- Функции
- Классификация (виды, типы)
- Порядок создания
- Порядок принятия граждан в добровольные пожарные
- Организация подготовки и несение службы добровольными пожарными
- Задачи
- Добровольная пожарная дружина на предприятии
- Обязанности начальника и членов ДПД (ДПК)
- Добровольные пожарные. Добровольная пожарная охрана. ВДПО.
- Обязанности добровольного пожарного и компенсационные выплаты
- Добровольная пожарная охрана обеспечит пожарную безопасность на территориях и объектах
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 6 мая 2011 года №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» основными задачами добровольной пожарной охраны в области пожарной безопасности являются:
- Осуществление профилактики пожаров.
- Спасение людей и имущества при пожарах, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим.
- Участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
Функции
В соответствии с п. 5.1. ГОСТ Р 58853-2020 «Производственные услуги. Добровольная пожарная охрана. Общие требования», а также в соответствии с возложенными на данный вид пожарной охраны задачами осуществляет следующие функции:
- организует дежурство личного состава добровольной пожарной охраны;
- проводит противопожарную пропаганду;
- проводит профессиональное обучение личного состава добровольной пожарной охраны;
- вносит предложения в проекты нормативных и правовых актов в области пожарной безопасности;
- вносит предложения по внесению и исключению из реестров сведений о добровольных пожарных и общественных объединениях пожарной охраны:
- организует связь с общественностью и средствами массовой информации по вопросам своей компетенции.
Классификация (виды, типы)
По уровню оснащения и организации несение службы личного состава подразделения добровольной пожарной охраны классифицируются по следующим типам (видам):
- ДПК-1 (первого типа) – это подразделение добровольной пожарной охраны с круглосуточным дежурством личного состава, оснащенное основным и/или специальным пожарным автомобилем (пожарными автомобилями), размещенное в здании пожарного депо и включенное в расписание выездов пожарно-спасательного гарнизона. Здание пожарного депо обеспечено средствами связи (телефонная связь, радиосвязь).
- ДПК-2 (второго типа) – подразделение добровольной пожарной охраны, оснащенное пожарным автомобилем и (или) техническим средством, приспособленным для тушения пожаров. Организовано круглосуточное
дежурство водителя (моториста) и личного состава в режиме ожидания оповещения по средствам связи. Дежурство осуществляется в приспособленном здании или сооружении, где имеются гараж (место стоянки) под технику; помещение (место) для отдыха водителя (моториста); помещения (места) для хранения пожарно-технического оборудования и снаряжения. Здание обеспечено средствами связи (телефонная связь, радиосвязь). Подразделение включено в расписание выездов пожарно-спасательного гарнизона. - ДПК-3 (третьего типа) – подразделение добровольной пожарной охраны, оснащенное пожарным автомобилем и (или) техническим средством, приспособленным для тушения пожаров. Организовано круглосуточное дежурство водителя (моториста) и личного состава в режиме ожидания оповещения по средствам связи. Подразделение включено в расписание выездов пожарно-спасательного гарнизона, размещено в приспособленном здании или сооружении, с местом для хранения пожарно-технического оборудования и снаряжения.
- ДПД-1 (первого типа) – подразделение добровольной пожарной охраны, которое оснащено мотопомпой, первичными средствами пожаротушения и пожарным инвентарем. Организовано дежурство добровольных пожарных в режиме ожидания оповещения по средствам связи. Подразделение имеет помещение (место) для хранения мотопомпы и первичных средств пожаротушения.
- ДПД-2 (второго типа) – подразделение ДПО, которое оснащено первичными средствами пожаротушения и пожарным инвентарем. Организовано дежурство добровольных пожарных в режиме ожидания оповещения по средствам связи.
Типы подразделений добровольной пожарной охраны
Порядок создания
Общественные объединения пожарной охраны создаются в три этапа:
- Организационные мероприятия по созданию добровольной пожарной охраны.
- Разработка проекта устава (положения).
- Государственная регистрация (не обязательна).
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 6 мая 2011 года №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» общественные объединения пожарной охраны могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
- общественная организация;
- общественное учреждение.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 6 мая 2011 года №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» общественной организацией пожарной охраны является основанное на членстве общественное объединение пожарной охраны, созданное физическими лицами и (или) юридическими лицами – общественными объединениями для осуществления совместной деятельности, защиты общих интересов и достижения уставных целей. Таким образом, учредителями общественной организации пожарной охраны могут выступать как непосредственно сами граждане (не менее трех человек) или общественные объединения по их инициативе, так и граждане совместно с общественными объединениями.
