- Оформляем документы
- Порядок проведения процедуры ликвидации
- Ликвидационный баланс при ликвидации ООО (окончательный)
- Когда составляют окончательный баланс
- Форма и процедура составления ликвидационного баланса
- Образец заполнения ликвидационного баланса
- Что делать, когда окончательный баланс составлен
- Обязательные требования
- Нулевой или ненулевой баланс
- Какой вариант выбрать
- Этапы составления ЛБ
- Зачем обращаться к юристам?
Ликвидационный баланс — это заключительный бухгалтерский документ организации. В нем отражаются остатки активов и пассивов на момент прекращения деятельности.
Оформляем документы
Для составления промежуточного или итогового (заключительного) бухбаланса при прекращении деятельности подается форма 0710095 — эту КНД промежуточного ликвидационного баланса в 2022 году рекомендовала ФНС. До 2020 года последнюю отчетность сдавали по КНД 0710099, то есть по форме ежегодной бухгалтерской (финансовой) отчетности. Теперь для отчетности при ликвидации используют только КНД 0710095 (письмо ФНС № ВД-4-1/24013@ от 25.11.2019).
Эта форма состоит из нескольких бланков, которые утверждены Приказом Минфина № 66н от 02.07.2010. Заполнять следует только ОКУД 0710001. Порядок заполнения при ликвидации не отличается от порядка составления обычной годовой бухгалтерской отчетности.
Для бюджетников действует специальный бланк окончательного ликвидационного бухбаланса — ф. 0503830 (Приказ Минфина № 33н от 25.03.2011).
Сообщение о ликвидации юридического лица подается по форме Р15016 (Приказ ФНС № ЕД-7-14/617@ от 31.08.2020). Уведомление заполняют от руки (черной пастой) или на компьютере (шрифт Courier New, размер 18). Вносить изменения, исправления недопустимо.
Готовое заявление заверяет нотариус. А если подаете Р15016 в электронной форме, подпишите его усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 1.2 ст.
9 129-ФЗ от 08.08.2001, п. 34 Административного регламента из Приказа ФНС № ММВ-7-14/12@ от 13.01.2020).
О ликвидации надо уведомить и кредиторов. Разместите сообщение в «Вестнике государственной регистрации». И обязательно подготовьте письменное уведомление для всех кредиторов организации.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как ликвидировать ЮЛ. Используйте эти инструкции бесплатно.
Перечень документов, которые заполняются при ликвидации, представлен в таблице.
Уведомления о принятии решения о ликвидации юрлица и формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора), о составлении промежуточного баланса, о завершении ликвидации
Порядок проведения процедуры ликвидации
Поэтапный алгоритм ликвидации организации выглядит так:
Шаг 1. Принятие решения о прекращении деятельности (добровольное, по суду или по банкротству).
Шаг 2. Публикация официальной информации о начале процедуры прекращения деятельности учреждения в средствах массовой информации и сети Интернет.
Шаг 3. Составление уведомления в Федеральную налоговую службу по форме 15016 для внесения изменений в ЕГРЮЛ. Помимо ФНС, бланк 15016 следует отправить во все внебюджетные фонды, всем учредителям (собственникам), в регистрационные госорганы и органы власти.
Шаг 4. Внесение уведомления о ликвидации в ЕФРСФДЮЛ в течение 3 рабочих дней после принятия решения о ликвидации. В уведомлении указывают сведения о принятом решении о ликвидации юрлица, ликвидационной комиссии или ликвидаторе (пп. «н.5», п. 7, п. 8, 9 ст. 7.1 129-ФЗ).
Шаг 5. Проведение инвентаризации активов, фондов и обязательств. Осуществление мероприятий по взысканию дебиторской задолженности, по информированию кредиторов о закрытии. По результатам составляется промежуточный бухбаланс.
Шаг 6. Окончательные расчеты с кредиторами, в том числе с сотрудниками предприятия. Оставшееся имущество после окончательных расчетов распределяется между собственниками и учредителями ликвидируемого учреждения.
Шаг 7. Подача заявления Р15016 в связи с завершением процедуры. Документы отправляют в Налоговую инспекцию для осуществления государственной регистрации ликвидации и исключения организации из ЕГРЮЛ.
С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.
Ликвидационный баланс при ликвидации ООО (окончательный)
В процессе закрытия компании нужно составить окончательный ликвидационный баланс. Это необходимо сделать грамотно, чтобы определить текущее состояние дел фирмы. Рассмотрим, когда нужно составить документ и по каким правилам, чтобы не получить отказ в ликвидации ООО.
Когда составляют окончательный баланс
Отчетность нужно оформить по окончании всех процедур по закрытию предприятия. Это касается и окончательного ликвидационного баланса. Перед его составлением должна быть истребована дебиторская задолженность, выполнены обязательства перед кредиторами, государством, сотрудниками, и реализовано имущество.
Согласно п.6 ст.63 НК РФ, ликвидационный баланс при ликвидации ООО должна составить комиссия по закрытию компании. Также в ее обязанности входит его предоставление в налоговую инспекцию.
