в расчет берутся лишь те случаи (ДТП), в которых вина страхователя была доказан, по которым была выплачена компенсация.
Число классов вождения – 15, каждому из них присвоен свой КБМ. Подробная информация представлена в таблице ниже.
Как пользоваться таблицей для расчета КБМ
- В поле «Класс на начало годового срока страхования» найдите свой текущий класс (если вы ранее не страховались, то ваш класс равен 3)
- В поле «Коэффициент» указано значение коэффициента соответствующее классу
- Далее перемещаемся вправо по строке.
- В поле «0 страховых выплат» — указано значение коэффициента которое будет у вас в следующем году если вы не допустите ни одной аварии
- В поле «1 страховых выплат» — указано значение коэффициента которое будет у вас в следующем году если у вас была 1 авария
- В поле «2 страховых выплат» — указано значение коэффициента которое будет у вас в следующем году если у вас была 2 авария и т.д.
Класс на начало годового срока страхования
Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования
Как рассчитать страховку ОСАГО?
Правила расчета автогражданки регулируются двумя главными документами. Закон об ОСАГО обозначает все параметры, которые должны быть учтены в расчете страховки. Указание Банка России объясняет, как именно и по каким формулам рассчитывать цену. Оно же устанавливает предельные размеры базовых ставок тарифов, коэффициенты и порядок их применения.
Чтобы рассчитать цену полиса ОСАГО, базовую ставку умножают на коэффициенты. При расчете базовых ставок исходят из назначения и технических особенностей автомобиля. Центробанк указывает минимальное и максимальное значение базовой ставки, а страховые компании (СК) сами определяют точную цифру.
Коэффициенты зависят как от технических возможностей машины, так и от возраста и опыта ее водителей, а также от региона регистрации и многого другого. Они могут быть равны единице, меньше или больше нее. Именно от коэффициентов зависит, уменьшаться или увеличиваться будет цена ОСАГО при умножении на них базовой ставки страховки.
Если вы правильно определите коэффициенты, то, сравнив ставки разных компаний, сможете выбрать меньшую цену для своей страховки. Формулы несложные, но иногда бывает непросто учесть все нюансы. Если не получается посчитать всё самому или есть другие вопросы о страховании, обратитесь за консультацией к автоюристу.
Как считается стоимость полиса ОСАГО?
Стоимость страховки рассчитывают по формулам из пункта 12 приложения 4 Указания Банка России от 4 декабря 2018 г. № 5000-У. Всего там 12 формул, выбор варианта зависит от следующих факторов:
- к какой категории относится транспорт;
- физическому или юридическому лицу принадлежит автомобиль;
- в России зарегистрирована машина или за границей.
Для подавляющего большинства автолюбителей России формула такая: Т = ТБ * КТ * КБМ * КВС * КО * КМ * КС * КН. По ней нужно рассчитывать цену страховки всем физлицам с машинами категории В (ВЕ), зарегистрированными в нашей стране и оформляющими полис на срок от 3 месяцев. Для остальных типов автомобилей предусмотрены и другие коэффициенты.
По специальным формулам могут рассчитать ОСАГО те, кому страховка нужна только для того, чтобы доехать до техосмотра.
Буква «Т» в примере — это и есть стоимость полиса для вас, а для СК это называется размером страховой премии. Чтобы получить эту величину, берут базовый тариф (ТБ) в рублях и умножают на коэффициенты — свои для каждого автомобиля, водителя и региона. Все значения коэффициентов на 2019 год вы найдете в конце статьи.
Территориальный коэффициент (КТ)
Этот коэффициент указан в пункте 1 приложения 2 все того же документа Центробанка. Он зависит от региона и даже от размера населенного пункта, на территории которого будет использоваться автомобиль. Ведь чем больше машин на территории, тем выше возможность аварий и, значит, выше страховые риски.
Для областных городов КТ больше, для крупных райцентров меньше, а самый маленький — для сел и деревень. Например, для Брянской области в ЦФО территориальный коэффициент для расчета ОСАГО в 2019 году:
- 1,5 — Брянск (областной центр);
- 1 — Клинцы (крупный райцентр);
- 0,7 — остальные населенные пункты.