Членами общественной организации пожарной охраны могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения, чья заинтересованность в совместном достижении целей и решении задач добровольной пожарной охраны в соответствии с нормами устава общественной организации пожарной охраны оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов объединения. Членам общественной организации пожарной охраны могут выдаваться удостоверения (членские билеты) установленного образца.
Общественные организации пожарной охраны для достижения уставных целей организуют и обеспечивают создание подразделений добровольной пожарной охраны, подготовку добровольных пожарных и материальное стимулирование участия добровольных пожарных в обеспечении пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 6 мая 2011 года №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» общественным учреждением пожарной охраны является не имеющее членства общественное объединение пожарной охраны, созданное в целях участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях и в организациях. Таким образом, общественные учреждения пожарной охраны должны состоять из добровольных пожарных – участников (а не членов) соответствующих общественных учреждений пожарной охраны.
В форме общественных учреждений пожарной охраны создаются добровольные пожарные команды и добровольные пожарные дружины, ставящие своей целью участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ соответственно на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях (территориальные добровольные пожарные команды или территориальные добровольные пожарные дружины) или в организациях (объектовые добровольные пожарные команды или объектовые добровольные пожарные дружины).
Порядок принятия граждан в добровольные пожарные
Установка пожарного автомобиля на гидрант добровольными пожарными
Гражданин, изъявивший желание осуществлять деятельность в качестве добровольного пожарного, подает в соответствующее общественное учреждение пожарной охраны следующие документы:
а) заявление с просьбой о приеме в добровольные пожарные соответствующего общественного учреждения;
б) медицинскую справку установленной формы (образца), подтверждающую его способность по состоянию здоровья исполнять обязанности добровольного пожарного.
Рассмотрение документов гражданина и принятие решения о его приеме в добровольные пожарные соответствующего общественного учреждения пожарной охраны осуществляется в соответствии с порядком, определенным Уставом (Положением) общественного учреждения пожарной охраны.
Организация подготовки и несение службы добровольными пожарными
Боевое развертывание добровольных пожарных от АРС-14
К самостоятельной работе по участию в тушении пожаров допускаются только те добровольные пожарные, которые имеют соответствующую профессиональную подготовку.
Не имеющие специального профессионального образования в области пожарной безопасности добровольные пожарные и работники добровольной пожарной охраны в обязательном порядке проходят обучение по программам первоначальной и последующей профессиональной подготовки добровольных пожарных, разработанным и утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Первоначальная и последующая профессиональная подготовка добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны осуществляется непосредственно в подразделениях добровольной пожарной охраны.
В порядке, установленном руководителем соответствующего подразделения, с учетом особенностей охраняемых объектов и территорий городских и сельских поселений и межселенных территорий или на базе учебных центров (пунктов) Государственной противопожарной службы, пожарно-технических образовательных учреждений, а также других организаций, имеющих лицензию на обучение.
Программы первоначальной и последующей профессиональной подготовки добровольных пожарных должны разрабатываться применительно к программам, по которым обучаются в рамках первоначальной и последующей подготовки профессиональные пожарные. Первоначальная подготовка должна осуществляться в объеме, необходимом для выполнения добровольным пожарным возлагаемых на него обязанностей с учетом выполняемых им работ и технической оснащенности подразделения.
Программа подготовки добровольных пожарных разрабатывается для каждой категории должностей (руководителя подразделения, диспетчера, водителя, моториста, пожарного и др.) отдельно.
Нештатные должности, на которых добровольные пожарные будут осуществлять свою деятельность, выбираются ими самостоятельно, с учетом своих профессиональных навыков и умений.
Режим дежурства добровольных пожарных аналогичен режиму несения службы профессиональных пожарных. Отличие в режиме службы добровольных пожарных состоит только в том, что они могут осуществлять дежурство либо находясь 24 часа в расположении подразделения добровольной пожарной охраны, либо осуществлять дежурство на дому в режиме ожидания.
При получении сообщение о пожаре, и его адресе, добровольные пожарные прибывают либо непосредственно к месту пожара, либо, если им территориально ближе расположение подразделения добровольной пожарной команды, прибывают в подразделение и уже оттуда следуют к месту вызова.
Задачи
Самой главной задачей дружины является ежедневное осуществление строгого контроля за соблюдением правил и мер противопожарного режима на вверенном объекте.
