Как наложить сервитут на земельный участок для проезда

Содержание
  1. Что это такое
  2. Как установить публичный сервитут
  3. Судебная процедура
  4. Что такое сервитут земельного участка согласно ГК РФ, как его оформить?
  5. Определение и характеристика по Гражданскому Кодексу
  6. Цели и основания для выдачи
  7. Кто может быть инициатором?
  8. Условия
  9. Классификация
  10. По характеру владения
  11. По срокам действия
  12. По стоимости
  13. Порядок оформления
  14. Какие потребуются документы?
  15. Как составить заявление, где взять образец?
  16. Регистрационные действия
  17. Последствия нарушения договоренности
  18. Можно ли аннулировать сервитутное право?
  19. Инструкция: как оформить сервитут на проезд и проход к участку? Образец соглашения
  20. Что означает это понятие?
  21. Законодательные акты
  22. Обоснования для установления
  23. Кто может требовать ограничение для прохода и передвижения по подъездным дорогам?
  24. Инструкция: как оформить частное ограниченное использование?
  25. Куда обращаться?
  26. Составление соглашения
  27. Порядок установления оплаты
  28. Что делать при получении отказа?
  29. Обоснования отмены и прекращение действия соглашения
  30. Кто и зачем устанавливает сервитут на придомовой территории МКД
  31. Сервитут – ограниченное право пользования территорией МКД для прохода, проезда и проведения ремонта
  32. Сервитут может быть установлен для прохода граждан через территорию МКД к общественным местам
  33. Собственники не могут оградить другим гражданам проход через свой двор при наличии публичного сервитута
  34. Сервитут во дворе МКД устанавливается по соглашению сторон или по судебному решению с обязательной госрегистрацией

Установление земельного сервитута является легальным способом закрепить ограниченное право пользования чужим наделом. По своему правовому статусу сервитуты могут являться частными и публичными, а их условия могут оформляться в виде добровольного соглашения или судебного акта.

В этом материале можно узнать, что такое сервитут на земельный участок, и какие нюансы сопровождают процедуру его установления.

Что это такое

Правовое понятие сервитута закреплено в статье 274 ГК РФ и статье 23 ЗК РФ и подразумевает установление ограниченного права пользования соседним земельным наделом. Эта процедура может существенно ограничить законное право владельца чужого земельного надела, поэтому произвольное введение сервитута не допускается. Исходя из анализа статьи 274 ГК РФ, правоотношения сервитута могут возникать в следующих ситуациях:

  • необходимость закрепления права граждан или уполномоченных ведомств на беспрепятственный доступ через смежный земельный надел – по условиям сервитута будет определено право прохода или проезда, в том числе через строго ограниченную зону участка;
  • необходимость государственных или муниципальных работ для возведения, реконструкции или использования линейных объектов – в данном случае введение режима сервитута не может нарушать право на использование участка по разрешенному пользованию;
  • необходимость проложить систему ресурсоснабжения к соседнему участку;
  • введение ограничений для пользования участком в интересах неограниченно круга лиц;
  • иные ситуации, когда законное право пользования может быть ограничено в пользу иных лиц.

Как правило, перечисленные ограничения устанавливаются в форме частного сервитута, условия которого определяются по соглашению сторон или на основании судебного акта. Если условия ограничений регламентируются законодательными актами, вводится публичный земельный сервитут. Рассмотрим правовые основания для введения режима частного или публично сервитута.

Как установить публичный сервитут

Введение публичного сервитута не требует обращения в суд или оформления соглашения между определенными лицами. Для этого властными органами РФ, региона или муниципального образования принимается нормативный акт, в котором будет зафиксированы все существенные условия сервитута. Для принятия указанных актов нужно обязательно провести общественные слушания с участием местного населения.

Статьей 23 ЗК РФ регламентирован исчерпывающий перечень ситуаций, когда на временный или постоянный срок будет вводиться сервитут публичного характера. Выделим наиболее распространенные случаи, когда в интересах местных граждан, либо государственных и муниципальных органов, может вводиться ограничение прав собственников:

  • обеспечение беспрепятственного прохода или доступа для неограниченного круга лиц (например, для свободного прохода к местам общего пользования);
  • использование частного надела для проведения ремонтных работ на ресурсоснабжающих коммуникациях;
  • использование чужого участка для прогона скота;
  • для размещения различных видов государственных геодезических меток (например, межевых знаков);
  • иные ситуации, перечисленные в статье 23 ЗК РФ.

