- Виды техники для категории B1
- Какой документ нужен?
- Нужны ли права на трицикл
- Какая категория прав нужна для управления квадрициклом и трициклом?
- В чем различие категорий «М»- мопед, «А»- мото и «B1»- три- квадрициклы?
- Права на квадрОцикл и снегоход
- Водительские права для вождения трицикла
- Описание трициклов: в чём отличия от квадроциклов и квадрициклов
- Категория B1 водительских прав
- Обучение вождению трицикла
- Как сдать на права — экзамен
- Теоретическая часть
- Практическая часть
- Что обозначает категория B1 в водительском удостоверении и какие транспортные средства позволяет водить
- Какие виды транспорта относятся к B1
- Квадрициклы
- Трициклы
- Примеры трициклов и квадрициклов
- Квадрициклы и квадроциклы: сходства и различия
- Требования для получения прав
- Экзамен ГИБДД
На каких транспортных средствах можно ездить с открытой категорией «B1» в водительском удостоверении?
Подкатегории были введены сравнительно недавно – в 2014 году. С этого момента в российских водительских удостоверениях появились дополнительные графы. Одна из них – строка с символами «B1». Что это за подкатегория, и на чем может ездить водитель, у которого она открыта?
Виды техники для категории B1
Необходимость в расширении классификации транспортных средств назревала давно. В середине XX века на дорогах не наблюдалось такого многообразия техники, которое есть сейчас. В последние же десятилетия изобретательность инженеров не знает границ.
Согласно статье 25 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», к подкатегории «B1» относятся трициклы и квадрициклы. Оба этих вида транспорта не часто можно встретить на дорогах.
Источник изображения: photosight.ru
Трициклы – трехколесные мотоциклы (трайки), а также автомобили. Техника обязательно должна быть оборудована механическим двигателем. Велосипеды с тремя колесами типа лигерад (с лежачей посадкой) к данному типу транспорта не относятся.
Первым в истории трициклом считается паровая телега, сконструированная французским изобретателем Никола Жозефом Кюньо. Повозка была снабжена котлом и зубчатым механизмом, вращающим переднее колесо. Предназначалась она для использования в военных целях.
Транспортное средство оказалось очень неудобным в управлении, и вскоре после старта испытаний врезалось в стену. Однако начало автомобилестроению уже было положено.
Большинство современных трициклов имеет объем двигателя более 50 кубических сантиметров. Транспортные средства с меньшим значением параметра требуют открытой категории «M», и управлять ими можно с 16-ти лет, а не с 18-ти.
Квадрициклы – мототранспортные средства на четырех колесах. Так же как трициклы, они могут быть облегченными и тяжелыми. Необходимая категория прав и в этом случае будет зависеть от рабочего объема двигателя.
Снаряженная масса грузовых квадрициклов может достигать 550 кг, а мощность двигателя – 20-ти лошадиных сил. Такой транспорт обеспечивается как ПТС, так и паспортами самоходных машин (ПСМ). Он может иметь кузов, что делает квадрициклы похожими на малолитражные машины.
Если объем двигателя техники превышает 50 кубических сантиметров, ездить на ней разрешается только после наступления совершеннолетия.
Какой документ нужен?
Для возникновения права управления трициклами и квадрициклами в удостоверении не обязательно должна быть указана подкатегория «B1». Ездить на них разрешается и с открытой категорией «A» (мотоциклы), если техника имеет мотоциклетный тип посадки (специфический руль или клипоны, а также рычаги вместо педалей). На оборотной стороне документа может не быть соответствующей отметки, если он изготовлен по старому образцу, однако это не имеет значения.
Источник изображения: upload.wikimedia.org
Вождение трициклов и квадрициклов разрешается и обладателям открытой категории «B» (легковой транспорт со снаряженной массой до 3,5 тонн). Для этого техника должна иметь автомобильную посадку (колесообразный руль и педали). Получается, что для тех, кто отучился на нее, подкатегория «B1» начинает действовать автоматически.
