- Комментарии к ст. 75 СК РФ
- Имеет ли право учитель забирать личные вещи и не отдавать их?
- Зачем педагоги забирают вещи
- Имеют ли право что-то забрать
- Ответные действия
- Что можно учителю
- Запрет на телефон в школе
- Права учеников
- Можно ли отбирать у ребёнка телефон и чем это кончится. В TikTok учат, как засудить родителей, а те негодуют
- Как юристка стала успешным тиктокером?
- Может ли школа запретить красить волосы?
- Можно ли забрать у несовершеннолетнего телефон?
- Правда ли, что нельзя отобрать телефон у своего ребёнка?
- Законно ли физическое наказание детей?
- Почему российские родители так боятся западной пропаганды?
- Вещи детей — чья собственность?
- Имеют ли право родители забирать телефон у ребёнка?
- Законы и их толкование
- Ответ юриста
- Как избежать конфликта?
Родителю, родительские права которого ограничены судом, могут быть разрешены контакты с ребенком, если это не оказывает на ребенка вредного влияния. Контакты родителя с ребенком допускаются с согласия органа опеки и попечительства либо с согласия другого родителя, не лишенного родительских прав или не ограниченного в родительских правах, опекуна (попечителя), приемных родителей ребенка или администрации организации, в которой находится ребенок.
Комментарии к ст. 75 СК РФ
Комментируемая статья определяет условия, при которых родители, ограниченные в своих правах, не утрачивают право на общение со своими детьми. Нормы данной статьи основаны на следующих положениях. Во-первых, ограниченные в правах родители утрачивают право на личное воспитание ребенка, однако право на общение с ним, если это не противоречит интересам ребенка, они не теряют (ст.
74 СК РФ). Во-вторых, исходя из смысла п. 2 ст.
73 СК РФ ограничение родительских прав является временной мерой, применяемой к родителям, которая может быть впоследствии отменена. Поэтому, охраняя права и интересы несовершеннолетнего, комментируемая статья допускает контакты ребенка с родителем, ограниченным в своих правах, с целью сохранения связи между ними. Если ребенка лишить возможности общения с родителем, то в случае дальнейшего совместного их проживания контакт между ними будет утерян, между ними может возникнуть психологический барьер.
Данные обстоятельства могут негативно сказаться на осуществлении права ребенка знать своих родителей, жить и воспитываться в семье, насколько это возможно (см. комментарий к ст. 54 СК РФ).
В-третьих, основанием ограничения родительских прав не всегда является виновное поведение родителей, ограничение может быть связано с иными независящими от родителя обстоятельствами, поэтому общение ребенка с родителем может и не иметь вредного влияния на воспитание и развитие несовершеннолетнего.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что главным условием общения родителей, ограниченных в своих правах, со своим ребенком является то, что такого рода контакты могут осуществляться исключительно в интересах ребенка и «не могут рассматриваться в качестве права, подлежащего обязательной реализации» . Поэтому, согласно комментируемой статье, возможность общения родителей (одного из них) и несовершеннолетнего законодателем допускается лишь в том случае, если: а) это не оказывает на ребенка вредного влияния, хотя самого понятия «вредное влияние» комментируемая статья не раскрывает; б) дано согласие органа опеки и попечительства либо того лица, у которого находится ребенок на воспитании: опекуна, попечителя, приемных родителей или администрации организации, в которой находится ребенок. Отметим, что настоящая статья не указывает в качестве лица, имеющего право дать согласие на контакт ребенка с ограниченным в правах родителем, другого родителя, с кем остается проживать ребенок.
Считаем, что данное обстоятельство не следует рассматривать с позиции существующего противоречия в законе, поскольку, как показывает практика, другой родитель не всегда может объективно оценить, оказывает на ребенка контакт с ограниченным родителем вредное влияние или нет. Как правило, такая оценка является субъективной оценкой второго родителя, совместно проживающего с ребенком. Причем не в пользу родителя, ограниченного в родительских правах.
