- О возможности выселения из многоквартирного жилого дома соседей, ведущих аморальный образ жизни (алкоголизм, драки, хулиганство), создающих антисанитарные условия, а также постоянно не оплачивающих коммунальные платежи
- Мать ведет аморальный образ жизни
- Что такое аморальное поведение в чём оно выражается
- Куда обратиться, если мать не занимается воспитанием ребенка и ведет аморальный образ жизни?
- Как забрать ребенка у матери которая ведет аморальный образ жизни?
- Иван Емельянов: какие доказательства представить суду, чтобы он отдал ребенка отцу в случае аморального поведения разведенной матери
- Лишение матери ведущей аморальный образ жизни, материнских прав.
- Возможно ли лишить родительских прав мать ребенка за аморальный образ жизни?
- Аморал и аморальный образ жизни в обществе
- Страна Советов
- Аморальная семья и ее влияние на поведение ребенка
- Аморальный образ жизни матери
- Ключевые слова
- Текст научной работы
ООО «НТВП «Кедр — Консультант» » Услуги » Консультации юристов » Общегражданские вопросы » О возможности выселения из многоквартирного жилого дома соседей, ведущих аморальный образ жизни (алкоголизм, драки, хулиганство), создающих антисанитарные условия, а также постоянно не оплачивающих коммунальные платежи
О возможности выселения из многоквартирного жилого дома соседей, ведущих аморальный образ жизни (алкоголизм, драки, хулиганство), создающих антисанитарные условия, а также постоянно не оплачивающих коммунальные платежи
Заявитель живет в малоэтажном доме на 42 квартиры. Один сосед, детдомовец и инвалид, ведет аморальный образ жизни, пьет, создает антисанитарные условия, сильный запах в подъезде, много раз вызывали полицию, забирали в больницу, вернули, коммунальные платежи не платит. Другой сосед также устраивает в квартире притон, бесконечные драки, часто приходится вызывать полицию.
Вопрос: Можно ли как-то выселить таких соседей?
Ответ юриста.
Аморальный образ жизни и алкоголизм относится к систематическому нарушению прав соседей, нарушению противопожарных и санитарных норм
Соседа алкоголика, который владеет помещением на основании собственности выселить по инициативе соседей невозможно. Остается только надеяться, что неблагополучный сосед своими действиями вызовет дополнительные основания для выселения.
В настоящее время российским законодательством предусмотрен ряд мер для защиты прав жителей многоквартирного дома от недобросовестных соседей.
Такими мерами могут быть, как административное предупреждение или штраф (например, за предусмотренные ст. 6. 4.
КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений, ст. 7. 21.
КоАП РФ порчу жилых помещений), так и в соответствии со ст. 91 ЖК РФ выселение из жилого помещения, занимаемого на основании договора социального найма, либо согласно ст. 293 ГК РФ лишение права собственности на жилое помещение.
Важно отметить, что выселение жильцов с аморальным поведением из жилого помещения является исключительной мерой, применяемой в случае, когда иные способы воздействия оказались безрезультатными.
Соседям довольно сложно выселить жильцов, которые ухудшают качество их жизни. Основным, на что следует делать упор, служит сбор доказательственной базы для судебного разбирательства, на случай, если мирные переговоры не увенчаются успехом. Доказательства: направление уведомлений собственнику помещения о нарушении прав (сбор писем, квитанций, конвертов и т.
п. подтверждений); свидетельские показания; протоколы, составленные участковым; заключение эксперта; больший успех у обращений, направленных коллективно от нескольких соседей.
В ст. 1 ЖК РФ определено, что, осуществляя жилищные права, и, исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, граждане не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.
Необходимо отметить, что по вышеназванному основанию можно выселить неблагополучного соседа, даже если он является собственником квартиры.
Таким образом, независимо от того, кто является собственником квартиры, муниципалитет или физическое лицо, в случае, если жилец систематически нарушает правопорядок, его можно выселить из занимаемого жилого помещения.
Если сосед систематически шумит, устраивает в своей квартире притон или другими противоправными действиями нарушает общественный порядок, в первую очередь, необходимо собрать доказательства, подтверждающие факты нарушения прав и законных интересов соседей (письменно собрать показания других жильцов дома и прочих свидетелей противоправного поведения).