Из документа собственники узнают, каким стал состав и объем имущества после погашения долгов. На его основании владельцы компании решают, кому из учредителей ООО и какое имущество передать. Если оно осталось после всех процедур.
Важно! Размер активов в окончательном балансе не должен превышать сумму в промежуточном балансе. В противном случае налоговая служба может запросить объяснение и даже отказать в закрытии организации. Такую процедуру проводят с целью выявить недобросовестного ликвидатора, временно выводящего активы из фирмы для ухода от долгов кредиторам.
Форма и процедура составления ликвидационного баланса
Предварительный сбор информации и сам процесс составления ликвидационного баланса часто входит в обязанности бухгалтеров. Хотя формально, по законодательству, это должна делать ликвидационная комиссия.
В 2021 году нет официальной формы окончательного ликвидационного баланса для бизнеса. В 2016 году ФНС сделала официальное пояснение о том, что документ можно составить в форме традиционной отчетности. Его должны утвердить учредители общества с ограниченной ответственностью, принявшие решение о закрытии предприятия.
Образец заполнения ликвидационного баланса
В качестве основы берут форму №1, рекомендованную ФНС. Она называется «Бухгалтерский баланс». При заполнении аже случайные ошибки моут стать причиной санкций со стороны Налоговой службы. Бланк, по которому можно составить окончательный ликвидационный баланс, доступен для бесплатного скачивания по ссылке.
Что делать, когда окончательный баланс составлен
Когда документ готов, его должны утвердить члены комиссии. Для этого они проставляют отметку прямо на балансе или оформляют протокол решения об утверждении.
Все оставшееся после расчетов с государством и кредиторами имущество комиссия передает учредителям. Активы распределяют пропорционально долям в уставном капитале. Когда передача имущества завершится, нужно подать в ИФНС следующие документы для закрытия компании:
- Заверенное нотариусом заявление по форме Р16001.
- Окончательный ликвидационный баланс.
- Утверждающий протокол.
- Квитанцию об оплате государственной пошлины в сумме 800 рублей.
- Справки об отсутствии долга из госфондов (не обязательно, ФНС может запросить эти сведения из ФСС и ПФР).
Обязательные требования
Предварительный баланс при ликвидации предприятия, в обязательном порядке, должен включать:
- информацию об имуществе организации;
- выставляемые требования контрагентов;
- итоги рассмотрения вышеописанных требований;
- иные требования, определенные решением суда.
Окончательный ЛБ содержит только оставшиеся активы компании.
Важно помнить, что активы в окончательном ЛБ не должны превышать активы в промежуточном ЛБ. В противном случае, налоговая служба может отказать в ликвидации компании.
Нулевой или ненулевой баланс
Промежуточный баланс при добровольной ликвидации не может быть нулевым, т.к. он сдается перед расчетами с контрагентами. В этот момент на балансе будут числиться: дебиторская и кредиторская задолженности, уставный капитал, активы и пассивы. Это не позволит ЛБ стать нулевым.
В случае с окончательным ЛБ всё иначе. Когда компания рассчиталась с госорганами, сотрудниками и контрагентами, ликвидатор имеет право распределить имущество между учредителями до составления ЛБ. В этом случае в ФНС будет сдаваться нулевой ЛБ.
Какой вариант выбрать
Сдавать нулевой ЛБ или баланс с цифрами – самостоятельное решение организации вне зависимости от того, какая форма ликвидационного баланса используется.
Если компания сдает ЛБ с нулевыми показателями в активе и пассиве, это означает, что она выплатила все свои обязательства, распределила имущество между учредителями и закрывается без споров с контрагентами.
Если компания сдает ЛБ с нулевыми показателями только в пассиве, значит имущество организации еще не распределено между учредителями. Это можно осуществить и после ликвидации компании.
В любом случае, ликвидатор имеет право сдавать оба этих варианта ЛБ.
Не стоит сдавать ЛБ с ненулевыми значениями в каждом разделе пассива. Заявление с таким ЛБ ждет отказ в ликвидации компании.
Этапы составления ЛБ
Для составления ЛБ ликвидатор должен выполнить следующие шаги:
- принять требования кредиторов;
- получить дебиторскую задолженность;
- заполнить промежуточный ликвидационный баланс;
- участники юр лица утверждают промежуточный ЛБ;
- выплатить задолженность кредиторам, сотрудникам и государственным органам;
- составить окончательный ликвидационный баланс;
- ЛБ утверждается учредителями компании.
Зачем обращаться к юристам?
Юридическая помощь необходима как для квалифицированного ответа на вопрос «Как составить промежуточный баланс при ликвидации ООО?», так и для организованной сдачи заполненных документов должным образом. Юристы всегда предоставят актуальные данные, а также поделятся знаниями обо всех тонкостях этой процедуры. Например, если компания не сдаст в срок окончательный ЛБ, ФНС может отказать в ликвидации компании.