Поэтому с целью ненарушения прав ребенка и родителя, ограниченного в родительских правах, именно орган опеки и попечительства наделен полномочием, объективно оценив ситуацию с позиции охраны прав несовершеннолетнего, дать согласие на контакт родителя, ограниченного в правах, с ребенком, проживающим отдельно с другим родителем, или отказать.
Пчелинцева Л.М. Семейное право России. М., 1999. С. 348.
Комментируемая статья прямо указывает, что общение ребенка и родителя, ограниченного в родительских правах, допускается в форме контакта, не раскрывая способов такого контакта . Очевидно, такие контакты могут быть в виде свиданий, встреч, телефонных звонков, электронной переписки и т.п. Регулярность таких контактов должна быть определена в каждом случае самостоятельно, в зависимости от конкретной ситуации.
Выбор способа и периодичность контакта ребенка и родителя, ограниченного в своих правах, допускаются только с согласия лиц, несущих ответственность за воспитание ребенка.
Контакт — непосредственное общение (см.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М., 2004. С. 291).
Имеет ли право учитель забирать личные вещи и не отдавать их?
На прошлой неделе племянница пришла со школы в слезах. Оказывается, учитель забрала у нее телефон и вызвала родителей в школу. Назревал серьезный конфликт, потому в школу я вызвался сходить сам, вместо родителей.
А мои знания юридических аспектов в данной ситуации были только плюсом. Такое случается часто, потому я расскажу, имеет ли право учитель забирать личные вещи и не отдавать их. Это поможет избежать ненужных конфликтов.
Зачем педагоги забирают вещи
Обычно просто так телефон учитель ни у кого не забирает. Обычно подобное случается во время уроков или вовсе на контрольной, либо из-за принципиальности педагога. Но в российском законодательстве существует ряд законов, регулирующих в школе образовательный процесс.
Чаще всего смартфон забирают именно на уроке. Это вполне естественно, какому преподавателю понравится, что учащийся занят посторонними делами и не слушает новый материал. Также учителя собирают смартфоны перед контрольными, лабораторными либо самостоятельными работами, чтобы ученики работали над задачками самостоятельно, а не списывали решение из интернета.
Последствия подобных педагогических действий бывают не очень хорошими.
Имеют ли право что-то забрать
В образовательных учреждениях действует закон об образовании, где прописаны обязанности и права школьников и педагогов, указаны тонкости организации общеобразовательного процесса. На основании данного закона в большинстве школ появились уставы с внутришкольными правилами поведения для учащихся и педагогического состава.
Проблема гаджетов в школьных заведениях остро встала с их распространением среди детей. Постепенно школьники стали приносить на уроки мобильники, смартфоны, планшеты и пр. Естественно данные действия со стороны педагогического состава воспринимались с негодованием.
В результате все чаще стали возникать конфликты на почве вопроса о гаджетах в школе.
- Согласно законодательству РФ, в каком бы классе или школе ученик ни учился, сотрудники школы и учителя не имеют права забирать у ребенка какое бы то ни было устройство (телефон, смартфон, планшет, смарт-часы и пр.).
- Если педагог потребует у вас телефон, ему можно смело отказать, поскольку это личное имущество, и вы вправе оставить его у себя лично.
- Ни учитель, ни охранник, ни даже директор школы не в праве забирать у вас ваши вещи, даже если в школьном уставе так написано.
- Согласно законодательству, любая купленная или подаренная гражданину вещь становится его личным имуществом. Если кто-то попытается отнять или требует ваше имущество, он автоматически становится преступником.
Так говорится в Уголовном Кодексе. Итак, учитель забрал у ребенка телефон. Что делать?
Ответные действия
Даже если учащийся нагло играет на занятиях в смартфон, максимум, что вправе сделать педагог – это пожаловаться директору или написать замечание в дневник, поставить двойку за поведение. Но ни в коем разе не отбирать вашу вещь. Не в праве учитель и требовать сдать телефон перед уроком.
Это личное имущество, и сдать его дети могут только добровольно, в противном случае происходит нарушение КГ ст. 209 педагогом.