Необходимо вызывать полицию при каждом нарушении правопорядка со стороны неблагополучного соседа. Чем чаще будут фиксироваться вызовы, тем больше вероятность, что требования о выселении будут удовлетворены. При каждом вызове необходимо просить на руки копию протоколов, составляемых полицейскими.
Следует обратиться в санитарно-эпидемиологическую станцию (получить у сотрудника СЭС копию акта осмотра помещения) и коммунальные службы – ДЭЗ, ЖЭК (получить документ подтверждающий задолженность за коммунальные платежи).
Собрать иные письменные доказательства нарушения общественного правопорядка.
Жильцы, которые ведут асоциальный образ жизни, являются хулиганами, хроническими алкоголиками, как правило, не работают и ничем постоянным не заняты, не заботятся о соблюдении санитарных условий жилого помещения и не в состоянии оплачивать счета за квартиру.
Важно отметить, что ни собственники, ни наниматели квартир не вправе сами по собственной инициативе обращаться в суд с заявлением о выселении неблагополучных соседей. Для этого необходимо обратиться в правоохранительные органы, а затем в местную администрацию.
В случае, если квартира является муниципальной, то обращаться с жалобой следует в жилищный отдел местной администрации, подготовив вышеперечисленные письменные доказательства. Администрация имеет право обратиться в суд с требованием выселить соседей из квартиры, принадлежащей муниципалитету.
В практике нередко встречаются случаи, когда местная администрация игнорирует обращения граждан и не занимается делами о выселении. Так как для этого необходимо сделать предупреждение, обязательно зафиксировать момент предупреждения и дальше заниматься судебными тяжбами.
В таком случае необходимо подать жалобу о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным. И уже затем в судебном порядке орган местного самоуправления должен будет совершить действия, необходимые для выселения неблагополучных граждан.
Важно отметить, что недобросовестные соседи могут быть выселены из квартиры только по решению суда.
Для положительного решения суда необходимо обеспечить в суд явку как можно большего числа свидетелей, желательно, чтобы это были не только соседи, но и, например, участковый или сотрудник управляющей компании.
При качественно проделанной работе можно рассчитывать на успех – выселение неблагополучных соседей.
При всем вышеперечисленном следует знать, что согласно ГПК, если жилье у собственника является единственным, то он не может быть выселен из него ни при каких обстоятельствах.
Консультация дана в ноябре 2017 г. в рамках Республиканского конкурса «Юрист-Профессионал 2017».
Мать ведет аморальный образ жизни
Что такое аморальное поведение в чём оно выражается
Скорее всего, это связано с тем, что у каждого свои взгляды на это. Но мы живем в цивилизованном мире, и нас окружает общество, где нужно соблюдать определенные правила, как в поведении, так и в общении.
Для того чтобы понимать, как жить и как общаться, необходимо понимать, что такое амораль и как она проявляется.
Аморальное поведение представляет собой совокупность различного рода поступков, которые никак не считаются нормальными для общества в целом.
Другими словами, аморальность, это наличие у человека разных безнравственных моральных устоев, а также нарушение эстетики и всех правил приличия среди людей. Какой либо отдельной статьи в законе за аморальное поведение не предусмотрено, но часто такие поступки сопровождают хулиганство, а это уже УК РФ.
Куда обратиться, если мать не занимается воспитанием ребенка и ведет аморальный образ жизни?
Здравствуйте ,такая проблема ,молодая мама,совершенно не ханимаеться воспитанием ребёнка, не работает ,пьёт каждый день и ещё хуже употребляет наркотики по вене, отец не появляется алименты не платит,ребёнок грязный всегда ,вся в алергиях ,кормит её едой из Макдональда а девочке всего полтора года,они не прописаны в квартире потому то потеряла документы ,ребёнок как бомж,двери часто на распашка она спит пьяная с мужиками на кровати а сонечка на вещах каких то в углу ,часто оставляет её с незнакомыми людьми и уезжает пить куда то ,преподаёт на пару суток ,приезжает под наркотиками ложиться спать а ребёнок сам по себе,босиком её гуляет по холодной улице,очень сильно перкживаем все за сонечку,такая девочка хорошая ,поймите она там им не нужна она у них как игрушка бегает там и бегает как будто её нет,а что бы она не мешала им отдыхать или пить ,она даже кормит ре енка успокоительными таблетками и ещё чем то,мы уже незнаем куда обратиться помогите пожалуйста,она же погубит ребёнка,он же ни в чем не виноват
Как забрать ребенка у матери которая ведет аморальный образ жизни?