Тип посадки, разрешенный для водителя, указывается в графе 12 водительского удостоверения напротив символов «B1». Латинские буквы «AS» (automotive steering) означают, что посадка должна быть автомобильной, символы «MS» (motorcycle steering) – мотоциклетной. При этом в первом случае основной категорией будет «B», а во втором – «A».
Отучиться в автошколе только на подкатегорию «B1» не получится. Она является сопутствующей и неотделима от основных. Поэтому практиковаться и сдавать экзамены в МРЭО ГИБДД все равно придется либо на легковом автомобиле, либо на полноценном мотоцикле.
Нужны ли права на трицикл
Квадрициклы – это четырехколесные мототранспортные средства, (трициклы — трехколесные), предназначенные для использования по дорогам общей сети и подлежащие регистрации в ГИБДД в общем порядке.
Примерами квадрицикла может служить советский автомобиль-мотоколяска СЗМ-С3Д «Инвалидка», (слева на рисунке). Кто-то из вас возможно помнит это «недоразумение» советской инженерной мысли со стрекочущим мотоциклетным двигателем.
Трициклы, (фото в центре), очень распространены в азиатских странах как грузо-пассажирский трехколесный мото-транспорт, (наш аналог — мотороллер «Муравей»).
А вот трехколесный мотоцикл увидеть можно разве что в крупных городах и то, если очень постараться. Просто подобные трициклы у нас водятся разве что у мото-эстетов или у рукастых кулибиных.
Кстати, большие квадрициклы довольно часто называют Шоссейным квадрОциклом, а на западе их сокращенно именуют GG-Quad, также Moto Quad, Quad Bikes и пр.
Любой из вас, при желании, может запросто обзавестись как минимум трициклом… Шквал восторженных и любопытных взглядов на дороге в ваш адрес обеспечен!
Пример имеющегося в свободной продаже трицикла — «Родстер Спайдер»
Бесспорно, современная трехколесная техника выглядит очень эффектно, но стоит это чудо… почти как полноценный автомобиль. Также, по признанию одного из владельцев, в отличии от двухколесных мотоциклов, стоять в пробках на таком аппарате придётся не реже, чем на автомобиле, при этом комфорта будет значительно меньше. Особенно в ненастную погоду.
Грубо говоря, квадрициклы — это либо трех- или четырехколесные мотоциклы, либо мини автомобили, на которые нужны такие же документы, как на машину или мотоцикл. При покупке к подобному транспорту прилагается Паспорт транспортного средства (ПТС).
Пример Паспорта транспортного средства (ПТС)
Какая категория прав нужна для управления квадрициклом и трициклом?
С 5 ноября 2013 года в водительских правах появилась новая категория «B1″* — трициклы и квадрициклы.
Также напомним, что подкатегория «В1», проставляется автоматом при обмене прав старого образца с открытой категорией «В». В других случаях, на категорию «B1» придется учиться и сдавать экзамен дополнительно.
Это конечно все так, но есть некоторые важные нюансы в определении категории водительских прав, необходимых для управления подобным транспортом…
Попробуем разобраться.
В чем различие категорий «М»- мопед, «А»- мото и «B1»- три- квадрициклы?
Согласно ПДД, к мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг, (либо 550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов)… и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.
Получается, что если масса вашего квадрицикла (трицикла) менее 400 кг* и мощность двигателя менее 15 кВт (20 л.с.), то согласно действующим ПДД – это мотоцикл и для управления подобными т.с. необходимы права с категорией «А».
При ненагруженной массе такого т.с. более 400 кг, водитель должен иметь при себе права с открытой подгатегорией «B1».
А владельцам легких трициклов и квадрициклов, (с объемом двигателя не более 50 кубических сантиметров) необходимо иметь права с категорией «М»** — мопед, либо обладать любой другой открытой категорией водительских прав.
__________
* — менее 550 кг при грузоперевозках.
** — Отдельно категорию «Б1» (трициклы и квадрициклы) или «M» (мопед) получить пока что не реально из-за отсутствия новой программы приема экзаменов в ГИБДД на получение прав.