Ст.9 ФЗ «О добровольной пожарной охране» устанавливает основные задачи ДПД. К ним относят:
- Полноценную профилактику пожаров и возможных возгораний.
- Спасение жизней и материального имущества при возникновении пожара.
- Проведение аварийно-спасательных работ.
- Предоставление первой медицинской и иной помощи потерпевшим.
- Содействие в ликвидации очагов возгорания.
Каждый добровольный пожарный обязан знать и четко выполнять правила пожарной безопасности. Дружинники должны останавливать ведение огневых работ без письменного разрешения свыше, не допускать курения в неположенных местах, следить за своевременным выключением осветительного и электрооборудования по завершению работ.
Содержание внутренних пожарных кранов, огнетушителей, сирен в исправном техническом состоянии, также относится к задачам добровольных дружинников. Каждый состоящий в ДПД, должен быть постоянно готов к уничтожению пожара.
Добровольная пожарная дружина на предприятии
ДПО не является обязательной на предприятиях. Но, существует смысл организовать ее на предприятиях с пожароопасным производством, при наличии больших объемов материальных ценностей и штате более 50 человек.
Инициатором создания ДПД могут выступить как работники предприятия, так и работодатель.
Предприятие (организация), принявшая решение о создании ДПД должна провести следующие мероприятия.
- Разработать Положение о ДПД на предприятии. В него включают описание функционала членов и их руководителя, вносят расчет расходов на содержание дружины, прописывают меры стимулирования участников. Положение согласовывают с профсоюзом или трудовым собранием и отправляют на утверждение руководителя предприятия.
- Составить ведомость материально-технического оснащения ДПД на год. Данная ведомость составляется каждый год до принятия бюджета предприятия. Ведомость оснащения указывается в Положении о ДПД.
- Подготовить приказ о назначении начальника и участников дружины. На основании этого приказа устанавливаются ответственные лица, происходит направление участников на обучение.
- Подготовить план работы ДПД и график тренировок. План помогает упорядочить мероприятия по подготовке личного состава и распределить затраты на материальное оснащение. Необходимо вести табель занятий.
В интересах работодателя сформировать дополнительный приказ о согласии на создание дружины, с указанием в нем помещений, которые ДПД может использовать для тренировок, хранения инвентаря и проведения учебных занятий.
Обязанности начальника и членов ДПД (ДПК)
Обязанности членов дружины прописывают в табеле, где перечислен список профилактических мер и действий при пожаре. Документ должен находиться на видном месте. Для невыездных бригад его помещают на стенд, для выездных — недалеко от пожарного автомобиля.
К основным обязанностям начальника ДПД относятся:
- осуществление контроля за полноценным соблюдением противопожарного режима;
- контроль за готовностью к действию первичных средств пожаротушения, системы водоснабжения, систем пожарной автоматики;
- проведение разъяснительных бесед о мерах пожарной безопасности;
- проведение занятий с личным составом;
- проверка боеготовности подразделения;
- руководство тушением очагов возгорания до прибытия профессиональной службы;
- информирование руководства о нарушении режима пожарной безопасности;
- проверять присутствие личного состава;
- проверять противопожарное оборудование по завершению работ, устранять выявленные недочеты.
Члены ДПД (ДПК) обязаны:
- четко знать и соблюдать, а также требовать от других соблюдения режима противопожарной безопасности;
- знать табель боевого расчета, свои прямые обязанности по нему;
- принимать активное участие в пожаротушении;
- следить за надлежащим состоянием и готовностью всех противопожарных систем, техники, инвентаря;
- самостоятельно устранять выявленные недостатки и докладывать об этом начальнику ДПД (ДПК);
- выполнять распоряжения начальника;
- повышать навыки тушения огня и противопожарные знания;
- посещать тренировки и учебные занятия.
Ежегодно проходят обучение пожарно-техническому минимуму члены дружины на взрывоопасных производствах, раз в три года обучение проходят члены дружины остальных предприятий. Обучение проводят с отрывом от производства в учебных центрах.
Добровольные пожарные. Добровольная пожарная охрана. ВДПО.
Достаточно вспомнить советский период развития нашей страны, чтобы убедиться на каком высоком уровне находилась система добровольной пожарной охраны. Обязательным требованием являлось создание такого специального, вспомогательного звена при действующем производственном или даже административном объекте. В обязанности добровольных пожарных входила оказание содействия профессиональным пожарным командам.