Моя бывшая жена проживает в Воскресенском районе, я проживаю в Москве в ЮАО. Наш общий ребенок 5 лет прописан у меня.
У жены проблемы с алкоголем, очень часто не появляется дома.
Если прибывает дома, то в похмельном состоянии и наносит ребенку психологические травмы, а именно устраивает истерики ребенку, кричит, настраивает ребенка против меня и многое другое. Постоянной работы не имеет. Основное время ребенок проводит с бабушкой. Живет в стареньком доме. Я хочу забрать ребенка к себе в Москву, т.к.
Как мне можно поступить в данной ситуации и к кому обратиться ? 17 Мая 2016, 15:17, вопрос №1254955 Роман, г.
Москва Свернуть Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (3) 20178 ответов 6384 отзыва Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Адвокат, г.
Иван Емельянов: какие доказательства представить суду, чтобы он отдал ребенка отцу в случае аморального поведения разведенной матери
Статистика свидетельствует о том, что 90% детей в России в случае развода родителей остаются с матерями.
Эти цифры весьма показательны. Неужели из всех российских отцов лишь 10% желают воспитывать своих детей сами, а 90% матерей по своим моральным и психологическим качествам, достатку, образу жизни превосходят отцов? Понятно, что далеко не всегда это так. Но российские суды в силу традиции и общепринятых стереотипов практически всегда принимают решение оставить ребенка с матерью.
Хотя Семейный кодекс РФ подчеркивает равенство прав и обязанностей отца и матери ребенка, на практике получается, что приоритет все же отдается матери. Конечно, большинство матерей – ответственные женщины, справляющиеся со своими задачами. Но не столь редки и прямо противоположные примеры, в том числе женщины, ведущие асоциальный и аморальный образ жизни.
Злоупотребление алкоголем, наркотиками, беспорядочная
Лишение матери ведущей аморальный образ жизни, материнских прав.
Люберцы • Вопросов: 19.03.2012 в 05:57 Как лишить мою жену материнских прав на нашу дочь. У нас ситуация такая, мы живем в месте почти 8 лет из которых 6 в браке, имеем общего ребёнка (дочь), мать систематически уходит из дома не появляется в месяц 1,5-2 недели живёт у любовника, постоянно находится в алкогольном состоянии. В последствии выяснилось что она работает проституткой на трассе (выяснил точное место, где в последствии получил двойной перелом челюсти) хотя мне говорила что работает в ресторане.
Милиция прикрывает эту точку где она работает, по этому
Возможно ли лишить родительских прав мать ребенка за аморальный образ жизни?
Как лишить материнства мать, ведущую развратный образ жизни.
После запроса детализации её телефонных разговоров выяснилось что там более 150 номеров с которыми она общалась по ночам якобы на работе (ресторане), все номера записаны есть потверждения и из её телефона (записная книжка). Может куда обратится в социальные службы за по помощью?
Имея мужа и ребёнка 13 лет, она занимается сексом с чужими мужчинами, включая занятие оральным сексом. Имеется видеозапись, на которой мать занимается половым развратом с посторонним мужчиной.
Кто имеет право предоставить эту видеозапись в суд, как основание для лишения этой распутной матери её материнства? 06 Августа 2022, 18:31, вопрос №2071432 владимир, г. Краснодар Свернуть Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (2) 9,1 Рейтинг Правовед.ru 5569 ответов 2387 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г.
Вологда Бесплатная оценка вашей ситуации
Добрый вечер, Владимир. То что Вы описали точно не является основанием для лишения родительских прав.
Лишить родительских прав можно только на основании: Статья 69.
Аморал и аморальный образ жизни в обществе
Развитие любого общества основано на принципах морали и нравственности.
Аморальное поведение резко осуждается в коллективе и противоречит принятому этикету.
Трудно найти человека, который ни разу не сталкивался с таким поведением какого-либо члена коллектива. Но какое значение вкладывают в понятие аморальности? Аморализм — это идея, включающая в себя отрицание моральных устоев и норм, принятых в обществе.
Аморальное поведение не укладывается в рамки морали, противоречит этикету и нравственным нормам, которые складывались векам.
