- Оценка политики инкассирования дебиторской и кредиторской задолженности организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
- Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Неведрова Регина Владимировна
- ASSESSMENT OF POLICY OF ENCASHMENT OF RECEIVABLES AND PAYABLES OF THE ORGANIZATION
- Текст научной работы на тему «Оценка политики инкассирования дебиторской и кредиторской задолженности организации»
Методы, которым следует предприятие для взимания дебиторской задолженности, принято называть политикой инкассации.
Инкассация наличности — процесс получения денежных средств за реализованную продукцию.
Инкассация дебиторской задолженности включает следующие элементы:
— возраст самого долга;
— общий объем долгов;
— общий объем просроченных платежей;
— дату открытия счета;
— своевременность прежних платежей;
— платежи, осуществленные после последней даты платежа;
— величину кредита клиента, которая принята к утверждению;
— статус клиента, который может потребовать особого отношения;
-сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей;
— условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.
Эффективность процедуры инкассации определяется не столько уменьшением размеров дебиторской задолженности, сколько ростом прибыли за счет увеличения объема продаж и организации надежных отношений с клиентами.
Анализ состояния дебиторской задолженности начинаю с общей оценки динамики ее объема в целом и продолжают в разрезе отдельных стаей; определяют долю дебиторской задолженности в оборотных активах, анализируют ее структуру; определяют удельный вес дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течении года; оценивают динамику этого показателя и проводят последующий анализ качественного состояния дебиторской задолженности с целью оценки динамики неоправданной (сомнительной) задолженности.
Методическим приемом анализа, обеспечивающим возможность прогнозирования дебиторской задолженности, является расчет коэффициентов инкассации (погашения дебиторской задолженности), который представляет собой отношение дебиторской задолженности, возникшей в конкретном периоде, к величине отгрузки (объема продаж) того же периода. Суть подхода состоит в том, чтобы разложить величину дебиторской задолженности на конкретную дату на составляющие, характеризующие срок ее образования, например, до одного месяца, от одного до двух месяцев, от двух до трех месяцев и т.д.
Оборачиваемость дебиторской задолженности оценивается с помощью следующих показателей.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности Кдз (обороты):
где Выр. — выручка от реализации, тыс. руб.;
ДЗ — средняя величина дебиторской задолженности, тыс. руб.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятием.
Средний период инкассации, дней
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности в днях отражает продолжительность одного оборота дебиторской задолженности в днях. При этом, чем продолжительнее период погашения, тем выше риск ее непогашения.
Так как финансовое положение предприятия находится в зависимости от того насколько средства, вложенные в активы, превращаются в деньги, необходимым является изучение доли в них дебиторской задолженности.
Коэффициент соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностью:
Сопоставление дебиторской и кредиторской задолженности является одним из этапов анализа дебиторской задолженности и позволяет выявить причины образования последней. При этом многие аналитики считают, что если кредиторская задолженность превышает дебиторскую, то организация рационально использует средства, т.е. временно привлекает в оборот средств больше, чем отвлекает из оборота.
Бухгалтера относятся к этому отрицательно, поскольку кредиторскую задолженность организация обязана погашать независимо от состояния дебиторской задолженности.
Наиболее популярными способами воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности являются направление писем, телефонные звонки, персональные визиты. Так например, владельцу счета может быть послано письмо о том, что он на десять дней просрочил платеж; более суровое письмо, за которым последует телефонный звонок, может быть послано, если деньги не получены через 30 дней, а через 90 дней счет может быть передан агенту по инкассо. Эти меры правомерны, но они могут привести к потере благорасположения клиентуры.
Поэтому наиболее оптимальным вариантом является использование скидок при срочной оплате, предназначенных для поощрения быстрых платежей. Решения о размерах скидок анализируются путем балансирования затрат и результатов, связанных с различными условиями скидок.
Предложение скидок оправдано в трех основных ситуациях:
1) если снижение цены приводит к расширению продаж, а структура затрат такова, что Реализация данной продукции отражается на увеличении общей прибыли, товар высокоэластичен и имеет достаточно высокую долю постоянных затрат;
2) если система скидок интенсифицирует приток денежных средств в условиях дефицита на предприятии, возможно краткосрочное критическое снижение цен вплоть до отрицательного финансового результата о проведения конкретных сделок;
3) система скидок за ускорение оплаты более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченную оплату.