Поскольку введение сервитута публичного характера существенно ограничивает законные интересы правообладателя, должны досконально соблюдаться все требования законодательных актов. При выявлении нарушений владелец участка может обжаловать нормативный акт властных органов в судебном порядке.

Также закон предусматривает обязательную регистрацию любых видов сервитутов, для этого необходимо обратиться в службу Росреестра. Сведения о сервитуте, а также его сроках, будут доступны для ознакомления путем получения выписки из госреестра ЕГРН.

Судебная процедура

Если переговоры с правообладателем участка не привели к результату, есть возможность урегулировать спор в судебном порядке. Для этого можно использоваться вариант установления сервитута, который предлагался для досудебного соглашения. Рассмотрение споров, связанных с указанными ограничениями земельных прав, входит в компетенцию судов общей юрисдикции (районные или городские суды).

На что нужно обратить внимание при обращении в суд? В содержание искового заявления рекомендуется включить следующие пункты:

  • наименование судебного учреждения, которое будет рассматривать дело;
  • личные данные всех заинтересованных сторон (владельцем соседних участков);
  • сведения о возникновении спора – что именно позволит решить ограничение права;
  • вариант условий сервитута, который предлагает истец;
  • обоснование срока, на который необходимо ввести ограничение права.

Суд не вправе обязать собственника надела подписать соглашение о сервитуте, поэтому в решении будут зафиксированы все условия ограниченного права пользования. При этом суд обязан принять во внимание не только требование владельца смежного участка, но и интересы правообладателя.

При вынесении решения судебное учреждение будет учитывать следующие нюансы:

  1. если у сторон и суда недостаточно специальных познаний в сфере земельных правоотношений, может назначаться экспертное исследование или к участию в процессе может привлекаться специалист в указанной отрасли (как правило, приглашается кадастровый инженер с квалификационным аттестатом);
  2. решение суда должно содержать точные пространственные метки, в пределах которых будет действовать сервитут (это необходимо для внесения данных о сервитуте в госреестра ЕГРН);
  3. надлежащим ответчиком по делу может выступать только собственник спорного земельного надела, так как временный владелец объекта (арендатор, пользователь) не вправе участвовать в урегулировании такого спора.

Также в судебном процессе должен разрешаться вопрос и о размере платы за пользование чужим наделом земли. Поскольку закон не содержит правила взимания платы в таких случаях, будут использованы положения судебной практики, либо понадобится заключение специализированной экспертизы.

Отдельного внимания заслуживает регистрационная процедура в службе Росреестра. Если условия сервитута были определены в соглашении, для регистрации потребуется участие обеих сторон. На основании судебного акта заявление будет подавать только заинтересованное лицо.

В службу Росреестра представляются следующие документы:

  • заявление о проведении регистрационных действий;
  • правоустанавливающие документы на спорный и смежный земельный надел (свидетельство о праве, выписка из госреестра ЕГРН и т.д.);
  • межевой план с выделением зоны действия сервитута;
  • обоюдное соглашение или судебный акт, на основании которого будет проводиться регистрация;
  • документы, удостоверяющие личность сторон сервитута;
  • нотариальная доверенность на представителя;
  • платежное поручение, подтверждающее перечисление госпошлины.

Для проведения регистрационных действий уплачивается госпошлина в размере 1500 рублей для физлиц и 6000 для предприятий.

Прекращение сервитута происходит по истечении срока его действия, либо по обращению в суд заинтересованного лица. Например, основанием для обращения в суд будет являться существенное нарушение условий ограниченного пользования в виде нарушения правил разрешенного землепользования. Для официального прекращения действия сервитута в госреестр ЕГРН должны быть внесены соответствующие сведения.

Что такое сервитут земельного участка согласно ГК РФ, как его оформить?

Благоустройство некоторых земельных участков (ЗУ) невозможно без задействования соседних территорий.

Такое допустимо на законодательном уровне, но в исключительных случаях и при наличии действующего сервитута.

Что такое сервитут земельного участка, согласно ГК РФ, каков порядок его оформления, как составить и куда подавать заявление? Ответы на вопросы найдете в статье.

Определение и характеристика по Гражданскому Кодексу

Сервитут на ЗУ – это документальное разрешение на временное распоряжение землями, которые принадлежат другому владельцу (п. 1 ст. 274 ГК РФ).

Документ выступает разновидностью обременения, но не может передаваться третьим лицам как залог или по другим причинам. Также его нельзя продать, обменять или подарить (п. 1,2 ст. 275 ГК РФ).