Следовательно, аморал — это человек, выступающий против всяких норм и бросающий вызов порядочным людям.
У слова «аморальный» есть несколько значений:
- оценка ситуации или действий человека;
- отрицание норм морали и нравственности в обществе;
- безнравственный;
- поведение, не одобренное обществом.
Слово образовано от существительного «мораль» путем добавления приставки -а-.
Страна Советов
Содержание Аморальное поведение — это совершение поступков, которые противоречат нормам, морали, социального поведения в том или ином обществе. Аморальность – это наличие у человека безнравственных, моральных устоев, нарушение эстетики, правил среди таких же людей. К основным видам аморального поведения можно отнести такие проблемы, как: — наркомания; — токсикомания; — проституция; — преступления различной направленности; — алкоголизм (пьянство) и многое другое [5, с.
83]. Исходным для понимания понятия аморального поведения служат понятия социальной нормы и морали, которые в полной мере отражают основные правила и требования (устные), которые получили распространение внутри общества.
Социальные нормы – это нормы поведения, существования внутри общества, которые считаются признанными и «нормальными» в этом обществе. Отклонения от социальных норм могут быть: — позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы;
Аморальная семья и ее влияние на поведение ребенка
- Рубцовский институт (филиал) Алтайского государственного университета (г. Рубцовск)
- , старший преподаватель
- РЕБЕНОК
- АМОРАЛЬНАЯ СЕМЬЯ
Данная статья посвящена рассмотрению такой социальной проблеме, как влияние аморальной семьи на поведение ребенка.
В статье представлены последствия негативного влияния неблагополучных семей, приведены примеры асоциального воспитания детей в таких семьях. А также возможные методы разрешения данной проблемы в России.У человека довольно продолжительное детство: проходит немало времени, прежде чем маленький ребенок превратится во взрослого, самостоятельного члена общества.
И все это время он остро нуждается в семье, которая является самым важным и влиятельным фактором социализации. Сочетание материнского и отцовского воспитания является важнейшим условием нормального развития в семье. Как не существует
Аморальный образ жизни матери
Характеристика неблагополучных семей, т. е. семей, где ребенку плохо, очень разнообразна — это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, запугивают их «для их же блага», не созда-ют условий для нормального развития и т.
д. Семейное неблагополу-чие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентации.
Нет более глубоких душевных ран, чем те, что человек получает в детстве от родителей. Эти раны не заживают всю жизнь, воплощаясь в неврозах, депрессиях, разнообразных психосоматических болезнях, отклоняющемся поведении, потере ценности себя, не-умении строить свою жизнь. Тяжелые последствия вызывают нака-зания, которые используют родители с применением силы.
В трудностях поведения детей и подростков очень часто отзываются проблемы самих родителей, корнями уходящие в их собственное детство. Психологами давно доказано, что большин-ство родителей, у кого трудные, проблемные дети, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. На Основании многих фактов психологи пришли к выводу, что стиль родительского поведения непроизвольно «записывается», «запе-чатлевается» в психике ребенка.
Это происходит очень рано, еще и дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став и взрослым, человек воспроизводит этот стиль как вполне «естественный». Он не знает других отношений в семье.
Из поколения И поколение происходит социальное наследование стиля отно-шений в семье; большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.
По данным исследований, в том числе и наших, анализ контингента детей, которые попадают в социально-педагогическую систему поддержки и помощи, показывает, что все они перенес-ли всякого рода стрессовые ситуации. По мнению медиков, психологов, психиатров, психотерапевтов, дети, перенесшие стрессовые ситуации, отличаются своим поведением от обычных детей. Специалисты склонны называть это поведение патологией.
Под кинологией поведения понимается непринятый в данной культуре щи поведения, вызывающий страдания, страх, боль, горе у других людей.
Стрессовые ситуации, из которых ребенку трудно выпутаться, как правило, негативно влияют на нормальное функционирова-ние всего организма. Они вызываются многими причинами — ут-ратой любимого, близкого человека, разводом и повторным бра-ком родителей, хроническими заболеваниями, продолжительной психической угрозой, сексуальным насилием и его последствия-ми, драками, скандалами, последствиями дорожно-транспортных происшествий, войнами, стихийными бедствиями и катастрофа-ми и т.д.