Во всех случаях можно говорить о спонтанном финансировании, которое при инфляции ведет к уменьшению текущей стоимости реализованной продукции, поэтому следует точно оценить возможность предоставления скидки по досрочной оплате.
В индустриально развитых странах наиболее распространенной является схема «2/10 полная 30», означающая следующее:
— покупатель получает 2%-ную скидку с цены товара в случае его оплаты в течение 10 дней с начала периода кредитования (например, с момента получения товара);
— покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период 11-го по 30-й день договорного срока;
В случае неуплаты в течение месяца покупатель дополнительно к стоимости товара уплачивает штраф, величина которого зависит от момента платежа.
Политика «сбора денег» проводится при условии наличия в штате предприятия специального менеджера по управлению дебиторской задолженностью. При отсутствии такого работника решению проблемы в индустриально развитых странах помогают факторинговые компании.
Задача факторинговых отделов банков или компаний заключается в том, чтобы на платной и договорной основе выполнять для предприятий ряд кредитно-расчетных операций, связанных с быстрейшим завершением их расчетов за товары и услуги с клиентами (покупателями).
В настоящее время факторинговый отдел банка может предоставлять своим клиентам следующие виды услуг:
а) приобретать у предприятий-поставщиков право на получение платежа по товарным операциям с определенного покупателя или группы, состав которых заранее согласовывается с банком (покупка срочной задолженности по товарам отгруженным);
б) осуществлять покупку у предприятий-поставщиков дебиторской задолженности по товарам отгруженным, не оплаченным в срок покупателями (покупка просроченной дебиторской задолженности);
в) приобретать векселя у своих клиентов (операции по учету векселей).
При покупке факторинговым отделом банка (компанией) у своих клиентов просроченной дебиторской задолженности по товарным операциям, он оплачивает ее поставщику не во всех случаях, а при определенных условиях: при сроке задержки платежа не более трех месяцев и лишь при получении от банка плательщика уведомления о том, что покупатель не снят полностью с кредитования и не объявлен неплатежеспособным.
Операции по переуступке клиентом факторинговому отделу банка просроченной дебиторской задолженности имеют повышенную степень риска. Это обусловливает более высокое комиссионное вознаграждение, уровень которого в 1,5-2,0 раза выше, чем при покупке банком задолженности по товарам отгруженным, срок оплаты которых еще не наступил.
Процесс инкассации может дорого стоить как в смысле переменных расходов, так и в смысле потери благорасположения клиентуры, но тем не менее все-таки необходима определенная твердость, чтобы не допустить неоправданного растягивания периода погашения покупательной задолженности и минимизировать прямые убытки. Нужно установить баланс между затратами и общим полным результатом различных вариантов политики инкассации.
Оценка политики инкассирования дебиторской и кредиторской задолженности организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Неведрова Регина Владимировна
В статье проводится оценка политики инкассирования дебиторской и кредиторской задолженности конкретной организации. Оценивается и сопоставляется обрачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности . Приводятся основные мероприятия по совершенствованию политики управления дебиторской и кредиторской задолженностью .
В статье используются материалы фактической финансовой отчетности предприятия за три года
ASSESSMENT OF POLICY OF ENCASHMENT OF RECEIVABLES AND PAYABLES OF THE ORGANIZATION
Текст научной работы на тему «Оценка политики инкассирования дебиторской и кредиторской задолженности организации»
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (15), 2017
Неведрова Регина Владимировна, магистрант 2 курса факультета экономики и менеджмента КГУ, направление подготовки «Финансы и кредит», программа «Финансы корпораций»
ОЦЕНКА ПОЛИТИКИ ИНКАССИРОВАНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация: в статье проводится оценка политики инкассирования дебиторской и кредиторской задолженности конкретной организации. Оценивается и сопоставляется обрачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности. Приводятся основные мероприятия по совершенствованию политики управления дебиторской и кредиторской задолженностью.
В статье используются материалы фактической финансовой отчетности предприятия за три года.
Ключевые слова: дебиторская задолженность, кредиторская задолженность, инкассирование, реструктуризация задолженности.
Nevedrova Regina Vladimirovna, undergraduate 2 courses of faculty of economy and management of KGU, direction of preparation «Finance and credit», Finance of Corporations program
ASSESSMENT OF POLICY OF ENCASHMENT OF RECEIVABLES AND PAYABLES OF THE ORGANIZATION
Keywords: receivables, accounts payable, encashment, restructuring of debt.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (15), 2017
Инкассация дебиторской задолженности — получение или сбор предприятием денежных средств от его должников (дебиторов). Инкассирование кредиторской задолженности — процесс погашения задолженности субъекта перед другими лицами [3, с.306].