Цели и основания для выдачи

Задача сервитута – сделать возможным удовлетворение нужд отдельных граждан или государства (т.е. населения) в целом путем предоставления доступа к земле другого гражданина или организации.

Одна лишь цель не является веской причиной для выдачи разрешения – этому может поспособствовать только наличие основания. Таковым считают для участков в государственной собственности (ст. 23 и 39.23 ЗК РФ):

  1. Изыскательные мероприятия.
  2. Использование полезных пород, воды и всего, что находится в земле на территории владельца ЗУ.
  3. Возведение специальных сооружений (блоков связи, электроузлов и т.д.), информирующих или предупреждающих стендов или знаков.
  4. Для прохода/проезда через участок, в т.ч. для доступа к водному объекту общего пользования и его берегу.
  5. Размещения межевых знаков, геодезических пунктов и сетей, нивелирных пунктов и подъезду к ним.
  6. Проведения дренажных работ.
  7. Забора воды из источников.
  8. Прогона сельскохозяйственных животных, выпаса скота, сенокошения.
  9. Использования ЗУ для охоты, рыбной ловли и т.п.
  10. Для использования ЗУ в целях, указанных в ст. 39.37 ЗК РФ.
Также смотрите  Сведения об аресте автомобиля

Для подтверждения основания нужно:

  • официальное соглашение между участниками сделки;
  • решения суда;
  • нормативно-правовые акты территориальной администрации.

Задокументированное основание следует предъявить при подаче заявки на установление частичного распоряжения землей.

Кто может быть инициатором?

Ст. 274 ГК РФ определяет перечень участников процесса, которые могут инициировать выдачу сервитутного права:

  • собственник;
  • лицо, которое на законных основаниях может бессрочно пользоваться чужим ЗУ;
  • лицо, которое получило ЗУ в качестве наследуемого владения;
  • арендатор ЗУ.

Под каждым из перечисленных может выступать как физ-, так и юрлицо. Часто инициатором установления являются государственные учреждения.

Условия

Получить временное право пользования разрешается только при выполнении ряда требований, которые определены законом:

  1. Процедура по оформлению сервитутного права инициируется, когда решить вопрос другим способом не получается. Т.е. если собственник докажет, что есть альтернативные пути удовлетворения нужд заявителя, то сделка не состоится.
  2. Установление в судебном порядке возможно только при имеющихся непримиримых разногласиях между сторонами. Это может быть прямой отказ собственника или отсутствие компромисса в каких-либо пунктах договора (напр., размера оплаты или срока).
  3. Текст соглашения не может лишать хозяина ЗУ права собственности на время действия договора. Также запрещается создавать ему препятствия в распоряжении переданного в пользование другого лица имуществом.
  4. Доступ другого лица должен минимально ограничивать владельца, когда есть несколько вариантов соблюдения интересов заявителя.
  5. Сервитуарий (тот, кому дается временное разрешение) должен сохранять имущество собственника в надлежащем виде и использовать его только в целях, указанных в сервитуте. Также он обязан оплачивать распоряжение участком в соответствии с договоренностью, если не предусмотрено другое.

Кроме того, в тексте разрешения в обязательном порядке необходимо отразить полную информацию о заключаемой сделке, иначе оно не будет признано законным.

Классификация

Сервитут характеризуют по 3 направлениям, что не только является простой классификацией, но и указывается в тексте соглашения.

По характеру владения

Согласно тексту ст. 23 Земельного Кодекса, в этой категории различают 2 категории – публичные и частные.

Если разрешение оформляется для общественных целей (всей страны или выделенных регионов/поселений и т.д.), то речь идет о публичном сервитуте.

Данная категория подразделяется на 3 подвида:

Законодательная база по месту обращения определяет основания для выдачи публичного сервитута (напр., распоряжение городской администрации).

Наличие документа требуется для:

  • определения места под сенокос;
  • возможности использования прибрежной зоны местных водоемов;
  • археологических и других видов работ, которые требуют исследования земель;
  • реализации дорожных работ, чтобы сделать тротуар или транспортный проезд;
  • того, чтобы выделить место под пастбища и проход для скота;
  • общественного досуга (напр., рыбалки);
  • дренажных работ

В перечень включаются и другие обстоятельства, если их цель – улучшить качество жизни местного населения.

Применение частного вида характерно для сделок, когда их участники – рядовые граждане и негосударственные организации.

Сервитут такого рода служит для того, чтобы оборудовать участок:

  • электричеством;
  • системой водоснабжения, трубопроводом;
  • телефонной линией;
  • дорогой для передвижения транспорта или населения, когда обойти участок затруднительно или вовсе не представляется возможным.

