Допускается ли привлечь детей к мытью окон и светильников

Уборка в школе — Санитарный надзор

Санитарный надзор

Уборка в школе — Санитарный надзор

Основные положения СанПиН для школ

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10) вступили в силу 1-го сентября 2011 г. Эти правила регламентируют все сферы жизнедеятельности школы и приводят их в соответствие с современными представлениями о здоровье и безопасности детей от начальной школы до старшеклассников.

Несмотря на это новый СанПиН был жёстко раскритикован многими специалистами. В основном критике подверглось несоответствие требований суровым реалиям жизни. Большинство школ попросту не могут организовать соблюдение некоторых из требований документа.

К примеру, далеко не везде есть возможность оборудовать спальни для продлёнки первоклассников, причём отдельных для мальчиков и девочек. Некоторые учителя и психологи высказали сомнения по поводу правильности пункта правил, запрещающего привлекать школьников к уборке помещений. Известно, что дети многому учатся, помогая старшим и наводя чистоту там, где сами намусорили.

Однако как бы ни относились к новому СанПиН, а соблюдать его придётся. Правда, школам дали год на приведение условий к требуемым. Но уже сейчас родителям следовало бы знать самые важные пункты, чтобы проследить за их соблюдением, а значит, чтобы обеспечить своим детям, прежде всего, здоровье.

Если вы заметили нарушение требований документа, смело жалуйтесь в Роспотребнадзор.

Территория школы

Школьный двор в обязательном порядке должен быть огорожен забором и иметь озеленение не менее чем на 50% территории и быть освещённой в тёмное время суток.

Во дворе должна быть оборудована спортивно-игровая площадка, имеющая весь необходимый для выполнения программы физкультуры инвентарь. При строительстве новых школ необходимо проектирование на территории зоны отдыха. На площадке обязательно твёрдое покрытие, а на футбольном поле – трава.

Заниматься на сырых площадках, а также при наличии на них ям и выбоин запрещено.

Территория школы должна содержаться в чистоте.

Здание школы, помещения и их оборудование

В новых и реконструируемых зданиях школ следует предусмотреть обучение только в одну смену.

Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.

В спортивных залах рекомендовано оборудовать душевые и туалеты – отдельно для мальчиков и девочек.

Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами. Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в мастерских и кабинетах обслуживающего труда, где установлены плиты.

Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.

В помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины, высота которых должна соответствовать росто-возрастным особенностям учеников.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики. Табуретки или скамейки вместо стульев использовать нельзя.

Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением.

Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.

В туалетах обязательно оборудовать кабины с дверями. А также необходимы холодная и горячая вода, мусорные вёдра с педальной крышкой, постоянное наличие мыла, туалетной бумаги и бумажных полотенец. Рекомендуется оборудование комнат или кабин личной гигиены.

Температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 — 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских — 17 — 20 С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната — 20 — 24 С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала — 20 — 22 С, душевых — 25 С.

Все помещения общеобразовательного учреждения подлежат ежедневной влажной уборке. Если общеобразовательное учреждение работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены. Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены.

Спортивный инвентарь подлежит ежедневной обработке моющими средствами. Не реже одного раза в месяц во всех видах помещений проводится генеральная уборка. При этом труд обучающихся привлекаться не может.

Начальные классы

В старых зданиях желательно, в новых – обязательно иметь отдельный вход для начальной школы, которая должна располагаться в отдельном блоке. Первые классы могут находиться не выше второго этажа, а классы со второго по четвёртый – не выше третьего этажа.

Дети должны обеспечиваться партами с регулируемым наклоном поверхности. Размеры парт должны соответствовать росту учеников. См. таблицу «Размеры мебели и её маркировка».

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

  • учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
  • использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре — декабре — по 4 урока по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока по 45 минут каждый);
  • рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
  • для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;
  • обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
  • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

Старшие классы

Если парты в классе не регулируются по высоте, то за каждым классом рекомендуется закрепить свой кабинет, в котором мебель будет подобрана под рост каждого ученика.