Рассмотрим показатели оборачиваемости дебиторской задолженности в ООО «Защитное».
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности уменьшился в 2016 г. по сравнению с 2014г. на 0,6.
Таблица 1 — Показатели оборачиваемости дебиторской задолженности в организации
Наименование 2014 г. 2015 г. 2016 г. Отклонение (+,-) 2016
показателя г. от
Коэффициент оборачиваемости дебиторской
задолженности — всего 1,2 0,8 0,7 0,6 0,9
дней 308,4 429,4 137,9 0,4 0,3
задолженности в общем
объеме текущих активов,% 74,2 79,2 87,6 1,2 1,1
Отношение средней величины
дебиторской задолженности к
выручке от реализации 0,8 1,2 1,4 1,8 1,2
Сократился и период погашения задолженности. Это может быть вызвано изменением таких показателей, увеличение доли дебиторской задолженности в составе оборотных активов предприятия, а также уменьшения величины коэффициента покрытия оборотными активами кредиторской задолженности, то есть уменьшение показателя платежеспособности.
Анализ дебиторской задолженности ООО «Защитное» показал, что за отчетный период величина дебиторской задолженности увеличилась и связано это с тем, что покупатели вовремя не оплачивают счета. В связи с этим, предприятие испытывает нехватку денежных средств для покрытия кредиторской задолженности другим организациям, то есть уменьшается показатель платежеспособности.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (15), 2017 Показатели оборачиваемости кредиторской задолженности представлены в таблице 2.
Таблица 2 — Показатели оборачиваемости кредиторской задолженности в
Наименование показателя 2014г. 2015г. 2016г. Отклонение (+,-)
всего 0,6 0,6 0,5 0,8 0,8
дней 219 219 182,5 0,8 0,8
Доля кредиторской задолженности в общем объеме
заемных средств, % 24,9 24,7 20,6 0,8 0,8
Отношение средней величины
кредиторской задолженности к
выручке от реализации 1,7 1,7 1,8 1,06 1,06
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности на протяжении исследуемого периода практически не менялся. Уменьшился период погашения кредиторской задолженности и ее доля в общем объеме заемных средств на 36,5 дней и 4,3 % соответственно. Такое положение доказывает дополнительное отвлечение из оборота источников формирования ресурсов за счет уменьшения сроков взаиморасчета фирмы с кредиторами, а также ускорения процесса возврата долгов им.
Из-за низкого уровня финансовой устойчивости и инвестиционной непривлекательности образуются долги предприятий. Чтобы решить проблему неплатежей следует рассмотреть реструктуризацию задолженности [1, с.99].
Реструктуризация задолженности представляет собой процесс подготовки и последующего исполнения целого ряда последовательных сделок между кредиторами и дебиторами предприятия в целях оптимизации структуры дебиторской и кредиторской задолженности.
В процессе реструктуризации задолженности предприятие и кредитор идут на компромиссы. Предприятие предлагает активы, всевозможные соглашения, которые увеличивают вероятность погашения задолженности.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (15), 2017 Кредиторы могут сократить сумму задолженности, освободить от уплаты процентов, уменьшить процентную ставку, предоставить отсрочку платежа.
В рамках реструктуризации сумма всех задолженности организации распределяется во времени, при этом составляется график сумм реструктурируемых платежей. Также, имеется возможность списания долговых обязательств по пени в случае полной уплаты суммы задолженности [2, с.28].
В рамках реструктуризации обычно прекращается начисление пеней на просроченные платежи, также могут разблокироваться счета должников и сниматься — аресты с имущества организации. В общем случае подобные меры являются важным шагом для нормализации работы фирмы.
1. Бородин А.И., Конорев В.В. Методология определения ценности информации в региональных задачах принятия управленческих решений с учетом неопределенности // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. — 2013. — № 2. — С. 96-103.
2. Евграфова А.А. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности // Наука через призму времени. — 2017. — № 6 (6). — С. 26-30.
3. Молдован А.А. Комплексное управление дебиторской и кредиторской задолженностями предприятия // Стратегии развития предпринимательства в современных условиях. Сборник научных трудов I международной научно-практической конференции / Научные редакторы: Е. А. Горбашко, В. Г. Шубаева. — 2017. — С. 304-306.