Существовал свой устав такой вспомогательной службы. В целях увеличения эффективности даже проводились специальные учения вместе с работниками пожарной службы. Статистика, которая велась государственной службой, указывала на наличие в каждом регионе страны не менее 100 ДПД — добровольных пожарных дружин.
И это только самый минимальный показатель. Для примера можно взять Подмосковье. К концу 1990 года таких объединений там насчитывалось не менее 450.
Учитывая такое значимое количество ячеек можно было говорить о высочайшем уровне пожарной безопасности в нашей стране. Практически каждое сельскохозяйственное предприятие, колхоз и производственный объект имели добровольную пожарную дружину. Помимо морального позыва имелась и материальная поддержка существующей организации.
Выделялись достаточные средства для покупки рабочего, специализированного инвентаря и даже защитного обмундирования. Кстати, если пролистать сохранившиеся архивы службы добровольных пожарных дружин, то можно найти немало свидетельств героических поступков лиц, оказывающих помощь в тушении пожаров в структуре добровольной организации.
Обязанности добровольного пожарного и компенсационные выплаты
После того как добровольный пожарный будет внесён в специальный список — реестр он может назвать себя полноправным дружинником в составе охранной структуры МЧС. Этот порядок был регламентирован в 2011 году приказом N 416. Тут же стоит отметить специальный приказ под номером 777/Н, оговаривающий нормы обеспечения добровольного дружинника всеми специальными средствами индивидуальной защиты (СИЗ), а также профильным снаряжением.
С момента включения добровольного пожарного в список МЧС на него налагается и серьёзная ответственность:
- необходимость знаний в области пожарной безопасности (ПТМ в установленном объёме);
- незамедлительное прибытие к месту тушения пожара. При этом должна быть полная готовность к оказанию помощи пострадавшим и к проведению всех этапов спасательных, аварийных работ;
- соблюдение установленных правил дисциплины и правил охраны трудового процесса;
- подчинение руководящему звену;
- содержание приписанной материально-технической части в исправном, работоспособном состоянии.
Помимо обязанностей, закон даёт возможность страхования сотрудников ДПО. Работодатель может устанавливать компенсационные выплаты, прописанные в двухстороннем гражданском договоре. Например, в случае гибели дружинника при ликвидации пожара его семья вправе получить значительную, компенсационную выплату.
Что касается его размера, то он устанавливается региональными и местными властями.
Добровольная пожарная охрана обеспечит пожарную безопасность на территориях и объектах
Добровольная пожарная охрана — это социально ориентированные общественные объединения, которые участвуют в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (Федеральный закон от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»). Их создают по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц — общественных объединений. К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности относится создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах (ст.
19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).
Подразделения добровольной пожарной охраны можно создавать как на территории муниципального образования, так и на отдельных объектах, расположенных на ней. Орган местного самоуправления не вправе быть учредителем территориального или объектового общественного объединения пожарной охраны. Но он может выступить с такой инициативой, а создадут подразделение местные жители с активной гражданской позицией.
Рекомендация
Организуйте деятельность добровольных пожарных на отдаленных от подразделений государственной противопожарной службы территориях
Пример 1. В Сочи после трагедии в Кемерово решили создать пожарные дружины из сотрудников торговых центров. Это совместное решение руководителей торговых центров и органов местной власти.
Для волонтеров организовали специальное обучение. Во всех крупных торговых центрах провели совместные учения, которые выявили слабые места в системе противопожарной безопасности торговых объектов.
Территориальные подразделения добровольной пожарной охраны
Чтобы создать территориальное подразделение добровольной пожарной охраны, достаточно провести собрание инициативных граждан. Их должно быть не менее трех. Орган местной власти может не только выступить инициатором этой работы, но и оказать содействие добровольным пожарным.
Органы местного самоуправления также могут разработать муниципальную нормативно-правовую базу для поддержки деятельности объединений добровольной пожарной охраны. В таких муниципальных правовых актах можно конкретизировать нормы Закона № 100-ФЗ.
Документ
Порядок взаимодействия профессиональных и добровольных пожарных определен приказом МЧС от 02.04.2018 № 135
Государственная регистрация созданного общественного объединения в ЕГРЮЛ не обязательна (ч. 10 ст. 6 Закона № 100-ФЗ). Внесите сведения о новом территориальном объединении в реестр общественных объединений пожарной охраны.
Каждого участника общественного объединения пожарной охраны нужно зарегистрировать в реестре добровольных пожарных. Для регистрации в реестрах руководитель общественного объединения пожарной охраны подает в главное региональное управление МЧС по месту жительства соответствующее заявление. Регистрация бесплатна.