Каждый россиянин вправе рассчитывать на три права собственности, к которым относят владение, использование и распоряжение. Ограничить подобные права может только суд. Если же преподаватель забирает вещь учащегося, то он эти права владения нарушает.
Если такая норма прописана в школьном уставе, то она противоречит Конституции и ГК. Если такое произошло, то ученику нужно рассказать о возникшей проблеме директору и родителям.
Что можно учителю
Сегодня у педагогов осталось очень мало прав, все больше свободы и преимуществ дается детям. Педагоги же часто превышают имеющиеся у них полномочия. Рассмотрим ситуацию на примере.
Преподаватель в течение 20 минут пытается объяснить школьникам новую учебную информацию, до которой последним дела никакого нет. Они играются с мобильниками. Как грамотно поступить?
- Профессиональный и грамотный педагог в сложившихся обстоятельствах проведет с учениками беседу, попытается смотивировать к учебной деятельности, расскажет о негативном воздействии пустой информации из всемирной сети или же поделиться, как сам избавился от привычки сидеть в телефоне. Однако, большинству гораздо проще отнять телефоны, вызвав у учеников бурю негодования, а то открытой ненависти и к предмету, и к себе.
- Можно поступить проще – собрать собрание, на котором перед родителями остро поставить вопрос о том, что телефоны мешают ученикам воспринимать новый материал, что негативно отразится на их оценках в конце четверти. Попросить родителей принять меры. Если им важна успеваемость ребенка, то они повлияют на него, возможно, даже запретят носить гаджеты в школу.
Это самые распространенные варианты, как поступить. При этом не придется ничего отнимать у ребенка, нарушая законодательные нормы.
Запрет на телефон в школе
Сегодня все чаще школьная администрация вводит запреты на использование гаджетов в школе. Нарушает ли это правило законные права детей? Универсального ответа здесь, к сожалению, нет. Проблема в том, что законодательство пока еще никак не отрегулировало возможности использования детьми смартфонов и прочей мобильной техники в общеобразовательных заведениях.
В каждой ситуации специалисты разбираются индивидуально, основываясь на имеющихся кодексах и конституционных нормах. А там говориться, что забрать какую-либо личную вещь у школьника педагог не может. Но школьная администрация может ввести запрет на использование смартфонов на территории образовательного заведения.
При поступлении в школу родители соглашаются с требованиями учебного заведения, значит, принимают его внутренний устав. А потому обязаны повлиять на отпрыска и донести до него, что в школу с телефоном нельзя. Если ребенок будет на уроке сидеть в смартфоне, этими действиями он будет мешать остальным воспринимать учебный материал, препятствовать образовательным процессам.
Подобное поведение говорит об открытом неуважении к своим одноклассникам и преподавателю.
Педагог правомерен сделать замечание, вызвать школьника к директору вместе с родителями, поговорить о проблеме на родительском собрании, даже поднять тему отчисления ученика из-за постоянного использования гаджета и игнорировании учителя. Если школьник нарушает дисциплину, допуская противоправные действия, то преподаватель вправе обратиться в правоохранительные структуры и соцслужбу.
Права учеников
Конституция четко регламентирует собственнические права, лишая педагогов возможности для многих действий. Что касается школьного устава, то это дополнительный акт, который не должен противоречить государственным законам.
В школьном уставе могут прописать, что на территории использовать смартфоны и прочие мобильные гаджеты запрещается. И ребенок обязан это правило соблюдать и подчиняться ему. Но при этом учителю нельзя забирать у школьника смартфон, если тот нарушит правила школы и принесет его на занятия.
Ребенок вправе получить образование, имеет право защиту от угроз, насильственных действий. Некоторые педагоги превышают допустимые полномочия, но поведение школьников не должно оправдывать нарушения в поведении учителей. Преподаватели зачастую давят на школьников, угрожают, порой прилагают физическую силу.
Подобное недопустимо и нарушает детские права.