Т.е. трициклы и квадрициклы, в зависимости от необходимых категорий прав на управление ими, условно можно разделить на:
«M» — легкие трициклы и квадрициклы (мопеды);
«А» — трициклы и квадрициклы, в том числе входящие в младшую категорию «А1»
«В1» — тяжелые трициклы и квадрициклы (более 400кг);
И стоило ли ради мизерного количества подобного транспорта «городить огород», и отделять его от остальных?
Вопрос спорный. Возможно, время трициклов и квадрициклов в нашей стране еще не настало… Поживем, увидим.
Пример концепта электо-трицикла «Toyota-i-ROAD»
Права на квадрОцикл и снегоход
Квадроциклы — это мототранспортные внедорожные четырехколесные средства (мотовездеходы, снегоболотоходы), имеющие сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа, предназначенные для движения вне дорог общего пользования.
На некоторых квадроциклах руль и посадка водителя не отличается от автомобильной.
Основной документ квадроцикла — это Паспорт самоходной машины (ПСМ). Подобные паспорта также выдаются на трактора и на другую строительную технику, поэтому квадроцикл можно смело назвать минитрактором.
Пример Паспорта самоходной машины.
Регистрировать* квадроциклы, (как и мотовездеходы, снегоболотоходы и даже снегоходы), необходимо в органах Гостехнадзора и для управления ими необходимо иметь права тракториста.
Если точнее: удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) категории «А1» — внедорожные мототранспортные средства.
* — для регистрации «квадрОцикла», у собственника имеется не более 10-ти суток с момента его приобретения; (- либо до истечения срока действия рег. знаков «Транзит»). Эти сроки регистрации относятся к любым механическим транспортным средствам и определены они 1 пунктом «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации…».
Кстати, проходить техосмотр подобных транспортных средств также требуется.
Водительские права для вождения трицикла
0 06 Сентября 2019
- Водительские права для вождения трицикла
- Описание трициклов: в чём отличия от квадроциклов и квадрициклов
- Категория B1 водительских прав
- Обучение вождению трицикла
- Как сдать на права — экзамен
- Теоретическая часть
- Практическая часть
Весной 2014 года в водительских удостоверениях РФ появилась новая подкатегория — В1. Она даёт право на управление трициклами и квадрициклами. Что это за особенная подкатегория, и какие возможности она открывает для водителя, можно узнать из данной статьи.
Описание трициклов: в чём отличия от квадроциклов и квадрициклов
Права категории В1 позволяют водителю управлять квадрициклами, квадроциклами и трициклами. Согласно российскому ГОСТу, квадрициклами являются четырёхколёсные мототранспортные средства с конструкционным ограничением скорости в 25 км/ч и мощностью двигателя не больше 15 кВт. ТС не должно весить больше 0,4 т, а если оно предназначено для перевозки грузов — не больше 0,55 т.
Вес не учитывает массу батареи, если речь идёт об электрическом ТС. Такой транспорт может эксплуатироваться на дорогах общественного пользования. Стоит отметить, что в эту категорию не входят транспортные средства, предназначенные для соревнований, тракторы и машины используемые в с/х, а также средства передвижения военных.
Согласно тому же ГОСТу, квадроциклами являются мототранспортные четырёхколёсные средства, способные перемещаться по бездорожью. Они имеют шины с давлением до 69 кПа, сидение и руль мотоциклетного типа. Квадроциклы могут перевозить не больше одного человека (который и является водителем), а также используются только для движения вне дорог общественного пользования.
Такие вездеходы не подлежат обязательной сертификации, а регистрировать их необходимо в Гостехнадзоре. Для управления квадроциклом нужно открывать права с категорией А1.
Важно! Трициклы более удобны, чем обычные трёхколёсные велосипеды, не только из-за наличия двигателя, но и за счёт возможности находиться в полулежащем положении. Под таким углом водитель может совершать больший упор на педали, делая езду быстрой и эффективной.
Трициклами являются транспортные средства на трёх колёсах, расположенных симметрично средней продольной плоскости ТС. К трициклам относят обычные трёхколёсные велосипеды и велотрайки, приводимые в движение силой человека, а также трёхколёсные автомобили и мотоциклы, которые способны ездить самостоятельно (присутствует двигатель). Объём их двигателя, если он внутреннего сгорания, не должен быть больше 50 см³.