Поводом для установления могут быть и другие обстоятельства, при наступлении которых не обойтись без сервитута.

По срокам действия

Эта классификация разделяет сервитуты на срочные и бессрочные. Обе характеристики применяются и в публичном, и в частном смысле.

В первом случае документ вступает в силу на определенный период, одобренный обеими сторонами (напр., на время прокладки труб). Инициатор может указать в тексте конкретный временной промежуток, обозначив, возможно ли его продление.

Если земля, выделенная как субъект сервитута, одновременно является предметом арендного договора, то период его временного использования не должен быть больше действия этого договора.

Бессрочные не имеют ограничений по сроку. Они снимаются только после потери права владения обремененным участком. Применяется при необходимости постоянных изменений (напр., для того, чтобы проложить дорогу с последующим ее использованием).

По стоимости

Здесь речь идет о платной и бесплатной возможности использовании ЗУ. Его владелец по закону (п. 5, ст. 274 ГК РФ) может истребовать оплату временной сдачи недвижимости. Данные нормы актуальны и в случае, когда запрос на использование земель поступил от государственных органов.

Плата за разрешение наложения, обременения должна быть адекватной. Если о ее размере не удалось договориться мирным путем, то вопрос решается через исковое заявление.

Также сделка может быть заключена безвозмездно. В обоих случаях установленная стоимость указывается в тексте документа.

Порядок оформления

Для того, чтобы оформить сервитут, нужно выполнить несколько действий:

  1. Претендующий на временное право пользования землей должен письменно обратиться к владельцу недвижимости с просьбой предоставить участок на период удовлетворения его нужд.
  2. При отсутствии разногласий составляется мирное соглашение на предоставление частичного права пользования, при их наличии для удовлетворения требований инициатор обращается в районный суд.

Какие потребуются документы?

Для того, чтобы оформить сервитут, необходимо подготовить:

  • паспорт хозяина недвижимости и сервитуария;
  • письменное уведомление собственника;
  • официальное основание (судебное решение или письменное соглашение для частного и территориальный нормативный акт для публичного вида) для выдачи;
  • заявление на оказание услуги.

Текст соглашения составляется в соответствии с законодательной базой, владельца ЗУ и претендующего на возможность его использования.

Ст. 39.25 ЗК РФ определяет содержание документа, куда нужно включить:

  • паспортные и контактные данные собственника и сервитуария;
  • цели и основания выдачи сервитутного права;
  • кадастровый и учетный номер ЗУ, учетный номер части ЗУ, к которой устанавливается сервитут;
  • права и обязательства владельца и сервитуария;
  • наличие оплаты с указанием суммы;
  • период действия договоренности.
  • Если субъект сделки передается в использование госучреждения, то для установления сервитута необходимо официальное согласие его учредителя – территориальной администрации.

    Если одного из участников сделки представляет доверенное лицо, то нужно предоставить документ, законно подтверждающий его права на представление интересов доверителя.

    Как составить заявление, где взять образец?

    Документ не имеет строгого образца, но его содержание должно включать в себя:

    • паспортные и контактные данные участников;
    • предмет сделки – земельный участок;
    • взимается ли плата с временного хозяина (если да, то когда и каким образом вносятся денежные средства);
    • сроки;
    • дополнения или иные условия при необходимости.

    При перечислении условий можно указывать не только пункты нормативных актов (напр., п. 2, 5 ст. 274 ГК РФ), но и установить свои требования к пользованию (напр., проводить работы в строго отведенные часы).

    Заявление вместе с остальными бумагами подается в территориальный уполномоченный орган.

    Регистрационные действия

    Реализация сервитутного права обретает законную силу только после регистрации (п. 3 ст. 274 ГК РФ), т.к. данный документ – это вещное право (ст. 216 ГК РФ) на объект собственности.

    Процедура состоит из нескольких этапов. Первый – сбор бумаг по списку:

  • заявление на оказание услуги;
  • паспорт обратившегося (для юрлиц – выписка из ЕГРЮЛ и устав организации);
  • кадастровые документы ЗУ;
  • межевой план (если сервитуарий претендует на часть территории);
  • свидетельство о праве собственности на ЗУ;
  • выписка из Росреестра;
  • документ-основание полученного права ограниченного доступа к ЗУ.
  • Полный пакет подается в местное представительство Росреестра.