Можно ли отбирать у ребёнка телефон и чем это кончится. В TikTok учат, как засудить родителей, а те негодуют
Теперь дети получают помощь адвоката в социальных сетях и готовы отстоять свои права. Они узнали: взрослые не могут наказывать их и отбирать телефоны, и даже угрозы детским домом им теперь не страшны. Не все советы детской юристки так уж полезны, но родители в ужасе от них — ведь это какая-то «западная пропаганда».
В середине июля 2020 года пользователи соцсетей открыли для себя многотысячный аккаунт в приложении TikTok, где детям объясняют, как и по какой статье можно засудить мам и пап, учителей и завучей, если те нарушают детские права и просто законы РФ.
Как юристка стала успешным тиктокером?
На страницу tatianagribanova в тиктоке подписано больше 250 человек, а видео на ней набрали почти три миллиона лайков всего за пару месяцев. Залог успеха оказался прост — рассказывать пользователям приложения об их правах.
Создательница аккаунта — юристка Татьяна Грибанова, которая предлагает подписчикам консультации адвоката, правовую помощь и рекламу.
Татьяна зарегистрировалась в тиктоке в начале июня 2020 года. Её первые ролики были посвящены повседневной жизни и так и не стали особенно популярными.
Первый ее «детский» тикток был посвящён другой насущной проблеме подростков: с какого возраста можно купить вейп?
Этот ролик набрал больше четырёх миллионов просмотров в приложении.
Большинство роликов посвящено вопросам и проблемам детей. Особенно популярными оказались тиктоки о том, как защитить свои права от родителей и учителей.
Может ли школа запретить красить волосы?
Один из популярных тиктоков Татьяны снят на тему, которая явно волнует многих тиктокеров: имеют ли право сотрудники школы не пускать на занятия детей, чей внешний вид их не устраивает.
У юристки хорошие новости для тех, кто красит волосы в яркий цвет, и плохие — для тех, кто одевается ярко и не очень прилично.
В соответствующем ролике адвокат объяснила, что по закону школа может диктовать ученикам только то, как им одеваться.
Согласно статье 38 Закона об образовании школа своими локальными актами может устанавливать требования только к одежде обучающихся.
А вот про цвет волос и причёску в российском законодательстве не идёт и речи. Зато не пускать детей на уроки — нарушение их прав.
Согласно статье 43 Конституции, а также статье 28 Закона об образовании никто не имеет права запретить вам посещать школу.
Правда, судя по комментариям некоторых школьников, далеко не всем удаётся отстоять своё право на самовыражение.
Можно ли забрать у несовершеннолетнего телефон?
Самый популярный тикток Татьяны посвящён родителям, которые забирают у своих несовершеннолетних детей телефоны и планшеты.
В видео от 28 июня женщина обращается к взрослым, которые пытаются воспитывать своих детей, отбирая у них подаренные гаджеты.
Скорее всего, вам будет неприятно это слышать, но у ваших несовершеннолетних детей тоже есть права…
По мнению юристки, в момент, когда родители покупают ребёнку телефон, эта покупка переходит в дар, а значит, становится его собственностью.
Вы не имеете законных оснований лишить ребёнка его собственности, в том числе ранее подаренного телефона или планшета.
В понедельник, 27 июля, Татьяна выпустила продолжение ролика, чтобы показать детям, что их телефон не могут отнять и в школе.
Адвокат утверждает, что школьники могут спокойно баловаться телефоном на переменах. А если с гаджетом поймают во время урока, учитель всё равно не имеет права его отбирать.
Максимум, что может сделать учитель, — вынести в отношении вас замечание или выговор, потому что вас защищает пункт третий статьи 35 Конституции РФ.
Судя по комментариям, многим подросткам не верится, что законы действительно могут так работать, а взрослым нельзя наказывать своих детей.
А Татьяна уверенно отвечает в комментариях, что родители, отбирающие телефоны, совершают незаконные действия.
Некоторые комментаторы жалуются на родителей, которые угрожают им детдомом. Но у юристки есть ответ и на это.
Правда ли, что нельзя отобрать телефон у своего ребёнка?
Ролик про родителей, отбирающих гаджеты, набрал больше семи миллионов просмотров и разошёлся по другим социальным сетям.