Группа продлённого дня

Для первых классов должны быть оборудованы спальни, отдельные для девочек и мальчиков. В спальных не могут быть установлены многоярусные кровати.

Также смотрите  Обменять украинские права на российские

Кружковая работа в группах продленного дня должна обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями.

Образовательный процесс

Оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Величина недельной образовательной нагрузки не должна превышать нормативов – см. таблицу. Организация профильного обучения в 10 — 11-х классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки.

Объём максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

  • для обучающихся 1-х классов не более 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 2 — 4-х классов — не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
  • для обучающихся 5 — 6-х классов — не более 6 уроков;
  • для обучающихся 7 — 11-х классов — не более 7 уроков.

Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели. Необходимо также учитывать дневную и недельную умственную работоспособность. В четверг или пятницу следует организовывать облегчённый учебный день.

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы.

С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.

Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения должна соответствовать нормативам – см. таблицу.

Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

Спортивные нагрузки должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

При организации практики и занятий общественно-полезным трудом обучающихся, предусмотренных образовательной программой, связанных с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста. Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1,5 ч., в 4 — 5 классах — 2 ч., в 6 — 8 классах — 2,5 ч., в 9 — 11 классах — до 3,5 ч.

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 — 2-х классов — более 1,5 кг, 3 — 4-х классов — более 2 кг; 5 — 6-х — более 2,5 кг, 7 — 8-х — более 3,5 кг, 9 — 11-х — более 4,0 кг.

В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй — для приготовления домашних заданий.

Ученики

Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду. Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами.

Без телефонов на уроке, но туалеты не чистить: новые санитарные правила для школ

Новые санитарные правила для образовательных учреждений приняты уже достаточно давно, но из-за очередной новости о мобильных телефонах в классе (их теперь запрещено использовать для учебы) оказалось, что никто особенно на эти правила внимания не обратил. Резюмируем, что еще важного установлено документом.

Требования к доскам

Диагональ интерактивных досок в классе должна быть не менее 165,1 см, активная поверхность должна быть матовой, а размещать доску надо по центру фронтальной стены класса. Есть требования и к меловым доскам: темное антибликовое покрытие и источники освещения, которыми можно подсветить рабочие зоны.

При этом при использовании правила предписывают проводить с детьми гимнастику для глаз. Да, именно так, причем это касается и обычных носителей. Цитируем: «При использовании книжных учебных изданий гимнастика для глаз должна проводиться во время перемен».

Гаджеты и экранное время

Четко прописаны регламенты по диагонали планшетов, ноутбуков и другой техники, используемых в классах: минимальная диагональ монитора персонального компьютера и ноутбука — не менее 39,6 см, планшета — 26,6 см. И да, никаких электронно-лучевых трубок.

Правила четко определяют время непрерывного использования экрана в классе: продолжительность не должна превышать для детей 5–7 лет — 5–7 минут, для учащихся 1–4-х классов -10 минут, для 5–9-х классов -15 минут. И далее: «Общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна превышать для интерактивной доски — для детей до 10 лет — 20 минут, старше 10 лет — 30 минут; компьютера — для детей 1–2-х классов — 20 минут, 3–4-х классов — 25 минут, 5–9-х классов — 30 минут, 10–11-х классов — 35 минут». А до пяти лет — никаких занятий с использованием ноутбуков и планшетов.

Это одно из наиболее серьезных изменений, так как раньше нормативы предписывали меньше времени за экраном: 15 минут — для 1–2-х классов, 20 минут — для 3–4-х классов, 25 минут — для 5–7-классников, и 30 минут — для учеников 8-х классов и старше.