    Последствия нарушения договоренности

    Если наблюдается несоблюдение оговоренных правил, то пострадавшему нужно:

    1. Составить Акт с указанием всех эпизодов несоответствия условиям сервитута.
    2. Пригласить понятых или представителей правоохранительных органов, чтобы те зафиксировали нарушения соответствующей отметкой в Акте.

    Затем лицу, чьи права не соблюдаются, следует обратиться в суд, где будет принято решение в его пользу. Победа истца однозначна, поскольку он предоставит соглашение и Акт, который свидетельствует о нарушении договоренности.

    Далее по причине нарушения условий сервитута ответчика может ожидать:

    • расторжение сделки, что закроет доступ к чужому участку, а значит – повлечет отмену всех запланированных работ;
    • наложение штрафа;
    • возмещение ущерба, который понес хозяин по причине отсутствия полноценного пользования своим имуществом.

    Также истец самостоятельно и за счет второй стороны устранит препятствия к несоблюдению условий сервитута. Например, владелец участка может снести несогласованные ограждения или строения за счет нарушителя (сначала внеся личные средства, а потом взыскав сумму расходов в добровольном порядке или через исковое заявление).

    Можно ли аннулировать сервитутное право?

    Отмена сервитутного права возможна при наличии законных оснований, т.е. если:

    • закончился его срок действия;
    • на это согласны обе стороны;
    • причины его выдачи ликвидированы.

    Также прекратить действие может сам хозяин участка, когда земля не может им использоваться по целевому назначению из-за установления сервитута. Аннулирование документа осуществляется через суд.

    Инструкция: как оформить сервитут на проезд и проход к участку? Образец соглашения

    Термин «сервитут» происходит от латинского слова «servitus», которое переводится как «подчиненное положение». Это понятийное определение зародилось еще в Древнем Риме.

    В современном правоведении сервитут земельного участка определяется в качестве обременительной особенности, которая присваивается владению с правом третьего лица на ограниченное его использование.

    Что означает это понятие?

    Итак, попробуем разобраться, что это такое — сервитут на проход и на дорогу? У владельца участка может возникнуть необходимость перемещения по территории соседнего или близлежащего владения.

    В ситуациях такого рода практикуется регистрация сервитута на передвижение по чужому владению к собственному участку.

    Собственник земельного надела, нуждающийся в ограниченном пользовании, обладает узаконенной возможностью заявить о необходимости пользоваться земельной площадью соседа или иного лица с целью передвижения. Юридические или физические лица обращаются за установлением сервитута, исходя из его разумности, уместности, соответствию цели и наличия весомых причин.

    Ограниченное пользование утверждается в регламентированной последовательности, предписанной законодательными актами, по согласительной договоренности участвующих сторон или по постановлению судебной инстанции. Сервитут на надел земли не становится предметом торговой операции или передачи гражданам, не признанным собственниками земли.

    Правовые акты разделяют сервитут на частный и публичный (государственный). Частный вид регулирует отношение и интересы отдельных граждан. В публичном виде ограничения проявляют заинтересованность государственные структуры или местное население.

    Установленное обременение предоставляет возможность выгодного взаимодействия сторон, их прав и обязанностей, согласованности в принятии компромиссного решения.

    Хотите установить сервитут на соседний земельный участок? Не знаете, что выгоднее: сельское или городское ограниченное право пользования?

    Законодательные акты

    Для грамотного использования своих правовых возможностей необходимо ознакомиться с текстом статьи 274 ГК РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ. Она гласит, что сервитут накладывается для реализации свободного прохождения или проезда через соседнюю территорию, но не должен препятствовать эксплуатации земли по разрешенному виду.

    Сервитут, установленный между собственниками, регистрируется в законном порядке. Он не отрицает собственнических прав и предоставляет владельцу обремененного надела прерогативу установления оплаты за использование своей территории в разумных пределах.

    Ст. 23 ЗК РФ уточняет терминологию публичного сервитута, который может регистрироваться на определенный период или бессрочно.

    Если собственность располагается на федеральных или муниципальных площадях, то срок действия не может быть больше, чем период резервирования этих наделов.

    Предусматривается обращение ущемленного в своих правах гражданина в юридическую инстанцию, если определенный публичный сервитут существенным образом затрудняет деятельностную активность на земельном наделе и мешает закрепленным законом интересам собственника.

    Требуется обязательная регистрация ограниченного права в согласованности, согласно с ФЗ № 218 от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости».

    Важно! При процедуре купли-продажи участка передаются все обременения (не исключая сервитут), о чем будет указываться в выписке ЕГРП.