это не настя
Боже, тикток — великая соцсеть, я наткнулась на юристку, объясняющую, что ПО ЗАКОНУ родители не могут отбирать подаренные телефоны и планшеты, а на комментарии детей о том, что их родители ***** хотели на личные границы, совершенно серьёзно отвечает, что действия родителей НЕЗАКОННЫ.
Впрочем, многие комментаторы обратили внимание на то, что совет юристки про телефоны получился очень спорным. Во-первых, ограничить доступ к собственности родители всё-таки могут.
lishka_lishka
Вообще-то вполне могут. Они не могут отчуждать, т. е. продавать, дарить и обменивать имущество ребенка. А в воспитательных целях могут, а в некоторых случаях даже обязаны)) Ну, я, по крайней мере, ничего такого в законодательстве не нашла))
А во-вторых, с самим дарением всё не так просто. Чаще всего покупка телефона ребёнку сводится к тому, что оформлен он всё равно на родителя.
Anna-Mike T. D. Boodman-Lero
Насчёт дарения — треш. Если уж всё «по закону» и дарение возврату не подлежит… Но ведь официально дарение телефона/планшета не оформляют, следовательно, и принадлежит он официально всё же родителям. Вот.
Кроме того, само дарение можно отменить согласно статье 578 Гражданского кодекса РФ.
Seventh_Chromosome
ГК РФ Статья 578. Отмена дарения.
Родители отчасти правы, если их чадо — [дурачок], допустим, телефоном колет орехи.
Правда, подобная отмена проводится только в судебном порядке и речь должна идти о неимущественной ценности — интеллектуальной собственности или произведении искусства. Иначе, если никаких условий при вручении телефона не оглашалось, отнимать его всё же нельзя.
Законно ли физическое наказание детей?
Другой популярный ролик Татьяны посвящён вопросу о том, могут ли родители наказывать своих детей физически. Позиция юристки оказалась очень жёсткой: никаких физических наказаний.
В тиктоке адвокат подробно объясняет, почему родители, поднявшие руку на своего ребёнка, могут об этом пожалеть.
Если вы ударите ребёнка по лицу, дадите подзатыльник или ударите его ремнём, то вы будете отвечать по статье 6.1.1 Кодекса об административных правонарушениях — штраф до 30 тысяч рублей или административный арест до 15 суток.
В комментариях к этому видео большинство пользователей тиктока возмущено таким подходом. По мнению взрослых, Татьяна занимается «западной пропагандой» и не даёт людям воспитывать детей.
Почему российские родители так боятся западной пропаганды?
Судя по комментариям в тиктоке Татьяны Грибановой, многие взрослые пользователи всерьёз боятся, что юристка научит детей жаловаться на родителей в суд и «превратит Россию в Европу». Эти страхи связаны с новостями о ювенальной юстиции — понятии, объединяющем органы надзора за положением ребёнка в семье, пропаганду просвещения детей по вопросам здоровья и сексуального просвещения.
Главный принципы ювенальной юстиции: ребёнок имеет право самостоятельно обращаться в органы за защитой своих прав. После этого органы социального надзора могут изъять несовершеннолетнего из семьи, где с ним обращались ненадлежащим образом.
Впрочем, российские родители зря боятся, что европейские правила заработают в их домах. На самом деле, забрать ребёнка из семьи в России не менее легко — и происходят такие случаи повсеместно. И происходит это вовсе не из-за жалоб детей.
Так, в августе 2019 года СК России возбудил дело о лишении родительских прав супругов Проказовых, которые взяли ребенка с собой на несанкционированный митинг. Вскоре после этого издание Forbes опубликовало материал о том, как часто лишают родительских прав в России.
В 2018 году Верховный суд Карелии ограничил многодетную семью в родительских правах, после того как отец семейства отказался оплачивать школьные «поборы», зная, что на школу выделяют бюджетные средства. В 2016 году чиновники Татарстана потребовали от органов опеки забирать детей у должников за ЖКУ, потому что долги за ЖКУ якобы угрожают здоровью детей. Тогда 11 детей изъяли из семей.