Также смотрите  Стоит ли покупать дом в деревне

10 способов примирить смартфоны и школу: советуют учителя

Дети не могут разом заниматься на двух видах «электронных средств обучения». Если же ноутбук используют для детей в начальной школе, то к нему обязательно должна быть дополнительная клавиатура. Кстати, все это нужно обрабатывать ежедневно раствором или салфетками на спиртовой основе, в составе которых не менее 70% спирта.

Это касается клавиатур, экранов, мышек и так далее.

Вновь взбудораживший всех запрет на мобильные телефоны в образовательных целях прописан в пункте 3.5.3: «Для образовательных целей мобильные средства связи не используются. Размещение базовых станций подвижной сотовой связи на собственной территории образовательных организаций не допускается».

Время пребывания в школе

Что касается общего времени пребывания и обучения детей в школе: для первых классов — не больше четырех уроков, один раз — пять за счет физкультуры. Для 2–4-х классов — не более пяти, один раз — шесть (снова за счет физкультуры). Для 5–6-х классов — не более шести уроков, для 7–11-х — не более семи.

Чтобы дети не переутомлялись, правила предписывают устраивать «облегченный учебный день в среду или в четверг»

Что же касается продолжительности уроков, то она не может быть больше 45 минут. Исключение — первый и компенсирующий класс, здесь не более 40 минут. Приходить в школу дети должны к 08:30, а уходить — не позднее 18:00.

Оснащение классов

Что касается классной мебели, то под запретом теперь в образовательных учреждениях табуретки — как вид. Вместе с ними скамейки (если вдруг кто-то мечтал о партах старого образца). Отдельно оговаривается, что мебель должна быть сделана из материалов, устойчивых к влаге и моющим средствам.

В детских садах, кстати, официально разрешены раскладные кровати и трансформеры, которыми были так недовольны некоторые родители. Условие использования трансформера — не больше трех уровней и возможность для каждого ребенка зайти на свой уровень, не заходя на кровать другого ребенка. То есть отдельный заход.

А что с туалетами?

Туалеты — важная тема. На унитазах в туалетах обязательно должны быть индивидуальные сиденья (они могут быть бумажными), а детям до трех лет должны выдавать индивидуальные горшки. В школах кабины должны быть с дверями, а еще для учеников с 5-го класса в женском туалете должна быть комната личной гигиены девочек — «площадью не менее 3,0 кв.

м, оснащенная унитазом, умывальной раковиной, душевым поддоном с гибким шлангом, биде или иным оборудованием, обеспечивающим личную гигиену».

Неловкость, дыра в полу, сквозняк. Почему дети боятся ходить в школьный туалет

Важно! Привлекать детей к мытью туалетов школа права не имеет. Пункт звучит следующим образом: «Не допускается привлекать детей к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, а также к уборке туалетов, душевых, умывальных, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш, выполнению ремонтно-строительных и отделочных работ, подъему и переносу тяжестей». Так что если вашим школьникам угрожают мытьем туалета, заставляют чистить снег с крыши или таскать тяжелые коробки с бумагой, помните: это недопустимо.

Сбор денег, дресс-код и дежурство: как нарушают права школьников?

Какое право имеют учителя заставлять ребенка дежурить по классу или школе, убирать пришкольную территорию? Могут ли охранники не пускать ученика на занятия, если ребенок пришел «не в той» одежде или без сменки?

И самое главное, должны ли родители сдавать деньги на нужды класса и школы? Рассказывают юристы.

Школьные поборы: обязаны ли родители сдавать деньги?

С началом каждого учебного года начинаются бесконечные требования денег с родителей школьников. На ремонт школы, на шторы в класс, на охрану и уборщицу, учебные пособия, компьютеры, шкафчики в раздевалку, обязательные дополнительные занятия… Большинство родителей безропотно платят. И только у немногих возникает вопрос: а действительно ли мы обязаны сдавать деньги на все, что требует школа?

