Виды производственных характеристик
По целевому назначению производственные характеристики можно условно поделить на 2 вида:
Внутренняя характеристика составляется для использования внутри организации. Она может потребоваться, например, для перевода сотрудника на другую должность, его поощрения или, наоборот, наложения взыскания.
Внешняя характеристика составляется для представления в различные организации и госорганы по требованию сотрудника. Общие требования к составлению внутренней и внешней характеристик будут рассмотрены ниже.
В свою очередь, внутренние и внешние характеристики делятся на положительные и отрицательные. Положительные чаще всего составляются для поощрения работника, решения вопроса о его продвижении по службе или представлении к госнаграде. Отрицательные же составляются в случае, когда решается вопрос об увольнении работника или привлечении его к дисциплинарной и иным видам ответственности.
Полезная информация от КонсультантПлюс Обязан ли работодатель выдавать работнику производственную характеристику для прохождения им МСЭ и по какой форме? По письменному заявлению работника работодатель обязан составить и выдать производственную характеристику не позднее трех рабочих дней со дня подачи заявления. Рекомендуемый порядок оформления производственной характеристики приведен
Характеристика с места работы на подсобного рабочего: образец
Рассмотрим образец характеристики на рабочего с места работы — документ, характеризующий профессиональные качества сотрудника. Как и кто должен составлять, какой структуры придерживаться, какой стиль изложения использовать и в каких ситуациях бывает нужен.
Требования к документу
Характеристику составляют в свободной форме, никаких универсальных бланков не существует. Главное требование к документу — возможность безошибочно опознать, о ком в нём идёт речь. Поэтому уместно включить в описание не только имя, но и паспортные данные сотрудника с адресом регистрации.
Чтобы достичь максимально понятного изложения, придерживайтесь следующей структуры:
- наименование организации и дата составления;
- личные данные сотрудника — полное имя, дата рождения, реквизиты паспорта, образование, семейное положение (по желанию):
- должность;
- стаж;
- основные обязанности, функции;
- уровень квалификации, профессиональные характеристики;
- достижения на рабочем месте;
- дополнительное образование, повышение квалификации за время работы в организации;
- личные характеристики, влияющие на профессиональную деятельность;
- замечания, недостатки, претензии руководства (необязательно, только в отрицательных характеристиках);
- цель составления;
- подпись составителя (руководителя, непосредственного начальника или сотрудника отдела кадров).
Характеристика составляется по требованиям работника, по желанию работодателя или для государственных органов
В каких случаях может понадобиться
Причин, по которым может требоваться подготовка характеристики, несколько:
- для привлечения к дисциплинарной ответственности на работе;
- если работник выдвигается на выборную должность;
- по запросу государственных или муниципальных органов власти;
- по требованию сотрудника, для предъявления на новом месте работы.
Цели составления документа не влияют на его содержание: работодатель отразит там одни и те же данные. То есть, характеристика по месту требования по просьбе работника будет аналогична документу по запросу государственного органа.
Правила составления
Строгих правил составления нет — такой документ пишется в свободной форме. Придерживайтесь общепринятой структуры и сумеете подготовить описание без существенных трудностей.
Иногда написание характеристики поручают самому работнику. Это плохое решение, потому что документ получится необъективным. Вариант подходит для формальных случаев, когда для работодателя содержание не имеет значения. Правильнее доверить составление непосредственному начальнику работника или сотруднику отдела кадров.
Составляется в 1 или 2 экземплярах по требованию, в бумажном виде. Визируется подписью директора организации или индивидуального предпринимателя.
Текст должен умещаться да 1 странице и включать только объективно важные данные о профессионализме, достижениях, ошибках и личных качествах сотрудника. Придерживайтесь делового информационного стиля, избегайте канцеляризмов, просторечных и эмоционально-окрашенных выражений. Постарайтесь создать объективное доступное описание работника, добавьте фактов и примеров.
Чтение документа должно сформировать представление о ключевых особенностях и компетенции специалиста.
Образец документа
Мы рассмотрим 2 варианта: положительную и отрицательную характеристику. В большинстве случаев работодатели дают своим сотрудникам хорошие оценки, стремятся отметить их профессионализм и личные качества. Однако иногда приходится вспомнить недостатки, обозначить проблемы.
Например, если речь идёт об определении строгости дисциплинарного взыскания, уместно вспомнить именно проступки сотрудника.
Разберём «хорошую» и «плохую» характеристики на примере профессии подсобного рабочего.
Пример положительной характеристики
В положительной характеристики отмечаются профессиональные и личные качества сотрудника, которые помогают справляться со служебными обязанностями и поддерживать стабильные отношения в коллективе:
«Смирнов Иван Петрович, дата рождения 30.11.1979, серия и номер паспорта …, зарегистрированный по адресу …, работает в ООО «Ключ» в должности подсобного рабочего с 13 мая 2012 года. Женат, двое детей, образование среднее специальное.
В его обязанности входит поддержание порядка на территории, мелкий ремонт техники, погрузочные работы, а также выполнение поручений начальников цехов и директора организации.
Внимателен, расторопен, ответственно подходит к выполнению всех поставленных задач. Проблем с дисциплиной нет. Общителен, коммуникабелен, зарекомендовал себя как специалиста, готового помочь коллеге.
Характеристика дана по требованию Смирнова И.П. для предъявления в…».