По Закону об ОСАГО территорией использования считается место жительства собственника автомобиля или место регистрации автомобиля. Для временного использования в России иностранных машин КТ = 1,7. Юрлица берут коэффициент для того региона, который указан в их учредительных документах.
Возраст и стаж (КВС)
Этот показатель в 2019 году изменился в сторону детализации: было 4 варианта сочетания возраста и стажа водителя, а теперь их 58. КВС по возрастным категориям в зависимости от стажа для ОСАГО теперь рассчитывается так:
- до 21 года — от 1,87 до 1,66;
- 22–24 года — от 1,77 до 1,04;
- 25–29 лет — от 1,77 до 1,01;
- 30–59 лет — от 1,63 до 0,96;
- старше 59 лет — от 1,6 до 0,93.
Самые высокие коэффициенты у молодых людей с минимальным стажем, самые низкие — у давно получивших права водителей в возрасте. В случае с иностранными машинами КВС = 1,7 для физлиц, для юрлиц КВС = 1. Полная таблица есть в пункте 4 приложения 2 Указания Центробанка.
Возраст определяется по паспорту, стаж — по дате получения водительских прав (отдельно по каждой категории). При этом учитывается лишь количество полных лет. Водите вы машину или нет — неважно, стаж все равно идет. Подробно о том, как рассчитать свой водительский стаж для ОСАГО, читайте в нашей статье.
Ограничение управления (КО)
Показатель КО зависит от того, ограничиваете вы или нет в полисе ОСАГО количество водителей, которым доверяете управление страхуемым автомобилем. Есть всего 2 варианта значений КО для страхователей-физлиц:
- 1 — круг водителей ограничен;
- 1,87 — нет ограничения по числу допущенных к управлению.
Для юридических лиц коэффициент всегда 1,8, вне зависимости от ограничения количества водителей. Этот коэффициент страховых тарифов описан в пункте 3 Указания.
Мощность двигателя (КМ)
Считается, что мощность двигателя связана с вероятностью возникновения страховых случаев. Чем мощнее машина, тем выше риск. Значения КМ в зависимости от мощности в лошадиных силах (л. с.) приведены в пункте 5 документа ЦБ РФ:
- до 50 включительно — 0,6;
- свыше 50 до 70 л. с. — 1;
- свыше 70 до 100 л. с. — 1,1;
- свыше 100 до 120 л. с. — 1,2;
- свыше 120 до 150 л. с. — 1,4;
- больше 150 л. с. — 1,6.
Данные о мощности мотора есть в техническом паспорте или свидетельстве (ПТС или СТС). Если в ваших документах она указана только в киловаттах, для пересчета эту цифру нужно умножить на 1,35962. Износ же во внимание не берется.
Сезонность использования (КС)
КС относится к понижающим коэффициентам ОСАГО и отражает период, в течение которого вы рассчитываете активно эксплуатировать автомобиль. Если полис оформляется на срок от 10 месяцев, КС = 1. Минимальное значение 0,5 — для 3 месяцев. Все варианты размещены в таблице пункта 7 приложения 2 Указания.
Можно сэкономить, оформив ОСАГО с более низким КС, если вы уверены, что в какие-то сезоны транспорт не понадобится. Например, вы будете использовать машину только летом для поездок на дачу, а потом поставите «на прикол».
Коэффициент нарушений (КН)
КН — это показатель грубых нарушений договора страхования или правил вождения. Страховщики могут его применить, если клиент обманул СК, предоставив ложные сведения, или умышленно спровоцировал ДТП, или исказил факты, чтобы увеличить выплату по страховке. А также если он причинил вред, как сказано в законе, «при обстоятельствах, явившихся основанием предъявления регрессного требования», например:
- управлял автомобилем, не будучи вписанным в полис в качестве водителя или не имея прав этой категории;
- умышленно нанес вред чьему-то здоровью или жизни;
- находился за рулем в состоянии опьянения;
- оставил место ДТП;
- нарушил условия предыдущего страхового договора ОСАГО.
Коэффициент защищает СК от недобросовестных клиентов и оговорен в части 3 статьи 9 Закона об ОСАГО. Если нарушения есть, базовый тариф умножается на 1,5, если их нет, то СК = 1.