Порой родители первоклассника получают четкие указания еще при записи ребенка в школу — эти документы отнесите завучу, эти — медсестре, а завхозу прямо сейчас сдайте 5000 рублей. Это якобы на новые парты/ интерактивную доску/ гипоаллергенную краску для стен. В некоторых случаях такой «сбор» — не более, чем завуалированная взятка.

У вас просто взяли наличные (и может быть, попросили расписаться в некой ведомости), но не выдали никаких документов о принятии денежных средств? Это должно вас насторожить.

Это недопустимо!

  • Фиксированная сумма. Вас просят внести на различные школьные расходы четко определенную сумму? Это не благотворительность, а принуждение.
  • Наличные получает представитель администрации школы. Между тем, денежные средства должны проходить через расчетный счет образовательного учреждения
  • Нет информации о целевом назначении и отчетов о расходовании полученных денежных средств.

Важно! Благотворитель имеет право указать целевое назначение средств и получать информацию об их расходовании.

Конечно, многим родителям хочется, чтобы у детей были и новые парты, и интерактивная доска. Однако, лучше, когда такие закупки идут через родительский комитет или попечительский совет. Каждому внесшему деньги должен быть доступен отчет о собранных суммах и их целевом использовании (собрано денег столько-то, на парты затрачено столько-то, приложены сканы чеков и другие доказательства).

Норм, запрещающих образовательным учреждениям получать такие пожертвования, законодательство об образовании не содержит. При этом в соответствии с п. 2 ст. 582 ГК РФ на принятие пожертвования не требуется чьего-либо согласия или разрешения.

Внося деньги, вы должны быть уверены, что средства поступят по назначению. Этому способствуют:

  • Устав школы, предусматривающий, что источником формирования ее имущества и финансовых ресурсов могут быть не только городская казна и внебюджетные средства, но и средства добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц.
  • Отлаженная система приема пожертвований и их фиксации, например, школьный приказ о порядке приема пожертвований.
  • Отсутствие принуждения (например, пункт приказа устанавливает принцип добровольности пожертвований).
  • Документальное согласие благотворителя на оказание помощи (благотворители заключают с администрацией договор о пожертвовании).
  • Отсутствие санкции для родителей (недопуск ребенка в школу, к занятиям, отчисление ребенка).
  • Финансовые отчеты с подробной информацией о поступлении и расходовании средств, доказательства целевого расходования денежных средств, использование денег исключительно на улучшение условий для получения детьми образования.
Также смотрите  Можно ли оплатить покупку машины картой 2022

Важно! Благотворительность – это ваше право, а не обязанность. Любые денежные сборы — будь то сбор средств за охрану школы, услуги дополнительной уборщицы, на новые шторы, ремонт — акт доброй воли родителей. Школа может только просить сделать пожертвование, но не принуждать к внесению денег.

За учебники платить не нужно

В п. 1 ст. 35 Закона об образовании говорится, что пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания в обычном (некоммерческом) учебном заведении — бесплатное.
Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований… бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

За дополнительные занятия — в зависимости от обстоятельств

Согласно п.1 и 2 ст. 101 Закона об образовании, школы вправе оказывать платные образовательные услуги.

  • И с физическими, и с юридическими лицами должен быть заключен договор об оказании платных образовательных услуг.
  • В договоре должны быть четко прописаны необходимые дополнительные услуги и расценки на каждую из них.
  • Деньги за услуги должны проходить через школьную бухгалтерию. У того, кто платит за них, должны оставаться документы об оплате (чеки, квитки об оплате через банк).

Ни в коем случае платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Классный руководитель или другие сотрудники школы преследуют ребенка, упрекают его в том, что родители не сдали деньги, вымогают денежные средства? Можно говорить о том, что нарушается право на образование, установленное Конституцией РФ. Школьное образование, согласно конституции, является бесплатным. Если школьник учится не в частной, а в обычной государственной, муниципальной школе, то имеет полное право не сдавать никаких денег.