    Обоснования для установления

    Ограниченное право использования утверждается законодательным или нормативным актом РФ, субъекта РФ или органа местной администрации. Он соответствует потребностям федерального масштаба, местного уровня или отдельных граждан и не требует конфискации земель у собственника.

    Публичное обременение земли требуется для:

    • прохождения или пересечения на автотранспорте территории земли, включая свободную доступность для граждан береговой зоны и водоема всеобщего предназначения;
    • проведения ремонтных действий на линейных объектах и объектах транспортной структуры;
    • размещения знаков межевания и геодезии и беспрепятственного перемещения к ним;
    • прохождения сельскохозяйственного скота через территорию;
    • установленного правил сенокоса и выпаса животных;
    • временного использования земель для исследовательских работ и т.п.

    Кто может требовать ограничение для прохода и передвижения по подъездным дорогам?

    Заявить требование на определение ограниченного использования по ст. 274 ГК РФ вправе:

    • собственники соседствующих земельных площадей;
    • физические лица, которым передана земельная площадь в наследство пожизненно;
    • физические лица, которым выделена земля на правах бессрочного пользования;
    • землевладельцы и землепользователи, которым затруднительно в полной мере реализовывать свои правовые возможности без определения сервитута на проезд, проход.

    У вас в собственности есть лесной участок? Необходимо установление сервитута на подобную категорию земель?

    Не знаете нюансов процедуры?

    Поможет другая статья нашего сайта!

    Инструкция: как оформить частное ограниченное использование?

    Сервитут назначается либо по обоюдному соглашению, либо в судебном порядке при невозможности достигнуть компромиссной договоренности.

    Куда обращаться?

    Для оформления согласительного договора гражданину, заинтересованному в назначении права ограниченного пользования, необходимо:

    1. Обратиться к владельцу земли, на которую при аргументированном обосновании требуется утвердить сервитут, и рассмотреть её совместное использование во взаимовыгодном ракурсе.
    2. При достижении договоренности оформить документ-соглашение сторон по назначению сервитута в письменном виде. Соглашение оформляется адекватно требованиям законодательных актов:
    • прописываются данные сторон заключаемого договора;
    • указываются кадастровые и технические информационные данные о земельном наделе;
    • дается подробная детализация вопросов, какая часть территории земли ограничивается, где она располагается, какие условия перемещения пешком или на транспортном средстве, предусматриваются сроки использования.

    Важно! В соглашении должны быть изложены подробные обстоятельства договоренности по сервитуту во избежание в будущем разногласий.

    Составление соглашения

    Госрегистрация сервитута осуществляется на основании заявления, которое подается в местном отделении кадастра и картографии или в МФЦ. В заявлении прописываются сведения:

    • о заинтересованном лице, обращающемся с прошением;
    • о земельном участке;
    • о собственнике участка;
    • о причинах, по которым востребован сервитут;
    • об условиях и обстоятельствах утверждения ограниченного пользования;
    • об отсутствии запретов для организации сервитута;
    • о списке прилагаемых документов.

    К заявлению прилагаются документальные материалы:

    • копии подтверждающих личность документов;
    • документы на участок; земельной территории с отметкой о сервитуте;
    • соглашение или постановление судебной инстанции;
    • разрешение администрации на ограниченную эксплуатацию земли;
    • квитанция об оплате госпошлины.

    При регистрации сервитута важны следующие моменты:

    • если требуется обременение на участок в целом, то кадастровый план не предоставляется;
    • если земельная площадь, на которую в будущем будет действовать сервитут, признана общей собственностью, то требуется согласие всех владельцев.
    • Скачать бланк соглашения о сервитуте на проезд к участку
    • Скачать образец соглашения о сервитуте на проезд к участку

    Порядок установления оплаты

    На определение размера платы влияют определенные факты:

    • соразмерность материальной выгоде, возможной, если бы площадь не была обременена сервитутом;
    • показатели интенсивности эксплуатации;
    • вероятные финансовые издержки собственника, направленные на создание условий для реализации сервитута, например, содержание покрытия дорожного полотна в требуемом состоянии.

    Плата за частный вид ограниченного использования указывается в тексте соглашения или определяется в судебном постановлении.

    При расчете складываются показатели:

    1. Размер реального ущерба.
    2. Упущенная прибыль.
    3. Убытки и издержки.

    Размер оплаты за публичный вид ограниченной эксплуатации земли прописывается в нормативном акте органа власти при условии существенного затруднения землепользования.

    Плата подразделяется на:

    • единовременную, то есть оплачивается один раз полностью;
    • периодическую, то есть оплачивается регулярно на протяжении всего периода в указанном размере.