После нее общественное объединение приобретает легальный статус территориальной добровольной пожарной команды или дружины.
Объектовые подразделения добровольной пожарной охраны
Создание объектовых добровольных пожарных команд и дружин поможет муниципалитету предотвратить трагедии, подобные той, что произошла в Кемерово. Как следует из материалов пресс-конференции с участием специалистов МЧС, в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня» имелись системы противопожарной автоматики и достаточное количество эвакуационных выходов. Но при этом были нарушены правила противопожарного режима.
Автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения не работали, часть эвакуационных выходов была заблокирована, а организация эвакуационных мероприятий — не выполнена.
Объектовые добровольные пожарные дружины призваны обеспечивать пожарную безопасность на объектах и не допускать таких нарушений. В их обязанности входит проверка работоспособности систем противопожарной автоматики. Добровольные пожарные проводят тренировки по отработке планов эвакуации, а также поддерживают в нормативном состоянии эвакуационные пути и выходы из зданий.
Полезно знать
С материалами пресс- конференции, посвященной трагедии в ТРЦ «Зимняя вишня» в Кемерово, можно ознакомиться на официальном сайте МЧС: mchs.gov.ru/dop/info/smi/news/item/33629776
Добровольные пожарные дружины можно организовывать на объектах различных форм собственности: в частных торгово-развлекательных центрах, на предприятиях, в муниципальных учреждениях и т. д. Создать объектовое подразделение добровольной пожарной дружины можно в том же порядке, что и территориальное.
Права и обязанности участников и членов подразделения закрепите в его документе — уставе или положении.
Объектовое подразделение добровольной пожарной охраны могут учредить физические лица из числа работников организации с согласия ее руководителя или собственника имущества.
Органы местного самоуправления могут:
- организовывать взаимодействие с руководителями объектов на территории муниципальных образований;
- выступать с предложениями о создании подразделений добровольной пожарной охраны на таких объектах;
- принимать участие в мероприятиях, которые проводит подразделение.
На заметку
В чем отличие добровольной пожарной команды от добровольной пожарной дружины
Добровольная пожарная дружина, как и добровольная пожарная команда, — это территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, которое участвует в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Добровольную пожарную дружину оснащают только первичными средствами пожаротушения и мотопомпами. А у добровольной пожарной команды должны быть пожарные автомобили и приспособленные для тушения пожаров технические средства.
Полезно знать:
Добровольные пожарные обязаны обладать необходимыми пожарно-техническими знаниями и нести службу по графику
Направления деятельности подразделений добровольной пожарной охраны
Основное направление деятельности подразделений добровольной пожарной охраны — это участие в профилактике, тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, оказании первой медицинской помощи пострадавшим. Однако возможны и иные формы их деятельности. Например, организация работы добровольных дружин юных пожарных в муниципальных общеобразовательных учреждениях.
Дети могут не только стать помощниками пожарных, но и повысить свой уровень культуры безопасного поведения.
Полезно знать:
Органы местного самоуправления могут предусмотреть в муниципальных правовых актах различные меры поддержки добровольных пожарных
Пример 2. После трагедии в Кемерово ученики МЧС-класса города Красноярска сняли видеоролик о правилах спасения людей из горящих зданий. Цель — напомнить жителям городов о том, как вести себя на пожаре.
Самое страшное — это паника и равнодушие. Если люди поддаются панике, будущие спасатели советуют привести их в чувство. Находящийся в состоянии аффекта человек не может правильно действовать в чрезвычайной ситуации.
С гиперактивной реакцией или состоянием апатии поможет справиться, например, пощечина.
В чрезвычайной ситуации нужно не только подумать о собственной безопасности, но и постараться помочь окружающим. Если пожар застал людей в кинозале, то эвакуация начинается с последних рядов. Из торговых центров первыми нужно вывести находящихся в игровых зонах детей, далее оказать помощь пожилым людям и инвалидам.
Ребята также советуют не проходить мимо помещений, а заглядывать в них. Там могут оказаться пострадавшие. Нужно помочь им выйти или уведомить спасателей о том, что в здании остались люди.
В случае задымления ученики МЧС-класса рекомендуют прикрыть рот и нос влажной тряпкой и следовать к выходу сильно нагнувшись либо на корточках. Выбравшись на улицу, нужно как можно скорее убрать с парковки свой автомобиль. Лишние транспортные средства возле здания затрудняют подъезд спецтехники.