При управлении трициклом стоит помнить о конструктивном ограничении скорости (тип двигателя роли не играет) в 50 км/ч.
Трициклы перемещаются на 3 колёсах, у которых парная ось обычно ведущая, а одинарная — управляющая. Иногда бывает и наоборот, а также возможен вариант со всеми ведущими осями, например, если это грузовой велосипед либо трёхколёсный автомобиль.
Категория B1 водительских прав
Согласно изменениям в системе водительских удостоверений 2014 года, категория В была разделена на 3 подкатегории. Как и раньше, она позволяет управлять легковыми автомобилями, чей вес не превышает 3,5 т, а сама машина вмещает не больше 8 человек (без учёта водителя). Теперь к ней добавилась вариация ВЕ: разрешение на использование прицепа общим весом до 750 кг.
Существует также подкатегория В1 — право на управление трициклом и квадрициклом с двигателем не больше 50 см³ и общей массой до 550 кг.
Теперь, если человек получает новое удостоверение, имея открытые категории А либо В, в нём может появится пометка AS либо MS. В первом варианте водителю доступны ТС с рулём автомобильного типа, а во втором — мотоциклетного.
Знаете ли вы? Первый прототип квадроцикла появился в 1970 году благодаря компании Honda. Он имел три колеса и стал настолько популярным, что другие автомобильные компании быстро подхватили эту идею и стали выпускать его аналоги. Позднее появились вариации ТС на 4 колёсах.
Следует разобраться для каких типов трёхколёсных транспортных средств необходимы права данной категории.
- Трёхколёсные мотоциклы — их обязательно нужно регистрировать в ГИБДД, соответственно, получать права также необходимо. Если человек является обладателем прав категории В, трициклы и квадроциклы уже ему доступны. Но если объём двигателя транспорта меньше 50 см³, необходимо дополнительно открыть категорию М (мопеды).
- Трёхколёсные автомобили — это что-то среднее между мотоциклом и автомобилем. В связи с этим, чтобы не возникало проблем с правоохранительными органами, лучше иметь удостоверение категории В и В1 для данного типа транспорта.
Обучение вождению трицикла
Так как права подкатегории В1 не получить без предварительного открытия категорий В или А, необходимо пройти курс обучения управления автомобилем или мотоциклом в автошколе. Если человек успешно сдал экзамены по вождению (теоретическую и практическую части), ему выдадут водительское удостоверение соответствующей категории и откроют подкатегорию В1 с пометкой AS или MS.
Обучение управлению трициклом построено также, как и обучение вождению автомобиля. Если у человека ещё нет водительского удостоверения, прежде всего ему придётся освоить азы управления автомобилем либо мотоциклом, а уже после — трициклом. Если же права имеются, теорию сдавать не нужно: достаточно будет потренироваться в управлении транспортным средством, а затем сдать практическую часть и получить соответствующий документ.
Как сдать на права — экзамен
Как и любая проверка, экзамен в автошколе состоит из теоретической и практической части. Теория нужна лишь новым водителям (опытные проходят только практику).
Теоретическая часть
Курс обучения в автошколе длится от 2 до 3 месяцев. Сначала происходит начитка теории: правил дорожного движения, особенностей управления машиной и мотоциклом. Количество этих занятий фиксировано во всех автошколах.
Теоретическая часть сдаётся по билетам. Достаточно выучить эти билеты и внимательно дать ответы на вопросы на экзамене. Главное — не спешить и не отвечать наобум, ведь если человек вдруг вспомнит ответ на вопрос, исправить уже ничего нельзя.
Не стоит надеяться, что удастся воспользоваться шпаргалками, так как времени на ответы мало, а контролируют учеников строго.
Практическая часть
С середины теоретического курса вводятся практические занятия. Их количество можно регулировать в зависимости от способностей ученика, но за это вносится дополнительная плата (если необходимо большее число занятий, чем предусмотрено). Начинают с освоения ТС на автодроме, затем — в городе.