    Способ выплаты определяется:

    • договором о сервитуте,
    • судебным постановлением;
    • нормативно-правовым актом.

    Причинами корректив в оплате считаются:

    • существенная трансформация обстоятельств, изначально учитываемых при подписании договора;
    • изменения ограничения собственнических прав в большую или меньшую сторону;
    • вынесение судебной резолюции о коррекции платы.

    Важно! Согласно ГК РФ и ЗК РФ в определение размера оплаты по сервитуту могут вноситься изменения в период его действия по координированному мнению сторон.

    Что делать при получении отказа?

    Проблемой в вопросе об утверждении сервитута считается отказ со стороны собственника участка. Часто не имеет своего мотивационного воздействия факт оплаты по договору.

    Собственник земли не желает соглашаться на подписание соглашения или подвергает сомнению отдельный абзац или предложение. В подобных ситуациях спор находит разрешение в суде. Разрешенная возможность пересечения участка будет регистрироваться в ЕГРП на основании судебного постановления.

    При обращении в суд рекомендуется юридическое сопровождение для грамотного составления прошения, поскольку серьезная аргументация, исключающая другую возможность добраться до своей территории, приведет к удовлетворению иска.

    Второй проблемой, приводящей к отказу, признаются технические ошибки в предоставлении документации. В этом варианте требуется внести верные сведения и повторить процессуальные мероприятия.

    Обоснования отмены и прекращение действия соглашения

    Сервитут может быть прекращен, о чем говорится в ст.276 ГК РФ. Обоснованием признаются следующие факты:

    1. Отсутствует ранее инициированная необходимость в ограниченном пользовании, о чем будет свидетельствовать соглашение о прекращении сервитута.
    2. Ограниченное пользование мешает владельцу пользоваться землей в полноценном объеме, в этом случае будет предъявлено судебное решение.
    3. Физическая ликвидация надела.
    4. Нормативный акт, согласно которому действовал сервитут, утратил свою силу.

    Установление сервитута является оптимальным разрешением проблемы перемещения по территории другого собственника.

    Закон требует уважения правовых норм окружающих людей и с понимания возникших в практической жизни осложнений. Решить трудности реально достижимо на взаимовыгодных условиях, а знание законодательной базы лишит надобности обращения за помощью в судебные инстанции.

    Кто и зачем устанавливает сервитут на придомовой территории МКД

    Вопросы обременения земельного участка сервитутом решают собственник земли и тот, кто требует право ею пользоваться, а при спорах – суды. Узнайте, устанавливается ли сервитут автоматически при наличии общих пешеходных дорожек через двор МКД и может ли орган ГЖН или муниципалитет принимать решения по подобным вопросам.

    Сервитут – ограниченное право пользования территорией МКД для прохода, проезда и проведения ремонта

    Сервитут – это право ограниченного пользования чужим объектом недвижимости (ст. 274 ГК РФ). Оно передаётся другому лицу по праву обременения. Сервитут нужен, например, чтобы проложить через чужой земельный участок дорогу, коммуникации и пользоваться ими.

    Сторона, получившая сервитут, не получает участок во владение, а лишь могут пользоваться им, причём с определённой целью, установленной договором или соглашением. Сервитут подлежит обязательной государственной регистрации, без которой он не будет считаться заключённым. Прекращение действия сервитута тоже регистрируется.

    • прохода или проезда через земельный участок;
    • ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры;
    • проведения дренажных работ и других целей.

    Разберём судебный спор об установлении сервитута на придомовой территории МКД, который дошёл до Верховного суда РФ (дело № А71 -4094/2020).

    Сервитут может быть установлен для прохода граждан через территорию МКД к общественным местам

    Собственники помещений одного из многоквартирных домов в Ижевске на общем собрании приняли решение установить вокруг своего двора забор с воротами. Управляющая организация выполнила это решение, предварительно получив все необходимые согласования и разрешения в муниципалитете.

    Но жители соседнего МКД пожаловались в орган ГЖН: забор перекрыл им пешеходную дорожку до остановки общественного транспорта. Ведомство провело проверку работы УО по содержанию общего имущества дома, вокруг которого установлен забор.

    Орган Госжилнадзора пришёл к выводу, что территория, по которой проложена пешеходная дорожка для жителей окрестных МКД, обременена сервитутом. Собственники не могут запретить другим гражданам пользоваться пешеходной дорожкой, перегородив её. Следовательно, решение ОСС об установке забора принято с нарушением ч. 5 ст. 36 ЖК РФ.