Чтобы внести свой вклад в обеспечение безопасности, по мнению школьников, не нужна чрезвычайная ситуация. Если в торговом центре нет огнетушителей и планов эвакуации или загроможден эвакуационный выход, необходимо обратиться к сотрудникам центра и сообщить о нарушении в надзорные органы.
Муниципалитеты могут инициировать создание добровольных дружин юных пожарных и поддерживать их деятельность.
Для справки: Новый ГОСТ
1 мая 2018 года вступил в силу ГОСТ Р 57974–2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений.
Общие требования» (приказ Росстандарта от 21.11.2017 № 1794-ст). По новому ГОСТу проверку работоспособности систем противопожарной защиты организует собственник объекта защиты или лицо, владеющее им на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании (руководитель). Цель проверки — определить, работают ли системы противопожарной защиты и можно ли продлить срок их эксплуатации.
Проверять системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией нужно не реже одного раза в квартал. Проверка работоспособности систем противодымной защиты, автономных и автоматических установок пожаротушения, а также внутреннего противопожарного водопровода проводится не реже одного раза в полгода. График проведения плановых проверок работоспособности систем утверждает руководитель организации.
Новый ГОСТ применяется на добровольной основе (письмо МЧС от 19.03.2018 № 91-1080-19).
Поддержка со стороны муниципалитетов
Органы местного самоуправления вправе за счет средств местных бюджетов:
Рекомендация
Размер материального стимулирования устанавливается в зависимости от объема средств, предусмотренных на содержание добровольной пожарной дружины, и личного вклада добровольных пожарных в результаты ее деятельности реализовывать меры поддержки деятельности добровольных пожарных, в том числе меры правовой и социальной защиты (ст. 5 Закона № 100-ФЗ);
- участвовать в финансовом и материально-техническом обеспечении деятельности подразделений добровольной пожарной охраны, формировании их имущества (ст. 11, 12 Закона № 100-ФЗ);
- осуществлять материальное стимулирование деятельности добровольных пожарных (ст. 16 Закона № 100-ФЗ);
- осуществлять личное страхование добровольных пожарных на период исполнения ими своих обязанностей (ст. 17 Закона № 100-ФЗ);
- возмещать расходы, связанные с использованием личного транспорта для выполнения задач добровольной пожарной охраны либо проездом на всех видах общественного транспорта (кроме такси) к месту пожара и обратно;
- обеспечивать бесплатное питание добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны в период исполнения ими своих обязанностей;
- устанавливать гарантии правовой и социальной защиты членов семей добровольных пожарных, в том числе в случае их гибели в период исполнения ими своих обязанностей (ст. 19 Закона № 100-ФЗ).
Федеральные и региональные льготы и компенсации добровольным пожарным
Когда участники и члены подразделения добровольной пожарной охраны приобретают статус добровольных пожарных, на них распространяются федеральные, региональные и муниципальные льготы. Федеральный законодатель предоставляет добровольным пожарным следующие льготы и компенсации, предусмотренные Законом № 100-ФЗ:
- ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 10 календарных дней по заявлению добровольного пожарного;
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью три календарных дня по решению работодателя;
- право без конкурса поступить в пожарно-техническое образовательное учреждение при условии успешного прохождения вступительных испытаний. Без конкурса зачисляют добровольных пожарных, сведения о которых содержатся в реестре добровольных пожарных три года и более;
- материальное стимулирование. Его формы и размеры устанавливает учредитель общественного объединения добровольной пожарной охраны по представлению руководителя добровольной пожарной дружины.
В каждом субъекте РФ органы государственной власти приняли региональные законы о льготах и социальных гарантиях добровольным пожарным. Эти документы регламентируют вопросы предоставления компенсаций пожарным, которые получили увечья при исполнении обязанностей, и ответственности за инциденты на пожарах.
Обучением добровольцев занимаются главные управления МЧС по субъектам РФ. Они оказывают содействие в вопросах подготовки добровольцев, как правило, на безвозмездной основе на базе учебных центров и пунктов федеральной противопожарной службы.
ДМИТРИЙ СОЛОВЬЕВ, завкафедрой «Техносферная безопасность и транспортно-технологические машины» ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ», д. т. н., профессор АЛЕКСЕЙ ЕВДОКИМОВ, ассистент кафедры «Техносферная безопасность и транспортно-технологические машины» ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ», к. ю. н.