Сила переживания человеком стрессовых ситуаций зависит от того, как эти события и обстоятельства им воспринимаются и интерпретируются. Дети не могут регулировать силу пережива-ний. Переживания стрессовых ситуаций оставляют значимый след и психике ребенка, и чем он меньше, тем сильнее могут быть последствия переживаний.
Причиной стресса может быть и ситу-ация, при которой негативное влияние не обязательно сильно, Но переживается так же сильно, как и угрожающее, опасное для жизни. Накопление стрессовых ситуаций со временем либо приведет ко многим проблемам, либо помогает обрести гибкость, ибо зависит от возраста человека и его умения противостоять трудностям.
Чем меньше ребенок, тем труднее складывается для него ситу-ация развития в неблагополучной семье, где постоянные ссоры между родителями, несогласие с другими членами семьи, физи-ческая агрессия, так как это способствует появлению чувства не защищенности, беззащитности. В семьях, где преобладает напря-женная, угнетающая и тревожная обстановка, нарушается нор-мальное развитие чувств детей, они не испытывают чувства люб-ви к себе, а следовательно, и сами не имеют возможности его проявлять.
Наиболее сильное влияние оказывает на ребенка ситуация, когда семья находится на грани распада, — дети чутко улавлива-ют даже скрытую враждебность, взаимное безразличие родите-лей, взаимные обиды. Обычно дети имеют привязанность к обоим родителям и переживают страх из-за возможности потерять их, а вместе с ними и чувство собственной безопасности.
Очень сложно складывается психологическая обстановка для развития ребенка, лишенного родительской любви, отторгнутого собственными родителями, переносящего оскорбления, издева-тельства, насилие, побои, голод и холод, отсутствие одежды, теп-лого жилья и т.д. Ребенок в таких ситуациях пытается сам изме-нить свое душевное состояние (вырывает волосы, грызет ногти, суетится, «эффект зализывания ран», боится темноты, ему могут сниться кошмары, он ненавидит людей, которые его окружают, ведет себя агрессивно).
Тяжело сказывается на психическом развитии детей жизнь и неблагополучной семье, но еще тяжелее переживается ими отрыв от семьи, даже самой плохой. По данным Психологического статута РАО (1990), по своему психическому развитию дети, вос-питывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесни-ков, растущих в семье. На протяжении всех ступеней детства — от младенчества до взрослости — психическое развитие и здоровье таких детей имеет ряд негативных особенностей.
Как показывает опыт работы с детьми данной категории, ре-бенка любого возраста (раннего, дошкольного, подросткового) невозможно подготовить к перенесению отрыва от семьи. В случае лишения родительских прав детей изымают из семьи, лишают связей с родными, близкими, обрекают на болезненные проце-дуры. Можно говорить о том, что изъятие ребенка из неблагопо-лучной семьи является травмой, а нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уров-ни человеческого функционирования (личностный, межличност-ный, социальный, физиологический, психологический, сомати-ческий и т.д.), приводят к стойким личностным изменениям.
Переживания травматических ситуаций или событий повто-ряются и внедряются в сознание, постоянно вспоминаются деть-ми. Это могут быть образы, мысли, повторяющиеся кошмарные сны, чувства, которые соответствуют переживаниям во время травмы, негативные переживания при столкновении с чем-то напоминающим событие, физиологическая реактивность, про-являющаяся в спазмах желудка, головных болях, проблемах с том, раздражительности, вспышках гнева, нарушениях памяти и концентрации внимания, сверхбдительности, преувеличен-ном реагировании.
Психика «сживается» с переживаниями травмы, приспосабли-вается к ней. Симптомы травматических переживаний в виде пси-хических отклонений являются способом выживания [34, 56].
Жизнь ребенка вне семьи приводит к появлению особого пси-хического состояния — психической депривации (Й. Лангеймер и Матейчик). Это состояние возникает в особых жизненных ситуациях, когда человеку не предоставляется возможности удовлет-ворять некоторые основные психические потребности в течение длительного времени.
У детей, воспитывающихся вне семьи, про-исходят изменения в личности, т.е. возникает личностная депривация, которая способствует формированию негативных лич-ностных качеств и образований.