А у многодетной матери из Приморского края отобрали двух детей из пяти из-за старой мебели и отсутствия ремонта в доме.
При этом многие пользователи соцсетей уверены, что иногда ювенальная юстиция нужна, и именно для того, чтобы дети могли жаловаться на насилие в семье. По их мнению, если бы этот институт хорошо работал, сёстры Хачатурян не пострадали бы от действий своего отца и не пошли бы на его убийство.
А о том, в каких семьях приходится расти российским детям, в Сети знают не понаслышке. Недавно в твиттере разошёлся тред о токсичных родителях. И в 30 пунктах многие узнали членов своей семьи (на некоторые фразы там даже смотреть больно).
Вещи детей — чья собственность?
Дети часто выясняют: «Чья это собственность?» — эта кукла, этот пистолет или эта шоколадка. Действительно, чьё это, если мне подарили, я потерял, а ты нашел и починил? Ну и что, что ты мне давал свои фломастеры, они мне вовсе были и не нужны!
Если родители не вмешиваются, то особенно среди маленьких детей выяснение этого вопроса приобретает достаточно дикую форму: тот, у кого эта дорогая собственность в руках, зажимает ее крепче и прижимает к себе, отбивая словами (а потом и чем попало) нападение того, кто на эту же собственность претендует. Крики, драки, вещь поломана или порвана, виноваты все. И что делать?
Взрослеть. Когда дети взрослеют и становятся более воспитанными, драки отменяются, начинаются переговоры: тот, у кого собственность в руках, при претензии на нее кладет на общее место, по крайней мере перестает в нее играть. Кто на собственность претендует, ее не хватает и начинает переговоры также.
Собственность оказывается ничейной, пока обе стороны не договорятся. Правило: пока не договорятся, вещь ничья, никому играть в нее нельзя, и это очень похоже на правило «Стоп!»
Это не идеальное правило, его можно использовать просто чтобы отмстить: «Сам не поиграю, так хоть тебе не дам!», но это уже шаг к большей цивилизованности.
Вначале все начинается со справедливости, где каждый заботится о справедливости для себя. Когда-нибудь, когда дети станут совсем взрослыми, они уже будут знать, что такое любовь, и будут вопросы решать, думая об интересах не только своих, но об интересах любимого. Это кажется невероятным, но эта так: в хороших семьях дети могут любить, если родители им об этом рассказывали и подавали сами им в этом пример.
Хорошо, это дети разбирались между собой. А как разобраться между детьми и родителями: чей телефон, который ребенку купили родители? Родители могут его отобрать, или, если подарили, то уже все, поздно?
«Подарили, подарили! Уже поздно, уже поздно, уже все наше!» — кричат все дети. Мамы не любят ссориться с детьми, мамы любят детей радовать, и поэтому они, как правило, в этом с детьми соглашаются. А зря.
Любовь — любовью, а порядок — порядком, и если родители хотят с детьми не только дружить, но и контролировать их поведение, то вот так запросто лишать себя возможности контроля ситуации — глупо. Вещь ваша — контролируете ситуацию. Не ваша — всё, не контролируете, а будете пытаться — рано или поздно нарветесь на возмущенное детское: «Отдай, это не твоё! И вообще выйди из моей комнаты!».
Родители со стажем отказываются от подобного подхода и объясняют детям (когда те начинают буянить), что ситуация другая и родители легко лишат его любой вещи, если он не начнёт семейные порядки уважать.
Все начинается с малых лет. Вот двухлетняя Лиза кричит: «Не трогай, это моё!», когда кто-то пытается дотронуться до её игрушек, даже если это мама или бабушка. Это правильно? Конечно, нет.
Дети должны знать, что, пока они маленькие, «их» вещей у них нет. Все вещи дома купили папа и мама на свои деньги, это вещи их. И даже если они купили эту куклу Лизе, это значит, что ее купили для Лизы, надеясь, что Лиза будет о кукле заботиться, играть в нее сама и давать играть брату или сестре.