Если вас заставляют сдавать деньги, упрекают вашего ребенка, напишите жалобу в:

  • Отдел образования администрации своего района (РОНО),
  • Департамент образования вашего региона,
  • Рособрнадзор, на сервис обратной связи по адресу [email protected]
  • Прокуратуру
  • Администрацию города.

Какие нужны доказательства?
Обычно достаточно просто объяснить ситуацию письменно. Но не лишними будут:
— свидетельские показания от других родителей или знакомых о поборах;
— видеосъемка или аудиозапись того, как представитель школы заставляет сдавать деньги;
— письменные доказательства поборов, например письменная просьба сдать деньги, запись в дневнике, записка родителям и т. д.

Не тот костюм

Порой дресс-код школы диктует слишком жесткие рамки. То не разрешены брючные костюмы для девочек. То следует носить только зеленые пиджаки, а серые — запрещено. Либо такой вариант: школа заключает контракт с поставщиком школьной формы, и ученики вынуждены носить одежду, сшитую из «не дышащих», синтетических или «колючих» материалов.

Конечно, мы понимаем, что определенные правила, вводимые школами, призваны нивелировать социальную разницу между учащимися, сосредоточить внимание детей не на одежде друг друга, а на учебе. Но стоит знать, что несмотря на существующие требования к одежде обучающихся запретить ребенку присутствовать на занятиях по причине того, что он одет в костюм другого цвета, учителя не вправе.

  • Согласно ст.38 закона «Об образовании», школам разрешено устанавливать требования только к крою, фасону, цвету. Но при этом соответствующий локальный нормативный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при его наличии).
  • Школы (государственные и муниципальные) устанавливают требования к одежде обучающихся в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ.
  • Администрация школы не имеет права заставлять родителей покупать форму у конкретного производителя или в конкретном магазине. Вы можете купить одежду нужного цвета и подходящего фасона там, где сочтете нужным.

Из статьи 38 ФЗ-№273 «Об образовании в Российской Федерации»:

«Одежда обучающихся. Форменная одежда и иное вещевое имущество (обмундирование) обучающихся» говорит, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения, если иное не установлено настоящей статьей.

Если вас не устраивает качество закупленной одежды, или если вы считаете, что форма от поставщика/ производителя некачественная, отправьте ее на экспертизу.

Согласно Письму Минобрнауки России № ДЛ-65/08 от 28.03.2013 г. «Об установлении требований к одежде обучающихся», одежда обучающихся должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека. СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 апреля 2003 г.

№ 51 (зарегистрировано Минюстом России 5 мая 2003 г., регистрационный № 4499).

Важно! Школьная форма не соответствует требованиям? На недобросовестного поставщика/ производителя можно подать в суд и потребовать компенсации материального и морального ущерба. Особенно, если одежда спровоцировала у ребенка аллергическое заболевание.

  • В уставе школы может быть прописано, какой внешний вид должен быть у учащихся, и какого дресс-кода придерживается школа.

Однако если ребенок пришел в одежде, не соответствующей дресс-коду, или без сменки, запретить ему присутствовать на занятиях учителя не вправе.

Внимание! Не допущение ученика по любой причине (кроме серьезных медицинских оснований) на уроки является нарушением его конституционных прав. Поведение школьника не представляет никакой опасности? Учитель обязан пустить его в класс.

Если в учебные часы, на момент проведения уроков, школьника отправили домой переодеваться, а по дороге с ним что-то случилось, ответственность за жизнь и здоровье ученика несет школа. Родители или опекуны ребенка вправе подать на организацию в суд.

Уборка и дежурства

Может ли учитель привлекать ребенка участвовать в дежурстве по классу или убирать пришкольную территорию? Да, если у него имеется письменное согласие родителей ученика на подобные мероприятия. Согласия нет, а преподаватель настаивает, чтобы ученик трудился вместе со всеми? Следует написать жалобу на имя директора школы.

Adblock
detector