В последние двадцать лет за рубежом и в России выполнен ряд исследований, которые показывают, что на развитие ребенка особенно пагубно влияет отсутствие матери (материнская депривация). Помимо этого фактора обнаружены и другие (сенсорная депривация — обеднение среды, ее сужение; социальная — умень-шение коммуникативных связей с окружающими людьми; эмо-циональная — снижение эмоционального тона при взаимоотно-шениях с окружающими; психическая — невозможность удовлетворения основных потребностей).
Опыт работы с детьми, попавшими в детские дома, приюты, школы-интернаты, кризисные центры, т.е. оставшимися без по-печения родителей, показывает, что трудно выделить тот вид депривации, который оказывает наиболее сильное, а иногда и па-губное влияние на психическое развитие ребенка. Чаще всего можно наблюдать картину, когда все факторы депривации проявляются имеете.
Подробно остановимся на самом главном факторе, который оказывает огромное влияние на образ жизни ребенка и его психи-ческое развитие: родительский дом — отец, мать, другие взрос-лые (члены семьи или близкие родственники), окружающие ре-бенка с момента его рождения. Ребенку свойственно копировать поступки, способы выражения мыслей и чувств, которые он на-блюдает у родителей в первую очередь. Ребенок учится жить, под-ражая родителям, членам семьи, с раннего детства стремится за-воевать одобрение родителей тем, что он ведет себя и думает так, как этого хотят родители, или же, наоборот, он отвергает их цен-ности.
Образ жизни родителей оказывает на детей такое сильное воздействие, что на протяжении всей жизни они вновь и вновь возвращаются к его повторению. Большая часть усвоенного деть-ми в семье опыта жизни переходит в подсознание. Подсознатель-ная программа «наследия предков», заложенная в человеке семь-ей, действует в течение всей жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чув-ства.
Попадая в трудные ситуации, ребенок всегда использует опыт, полученный в семье [34, 91].
Попадая в новые условия, ребенок с особой силой стремится вернуться к прежней жизни, в которой у него есть или была, как ему кажется, родительская любовь. Жизнь в учреждениях, куда попадает ребенок, который брошен семьей, изъят из семьи, не; может заменить ему опыт семьи и родительской любви. Дети по- прежнему продолжают горячо любить своих родителей, свою се-мью, оправдывать поступки и поведение родителей, идеализировать их, мечтать о возвращении к ним.
Этим во многом можно объяснить и частые побеги детей из детских домов и интернатов и трудности адаптации к жизни в этих учреждениях, и невоспри-имчивость к воспитательным воздействиям, и закрытость для со-циального опыта, и отсутствие доверия к людям, окружающим их и заботящимся о них. В практике довольно часто бывают случаи, когда дети возвращаются в криминальную семью, невозможную для жизни с точки зрения здравомыслящего человека. Но там на-ходятся их родители!
Опыт работы системы учреждений социально-педагогической поддержки детей и подростков позволил проанализировать и показать, как дети разных возрастов оценивают своих родителей. Чаще они оценивают своих родителей положительно, а осуждают условия жизни, в которых те оказались, или поведение своих родите-лей, вызванное такой средой, но не их самих.
Дошкольники продолжают любить своих родителей, скучают по своим папам и мамам. Многие идеализируют родителей, считают их хорошими, но при этом совершенно не помнят, что это родители их жестоко избивали, насиловали, продавали на ночь, закрывали одних без пищи и т.д. Вспоминая своих родителей, эти дети характеризуют их только с положительной стороны, хотя и погрязли в пьянстве, разврате, превратив свои дома в притоны, криминогенные места.
У детей более старших возрастов оценка родителей ближе к адекватной, реальной. Но надежда на то, что родители изменятся или уже изменились, стали хорошими, всегда живет в их душе. По их представлениям и описаниям, родители изменились сразу же как у них отобрали детей; они-де перестали пить, работают, но ссорятся и т.д.
Можно наблюдать, что многие дети смирились с той обстановкой, которая царила в их семье, принимают ее как должную. Это происходит потому, что этим детям сравнить свой опыт жизни в семье не с чем. Тем не менее нередко, не сумев Приспособиться к условиям жизни в семье, дети убегают из дома, начинают бродяжничать, разъезжают в поездах, автобусах и т.д.
Длительное проживание в асоциальных семьях, где царит на-силие и отчуждение, приводит к снижению у детей эмпатии — способности понимать других и сочувствовать им, а в некоторых случаях и к эмоциональной «глухоте». Все это затрудняет в даль-нейшем воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны [12,71].