Если Лиза будет относиться к кукле неправильно, бросаться ею или никому не давать, кричать «Это мое!», родители куклу у Лизы заберут.
Собственность детей, их собственные вещи — те, которые они сделали сами, создали сами или купили на свои деньги. Если этот рисунок нарисовал Вова, это его собственный рисунок, и он может с ним делать все, что решит сам. Если ребенку айпад купили родители, это айпад родителей, а у ребенка он находится только на ответственном хранении.
Это вам подтвердит любой юрист. Если к вам придут люди с автоматами и будут описывать ваше имущество, они заберут айпад у ребенка, потому что по законодательству этот айпад принадлежит вам.
Если же конкретную игрушку ребенку подарила бабушка, вы не можете у ребенка эту игрушку отобрать: эта игрушка не ваша, а бабушкина. Однако вы можете запретить, чтобы ребенок в нее сейчас играл, если ему пора делать уроки, а не играться.
Это — ответ на вопрос: «Бабушка дарит ребенку дорогие подарки (например, планшет), а мы не очень это поддерживаем. Прямые и косвенные уговоры не делать этого без нашего согласия на бабушку не действуют (она «лучше знает»). Как быть?» — Ответ такой.
С бабушкой дружить и показывать ей, как она вам всем нужна, но что касается планшетов, то ими дети могут пользоваться только у бабушки. Там — ее территория. А у нас дома территория наша, а не бабушкина, и тут действуют наши правила.
Если же вы живете совсем вместе, ситуация совсем острая: вам лучше бабушку предупредить, что, конечно, дарить планшеты она может, но вы будете их у детей отбирать, поэтому пока вы вместе не договоритесь по хорошему, такие подарки делать все-таки не следует.
Чем в большей степени дети взрослеют и начинают вносить свой вклад в семью, тем в большей степени и тем большее количество вещей становится их собственностью. Если у вас отличные дети, у вас с ними самые добрые отношения, вопрос о собственности уже просто не стоит: у детей есть их вещи, их комната, их собственная жизнь. Почему? Потому что они заработали это право, и вы, родители, это их право утвердили.
Все решают родители, даже то, что когда-то наши дети станут умнее нас.
Имеют ли право родители забирать телефон у ребёнка?
Каждому из нас не понаслышке знакомы ситуации, когда родители вынуждены отнять у чада его же гаджеты, считая, что так они сделают лучше для него самого. Но имеют ли права родители забрать телефон у ребенка? Распространено мнение, что несовершеннолетний не имеет каких-либо прав на собственность, и родители вправе решать многое за него. Но это не так.
Семья – это ячейка общества, отношения которой основаны на взаимоуважении и взаимопонимании. Согласно Конституции РФ, пользование любыми вещами в рамках семьи возможно только со взаимного согласия и разрешения, но своевольно ограничивать права ребенка родственники не вправе. В этом вопрос следует соблюдать и этические правила, чтобы не навредить психике ребёнка.
В современном мире забрать у несовершеннолетнего телефон — это то же самое, что и поместить его в изолятор, то есть ограничить общение с окружающей средой. Более подробно обо всех тонкостях закона и семейных отношений, Вы узнаете, ознакомившись с позицией законодателей.
Законы и их толкование
Итак, могут ли родители забрать телефон у ребенка? Начнем с того, что несовершеннолетний ребёнок в возрасте от 14 до 18 лет имеет право самостоятельно, без какого-либо согласия родителей, распоряжаться своими доходами, стипендией или заработанными средствами, также подросток вправе совершать покупки, небольшие бытовые сделки или сделки, имеющие бескорыстный характер, не имеющие потребность в нотариальном удостоверении или государственной регистрации, сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями или с согласия последнего третьим лицом для определённой задачи или для свободного распоряжения (ст. 26, п. 2ст.
28 Гражданского кодекса РФ).
Несовершеннолетний в возрасте от 14 лет имеет право независимо от чьего-либо мнения пользоваться приобретённой вещью (то есть имеет возможность в процессе потребления вещи извлекать из неё полезные свойства и качества). Законом подразумевается выполнение родителем обязанности соблюдать эти права несовершеннолетних. Законные представители не имеют права собственности на имущество или личные вещи своего ребёнка.
