Оферта — это такая штука, полностью заменяющая классический договор, который подписывают на бумаге две стороны – покупатель и продавец (заказчик и исполнитель). Для некоторых отраслей оферта незаменима.
Её главное отличие от договора в том, что текст вашей оферты клиент не сможет править — вы предлагаете условия, а клиент с ними соглашается полностью и безоговорочно.
Чем оферта отличается от договора
Оферта – это предложение потенциальным клиентам заключить договор на тех условиях, которые вы прописали. Оферта становится договором, когда клиент принимает ваши условия полностью как есть (производит акцепт оферты). Или не принимает – тогда сделка не состоялась.
Факт того, что клиент принял ваши условия – сделал акцепт оферты, подтверждается конкретным действием, которое вы прописали в своей оферте:
получением оплаты на ваш счет – подавляющее большинство всех акцептов прописываются именно так,
заполнением формы заявки,
Публичная и непубличная оферта
Оферта может быть публичной – такое предложение делают неопределенному кругу лиц, и любой может отозваться.
И непубличной – когда оферта направляется конкретному лицу или группе определенных лиц (сообществу).
Где размещают оферту
Вы — продавец, размещаете вашу оферту, где хотите, и направляете клиентам перед тем как они сделают заказ и высказывают желание купить вашу услугу или товар за реальные деньги. Покупатель при оплате счета должен это предложение прочитать и полностью с ним согласиться.
Где разместить оферту интернет-магазину и какие еще документы нужны на сайте, мы написали в этой статье.
Чем удобна оферта
Вам не нужно собирать, подписывать и пересылать бумажные договоры. У вас всегда будет четко прописано: вот условия, на которых вы работаете. Договор оферты считается заключенным, если клиент оплатил.
Отдал вам свои деньги, значит точно согласен. А не как с двусторонним договором, когда вы обмениваетесь сначала сканами, потом оригиналами, и только потом можно начинать спокойно работать.
Очень удобно, что клиенты не правят текст. То есть, нельзя сказать: «Ой, вы знаете, поправьте в оферте вот такой вот пунктик, потому что я с ним не согласен». Это как ваш закон — вы даете оферту клиенту, и он должен полностью с ней согласиться. Это очень сильно сокращает время на согласование пунктов договора.
В каких случаях не подходит публичная оферта
Таких случаев не много, но они есть. Публичная оферта не подходит:
Когда вы оказываете нетиповую услугу и условия меняются под каждого клиента. Их просто невозможно прописать один раз для всех. Например, при поставке сложного оборудования, изготавливаемого под заказ.
Когда по закону договор должен обязательно быть двусторонним, подписанным, а иногда и заверенным у нотариуса. Например, при покупке недвижимости или сдаче ее в аренду; или договор о создании ООО (учредительный договор).
Если вы не уверены, что сможете продать товар или оказать услугу всем желающим. Оферту, которую принял клиент, нельзя не выполнить или изменить в ней условия, например, цены, которые выросли из-за нестабильного курса.
Где работает оферта
Если оферта грамотно сделана, то обычно к ней вопросов не возникает. Допустим, вы — таргетолог, работаете с малым и средним бизнесом, клиенты рекламной отрасли спокойно реагируют на такое соглашение.
А вот с крупным бизнесом могут быть проволочки или оферта вообще не подойдет. Там сидит штат юристов, которые должны доказать своему начальству, что не просто так они «штаны просиживают». В этом случае могут начаться придирки, правки и бесконечные согласования.
Если работаете с малым и средним бизнесом, то адекватная оферта, которая не ущемляет права ваших клиентов и защищает вас, будет вполне адекватно воспринята.
Где и кто составит
Вы можете выбрать для работы как договор, так и оферту. Будет здорово, если вы будете делать этот выбор осознанно, зная о преимуществах и недостатках обоих документов.
А еще доверите разработку текста договора или оферты профессиональным юристам – шаблоны, скачанные в интернете не защитят вас от неправомерных претензий клиентов и денежных потерь.
Юристы Профдело готовы разработать договор или оферту с учетом всех особенностей вашего бизнеса так, чтобы вы точно были уверены в каждом своем шаге.
Как оферта определена в законе?
Статья 435 ГК РФ определяет оферту как предложение, которое оферент (тот, кто предлагает сделку) направляет адресатам (одно или несколько конкретных лиц, которые получают предложение о сделке).
Чтобы являться офертой, предложение должно отвечать трем признакам:
достаточная определенность: все формулировки в предложении оферента полностью обозначены и прозрачны;
наличие существенных условий договора: в предложении они должны быть оговорены;
выражение намерения оферента: предложение должно заявлять о его готовности заключить договор с адресатом.
Оферта становится договором с момента согласия второго лица ее принять. Это лицо принято называть акцептант.
Что такое акцепт?
Согласно статье 438 ГК РФ акцепт определяется как ответная реакция адресата о принятии полученной оферты. Чтобы ее акцептовать, требуется полностью и безоговорочно согласиться с ее условиями. Например, можно отправить контрагенту подписанный проект договора или письмо об акцепте.
А также можно перейти к совершению конклюдентных действий: на языке закона так называют начало выполнения условий, указанных в оферте. То есть акцептом признается, например, внесение предоплаты или полная оплата предложенных товаров или услуг.
В статье 443 ГК РФ прописано, что если покупатель не согласен с предложенными в оферте условиями и выражает это в своем ответе продавцу, то это признается уже новой, встречной офертой.
Случаи, в которых бумажный договор незаменим
Покупателю предлагается нетиповая услуга или товар, то есть требуется согласование и утверждение индивидуальных условий договора.
Законодательство требует оформить единый договор-документ (статьи 434, 550, 651 ГК РФ). Например, по оферте не получится заключить договор найма или купли-продажи недвижимости.