Если ребенок отягощен обстоятельствами жизни, отношения-ми родителей, то он замечает враждебность жизни, даже если об «том не говорит. Сильные впечатления получает ребенок, родите-ли которого занимают низкое социальное положение, не работа-ют, попрошайничают, воруют, пьют, живут в подвалах, в анти-санитарных условиях. Такие дети вырастают в страхе перед жи-знью, они отличаются от других, прежде всего враждебностью, агрессивностью, неуверенностью в себе.
Нередко у детей, вырос-ших в таких условиях, на всю жизнь сохраняется низкая само-оценка, они не верят в себя, в свои возможности.
Работа с детьми в учреждениях социально-педагогической под-держки должна строиться по принципу оказания помощи и под-держки в трудной, кризисной ситуации. Она всегда предполагает направления — оказание помощи ребенку и изменение отноше-ний в семье. Если мы не сумеем изменить отношение к ребенку в семье, обновить ее, изменить ее жизнь, тогда все наши усилия будут напрасны.
Выйдя из учреждения социально-педагогической поддержки, ребенок попадает в мир, где живут его самые близ-кие люди — родители. Лучше всего ребенку жить со своими роди-телями. Никакие учреждения социально-педагогической поддерж-ки (детские дома, приюты, кризисные центры, социальные гос-тиницы и т.д.) не заменят ему дом.
И поэтому главная задача всех специалистов — сделать все, чтобы подготовить ребенка к само-стоятельной жизни, умению выживать в любых условиях, строить новые взаимоотношения с семьей.
Сегодня много говорят об открытии института приемных се-мей. Это перспективная, хорошая форма устройства жизни ребен-ка. Но, тем не менее, всегда нужно помнить, что если ребенок про-живает в приемной семье, необходимо сделать все для того, чтобы он мог общаться со своими биологическими родителями.
Это, но многом может изменить и саму неблагополучную семью, и от-ношение ребенка к своим родителям. Можно считать, что возвра-щение ребенка в свою обновленную, измененную биологическую семью — самый хороший результат работы учреждений социаль-но-педагогической поддержки. Специалисты таких учреждений должны это делать ради ребенка, ибо в центре их внимания всегда стоят интересы детей и только детей 14,15].
В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. И.В.Дубровина, Э.А.Минкова, М.К. Бардышевская и другие исследователи показали, что общее физическое, и психическое развитие детей, воспитывающихся в таких семьях, отличается от развития сверстников, растущих в семьях.
У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, и позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения [46, 215].
Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием им события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.
По мнению зарубежных психологов, причины психологических травм объясняются с точки зрения четырех понятий: смер-ти, свободы, изоляции, бессмысленности. На протяжении жизни у человека вырабатывается психологическая защита в виде базовых иллюзий, таких как чувство собственного бессмертия, простоты устройства мира. Человек не может жить без иллюзии, они помогают ему верить в будущее, находить силы для дости-жения поставленных целей, переживать трудности, противостоять им и т.д.
Все иллюзии очень устойчивы, они есть не только у детей, но и у взрослых. При столкновении в любом возрасте с травматичес-кой ситуацией у человека возникает переживание, которое по-казывает нереальность иллюзий и приводит к разрушению уве-ренности в чем-то. Для детей разрушение иллюзий — очень болез-ненный момент, который трудно подкрепляется положительны-ми жизненными ситуациями.
Переживание психологической травмы обесценивает усилия ребенка: зачем хорошо учиться, стараться быть хорошим челове-ком, ходить в школу, если это не дает защищенности, если ты никому не нужен. И очень важно, что последует за этим открыти-ем. Если ребенок сможет выйти из мира иллюзий в мир опасный, будет преодолевать трудности, стоящие перед ним, поверит в себя и свои силы, это означает, что он повзрослел, встал на ступеньку выше как личность.
Если он не смог преодолеть трудностей, стоящих перед ним, не преодолел барьер иллюзий, и в нем укрепить убеждение в существовании новых, и он пове-рит в них, останется в мире иллюзий и станет жить в придуман-ном мире, останется надолго инфантильной личностью.