Проживающие совместно все члены семьи вправе пользоваться вещами друг друга только со взаимного согласия. (п. 4 ст.
60 Семейного кодекса РФ).
Таким образом, мы имеем факт, что родители не имеют права забирать какие-либо вещи у несовершеннолетнего (с 14 лет), которые он приобрёл на свои деньги. Но! При достаточном количестве и качестве приведённых оснований несовершеннолетний от 14 до 18 лет судебном порядке может быть лишён права распоряжаться самостоятельно своими доходами (п. 4 ст.
26, ст. 30 Гражданского кодекса РФ, ч. 3 ст.
281 Гражданского процессуального кодекса РФ). Исключением является случай, если несовершеннолетний имеет полную дееспособность (например, женился и завел ребенка).
А имеют ли родители право забрать телефон, если ребенок не покупал его сам? Если ребенок старше 14 лет пользуется вещами, которые он не покупал, а получил в дар, то родители могут ограничить использование этих вещей, но отнимать вовсе не имеют права. Дарение — это тоже юридическая процедура, и если уж Вы безвозмездно отдали гаджет, то не можете забирать его обратно по своему усмотрению. Конечно, можно сказать, что подросток не может доказать факт дарения, у него нет дарственной, да и не пойдет он в суд по этому поводу.
Но ведь речь идет о семье, а не о скамейке подсудимых. Забирать подаренное назад и бравировать неплатежеспособностью ребенка — это вопиющая несправедливость, которой нет законного и морального оправдания.
Ответ юриста
На самом деле, все дети и взрослые, то есть все члены семьи, проживающие совместно в одной квартире или доме, вправе пользоваться вещами друг друга только со взаимного разрешения и согласия. То есть родители могут взять, забрать, позаимствовать телефон у ребёнка только со взаимного согласия. Это важный факт, подкрепленный законами Российской Федерации и этическими правилами, принятыми в обществе.
Такое отношение формирует личную свободу каждого гражданина, наличие человеческих и уважительных отношений. Ребенок, согласно Конституции РФ, имеет право на благополучную жизнь и безопасность в семье. Также есть Всемирная декларация прав человека, где закреплены базовые права всех людей.
И свобода мнений, и свобода ассоциаций, и свобода вероисповедания, и другие права личности гарантированы всем гражданам стран ООН. Поэтому если запрет на использование гаджета обусловлен желанием нарушить фундаментальные права личности, родители должны понимать, что это незаконно. Да, сотни людей так делают, и государство никак не реагирует на это, но если все мы будем поступать так, «пока никто не видит», о сохранении базовых прав личности в мире не может быть и речи.
Расшатывать эти основы недопустимо даже в рамках одной семьи.
Ребёнок, находящийся ещё в периоде младенчества, уже имеет право на собственность. Это может быть угодно, от одежды, цветных карандашей, куклы или игрушечной машинки до настоящей машины или даже квартиры, в том числе и телефона. Имущество может быть получено в качестве подарка от родственников, родителей или наследства.
У взрослых и детей не пересекается понятие о совместной собственности, как, например, у супругов. Родители имеют своё имущество, а дети – своё. Ребёнок, как и любой другой полноценный гражданин, имеет право собственности и может потребовать не нарушать его кем-либо.
Если рассматривать вопрос со стороны всех формальностей, мама не имеет право брать телефон дочери без её разрешения.
Так можно ли родителям забирать телефон у ребенка? Что касается конкретно телефона, если рассматривать данный вопрос более подробно, то ВРЕМЕННОЕ ограничение ребёнка родителями в телефоне возможно. Например, из-за заботы о его здоровье.
- Данное имущество приобретено на личный доход ребёнка. Несовершеннолетний мог работать в свободное от учёбы время и заработал на мобильный;
- Имущество получено в качестве подарка от бабушки или тёти, теперь телефон – это личная собственность ребёнка.
- Вещь является полученной в качестве наследства.