Экзамен также сдаётся частями. При сдаче практической части главное — не скорость, а демонстрация того, на сколько учащийся чувствует ТС и понимает, как им управлять. Очень важно вначале настроить всё под себя: руль, зеркала, сидение, чтобы было комфортно, и ничто не отвлекало от вождения.
Казалось нет ничего проще, чем управление трициклом. На самом деле, даже для вождения такого простого ТС требуются права, а для их получения нужно пройти курсы вождения. Чтобы быть полноценным участником дорожного движения, нужно не только знать правила, но и быть уверенным водителем.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
Что обозначает категория B1 в водительском удостоверении и какие транспортные средства позволяет водить
Категория B1 в водительском удостоверении позволяет управлять такими экзотическими транспортными средствами, как трициклы и квадрициклы. Водители, уже имеющие категорию A или B, могут автоматически открыть B1 в своих правах. Лицам, не имеющим прав, прежде чем сесть за руль таких транспортных средств, придется обучиться в автошколе и сдать экзамены в ГИБДД.
Какие виды транспорта относятся к B1
В ст. 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» говорится, что подкатегория B1 включает в себя два вида транспорта: трициклы и квадрициклы. Однако ни в самом законе № 196-ФЗ, ни в ПДД не даются точные определения этим терминам.
Квадрициклы
Квадрицикл – относительно новый термин в отечественном транспортном законодательстве. Понятие квадрицикла раскрыто в ГОСТ Р 52051-2003. Это четырехколесное ТС, его максимальный вес без груза и пассажиров не может превышать 400 кг либо 550 кг для средств, предназначенных для грузоперевозок.
Для квадрициклов на электрической тяге максимальная масса рассчитывается без учета веса аккумуляторов. Максимальная мощность не может превышать 15 кВт (20 л. с.).
Тип посадки не имеет значения – квадрицикл может быть оборудован мотоциклетным рулем и не иметь кабины, также встречаются квадрициклы, напоминающие мини-автомобили – с кабиной и автомобильным рулем. Однако даже последние разительно отличаются от легковых автомобилей категории B, в первую очередь – по своим размерам, весу и мощности силового агрегата.
Если квадрицикл имеет ненагруженную массу менее 350 кг, максимальную скорость не выше 50 км/ч и ДВС объемом менее 50 см 3 (либо электродвигатель мощностью до 4 кВт), он относится к категории M (легкие квадрициклы).
Трициклы
Трициклы – трехколесные ТС, по своим техническим возможностям приближенные к квадрициклам. Точное определение данного вида транспорта также дано в ГОСТ Р 52051-2003. Трицикл – трехколесное ТС, колеса которого расположены симметрично относительно продольной оси.
Максимальная мощность двигателя превышает 50 см 3 либо максимальная скорость превышает 50 км/ч. Расположение парной колесной оси не имеет значения – она может располагаться как спереди, так и сзади.
Трицикл с мотоциклетным рулем, не имеющий кабины, больше всего похож на трехколесный мопед. Такие модели чаще всего используются в утилитарных целях, то есть для перевозки грузов. Также встречаются и трициклы с автомобильным типом посадки, оборудованные кабиной. Подобные транспортные средства часто имеют спортивную направленность.
Для трициклов не установлено максимальное ограничение мощности двигателя, в отличие от квадрициклов. Поэтому среди трициклов встречается больше спортивных моделей.
Примеры трициклов и квадрициклов
Несмотря на то, что на российском рынке такие модели встречаются нечасто, количество выпускаемых в мире моделей трициклов и квадрициклов достаточно велико. Чаще всего в Россию они поступают в виде неофициального импорта или благодаря частным клиентам.
К квадрициклам относятся такие модели, как:
- Renault Twizy;
- GEM eLXD;
- Grecav EKE;
- СМЗ С-3Д (классическая советская «инвалидка», по сути являющаяся мотоколяской);
- Bajaj Qute;
- El CityCar и т. д.