    УО получила предписание уведомить собственников помещений в спорном МКД о том, что забор нарушает законодательство, и обеспечить проход по придомовой территории МКД.

    Компания обратилась в суд с иском, требуя признать предписание незаконным и неисполнимым. Согласно ГК РФ и ЖК РФ, владельцы помещений в МКД вправе принять на ОСС решение по ограждению придомовой территории, которая входит в состав их общего имущества. Это исключительная компетенция общего собрания.

    Решение принято с наличием необходимого кворума. При монтаже забора УО получила все необходимые разрешения. Согласовывать такие работы с жителями соседних домов компания не должна.

    Орган Госжилнадзора настаивал на том, что ограждение создаёт препятствие для использования пешеходной дорожки. Лица, не являющиеся собственниками земельного участка, сохраняют право пользования объектами на нём, если они созданы до дня введения в действие ЖК РФ.

    Собственники не могут оградить другим гражданам проход через свой двор при наличии публичного сервитута

    Суд первой инстанции установил, что собственники помещений в МКД имеют право принять на ОСС решение об установке ограждения на придомовой территории, входящей в состав их общего имущества (ч. 5 ст. 16 № 189-ФЗ, ч.

    2 ст. 44 ЖК РФ, ст. 40 ЗК РФ).

    В том числе они вправе установить пределы использования земельного участка и ввести ограничения на его использование, заключить соглашение об установлении публичного сервитута.

    В силу ст. 135 ГК РФ, п. 3 ч. 17 ст.. 51 ГрК РФ, забор имеет вспомогательное назначение, не относится к объектам капитального строительства, поэтому специальных разрешений для его возведения не требуется.

    Но при этом, в соответствии с ч. 5 ст. 36 ЖК РФ, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, может быть обременён правом ограниченного пользования.

    Собственники не могут запретить другим лицам пользоваться таким правом и закрыть им доступ к объектам, существовавшим на участке до дня введения в действие ЖК РФ. Новое обременение земельного участка правом ограниченного пользования устанавливается по соглашению сторон.

    Суд первой инстанции сделал заключение, что владельцы помещений в спорном доме не могут создавать препятствия для жителей других домов в пользовании пешеходной дорожкой. Орган ГЖН правильно установил, что на этой территории действует публичный сервитут. Предписание ведомства осталось в силе, а иск УО суд отклонил.

    Компания подала жалобу в апелляционный суд, указав, что у жителей соседнего дома есть возможность пользоваться пешеходной зоной: в заборе есть ворота и калитка. Но судья признал этот довод несостоятельным и поддержал решение коллег.

    Сервитут во дворе МКД устанавливается по соглашению сторон или по судебному решению с обязательной госрегистрацией

    Управляющая организация обратилась в кассационный суд, настаивая на том, что жители соседнего МКД имеют беспрепятственный проход по двору спорного дома через ворота. Установленный забор не нарушает их прав.

    Кассационный суд, принимая решение, сосредоточил внимание на вопросе, а есть ли на ограждённой придомовой территории публичный сервитут. О его наличии сказано в документах, составленных органом ГЖН по результатам проверки деятельности управляющей домом организации.

    Но, как отметил судья, сервитут появляется по соглашению сторон и подлежит обязательной государственной регистрации (ч. 3 ст. 274 ГК РФ).

    В соответствии с ч. 2 ст. 23 ЗК РФ, публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом органа власти или муниципалитета в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения.

    В силу ч. 5 ст. 36 ЖК РФ споры об установлении обременения земельного участка правом ограниченного пользования разрешаются в судебном порядке. Основанием для государственной регистрации сервитута при наличии спора является решение суда, принятое в соответствии с ч. 3 ст. 274 ГК РФ.

    Согласно кадастровой выписке на спорный земельный участок, никаких обременений для организации прохода в его границах не установлено. Наличие публичного сервитута, установленного в предусмотренном законом порядке, ничем не подтверждено.

    • обременён ли участок публичным сервитутом на законных основаниях;
    • есть ли соглашение сторон об этом или судебный спор по условиям обременения;
    • признано ли решение ОСС недействительным в судебном порядке.

    Судья указал, что орган Госжилнадзора не может подменять судебные органы: признавать решение ОСС недействительным или разрешать споры об установлении сервитута земельного участка. Решения первой и апелляционной инстанции были отменены, иск УО удовлетворён: суд признал предписание незаконным. Верховный суд РФ согласился с такой точкой зрения и не нашёл оснований для пересмотра дела.

    Adblock
    detector