Один из самых популярных в Европе квадрициклов Renault Twizy
Выбор трициклов, на удивление, даже больше. Само это транспортное средство очень популярно в Азии – по сути, трициклами являются почти все моторикши и «тук-туки», о которых известно каждому туристу, посетившему Южную или Юго-Восточную Азию. К трициклам относятся такие встречающиеся в России транспортные средства, как :
- Carver ONE GB-1;
- Rutrike Вояж-K1;
- Campagna T-Rex;
- Icona E3WM Electric 3 Wheel Mobile;
- BRP SPYDER F3 S DAYTONA 500 и т. д.
Голландский электрический трицикл Carver EV5, пришедший на смену легендарному Carver ONE GB-1.
Квадрициклы и квадроциклы: сходства и различия
Путаница между этими двумя видами транспортных средств вызвана не только похожими названиями, но достаточно схожим устройством и близким функционалом. Однако на практике квадроциклы и квадрициклы серьезно отличаются.
Как мы уже говорили, квадрициклы – это четырехколесные транспортные средства с рулем автомобильного или мотоциклетного типа, с кабиной или без. Их ненагруженная масса не может превышать 400 кг или 550 кг для грузовых квадрициклов, максимальная мощность – 15 кВт.
Квадроциклы – это также четырехколесные ТС, обычно без кабины и с рулем мотоциклетного типа. Так как их определение отсутствует в современном российском законодательстве, то для них не устанавливаются пороги максимальной массы, скорости или мощности двигателя. Часть квадроциклов является типичными квадрициклами, ими можно управлять, имея категорию B1.
Однако большинство квадроциклов не вписываются в условия категории B1 по своим характеристикам, то есть имеют большую массу и (или) большую мощность. Поэтому их относят к мотовездеходам. Зачастую квадроциклы и вовсе не предназначены для вождения на дорогах общего пользования.
Мотовездеходы не регистрируются в ГИБДД – регистрация производится Ростехнадзором на основании предоставленного ПСМ (паспорта самоходной машины).
Для законного управления квадроциклом нужно водительское удостоверение тракториста-машиниста категории A1.
Особенности | Квадроциклы | Квадрициклы |
Постановка на учет | Ростехнадзор | ГИБДД |
Документ | ПСМ | ПТС |
Предназначение | Вождение на бездорожье вне дорог общего пользования | Вождение на дорогах общего пользования |
Максимальная мощность двигателя | Не ограничена | До 15 кВт (20 л. с.) |
Наличие кабины | Обычно без кабины | Может иметь или не иметь кабину |
Тип руля | Мотоциклетного типа | Автомобильного или мотоциклетного типа |
Требования для получения прав
Обучаться на права категории B1 могут только совершеннолетние лица, так как учебная езда на ТС данного типа разрешается с 18 лет. Примерный курс обучения утверждается положениями Приказа Минобрнауки № 1408 и включает в себя:
- 128 часов теоретических занятий;
- 56 часов – практического вождения;
- 4 часа – экзамен.
По итогам обучения ученики сдают внутренний экзамен. Чтобы получить свидетельство об окончании автошколы, нужно допустить не более 2 ошибок в экзамене по теории (20 вопросов), набрать не более 5 штрафных баллов при выполнении экзаменов на автодроме.
Экзамен ГИБДД
Для допуска к экзамену ГИБДД необходимо предоставить:
- заявление;
- паспорт;
- свидетельство об окончании автошколы;
- справку 003-В/у.
Экзамен ГИБДД состоит из двух частей:
- теории – нужно верно ответить на 18 вопросов из 20;
- практики на площадке (автодроме).
Водители, сдающие экзамен, должны выполнить следующие упражнения:
- «горку» (остановку и начало движения на подъеме);
- маневрирование в ограниченном пространстве;
- заезд в бокс задним ходом;
- параллельную парковку;
- проезд перекрестка (для автоматизированных перекрестков).
При выполнении упражнений нужно набрать не более 5 штрафных баллов.
Экзамен по вождению в городе для получения прав категории B1 сдавать не нужно.
В случае успешной сдачи экзаменов кандидат в водители может обращаться в ГИБДД для получения прав. К списку документов, включающий паспорт, свидетельство об окончании автошколы и справки по форме 003-В/у, необходимо добавить квитанцию об оплате госпошлины (2 тыс. руб.).