Ключевые слова
Текст научной работы
У человека довольно продолжительное детство: проходит немало времени, прежде чем маленький ребенок превратится во взрослого, самостоятельного члена общества. И все это время он остро нуждается в семье, которая является самым важным и влиятельным фактором социализации.
Сочетание материнского и отцовского воспитания является важнейшим условием нормального развития в семье. Как не существует полноценного дома без отца или матери, так не может быть сформирована полноценная личность ребенка без гармоничного сочетания двух типов воспитания: мужского и женского. Таким образом, семье принадлежит особая роль в формировании молодого человека, поскольку её воздействие на личность многогранно и всесторонне.
Для достижения формирования у личности в процессе правовой социализации законопослушного поведения важными обстоятельствами являются многочисленные семейно-правовые институты, направленные, прежде всего на достижение солидарности и гармонии отношений членов семьи и воспитание достойного законопослушного поколения. В частности, положения ст.31 СК РФ о равенстве супругов в семье исходят из конституционных положений, определяющих основы правового статуса личности в РФ: о равных правах и свободах женщины и мужчины и равных возможностях их реализации. Благополучие и укрепление семьи во многом зависит от совместных усилий обоих супругов.
Оба супруга должны не только стремиться в меру своих сил и возможностей содействовать материальному благополучию семьи, но и создавать в ней благополучную атмосферу, способствовать всестороннему духовному, нравственному и физическому развитию всех членов семьи, особенно несовершеннолетних детей.[1]. Кроме того, ч.3 ст.19 Конституции РФ определяет, что мужчины и женщины имеют равные права и свободы, что соответствует ст.3 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также равные возможности мужчины и женщины для реализации своих прав.[2].
Обязанность супругов строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи не обеспечена какими-либо санкциями со стороны государства. Своеобразной «санкцией» является право одного из супругов на расторжение брака.[3].
Между тем отношения в семье между супругами являются эталоном для детей и любые дефекты в этом смысле недопустимы. Самыми криминогенно-опасными элементами правовой социализации являются дефекты в структуре общения, в социальном контроле, в выполнении социальных ролей, что в конечном итоге приводит к формированию у личности искажённой структуры потребностей. Наиболее опасны эти дефекты в детском и подростковом возрасте, когда закладываются основы личности.
Из всех дефектов правовой социализации личности наиболее социально опасны дефекты социализации в семье. Вот почему важно, чтобы эти образцы были нравственными, социально полезными.[5].
Необходимо отметить, что право ребёнка жить и воспитываться в семье, на заботу родителей, всесторонне развитие и уважение его человеческого достоинства подтверждена на законодательном уровне, в частности, ст.54 СК РФ. Кроме того, ст. 63 СК РФ установлена обязанность родителей воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.[6].
За несоблюдение данных правил для родителей наступают различного рода последствия, в том числе уголовно-правового характера с лишением родительских прав. В России ежегодно судами рассматривается до 50000 дел о лишении родительских прав, весьма внушающая цифра.
Но отдельную опасность, как для личности подростка, так и для общества, представляют семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты правовой социализации, провоцирующие детей на совершение правонарушений и преступлений, криминологи называют такие семьи неблагополучными.
В таких семьях родители зачастую пренебрегают удовлетворением биологических и социальных потребностей детей, применяют различные виды насилия и жестокого обращения, а дети проявляют противоправную активность, но и те, и другие нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной поддержке.
Значительную криминогенную опасность представляют аморальные семьи. В них концентрируются различные отрицательные факторы, такие, как правонарушения, совершаемые родителями и иными членами семьи, пьянство и алкоголизм, систематические конфликты, выливающиеся в скандалы и драки, развратное поведение родителей. Алкоголизм вызывает обнищание семьи, ухудшение быта, взрослые в такой семье, забыв о своих родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в «алкогольную субкультуру», что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет их к полной социальной и духовной деградации.
Дети оказываются заброшенными, у них пропадает привязанность и уважение к родителям, развивается мрачный и озлобленный характер. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях.
Каждый из перечисленных отрицательных факторов сам по себе уже способен нанести значительный ущерб надлежащему формированию личности ребёнка, подростка. Все вместе они исключают возможность нравственного воспитания несовершеннолетнего в такой семье. Среди осуждённых несовершеннолетних пьянствующие родители встречаются намного чаще, чем среди законопослушных ребят.
Вредное воздействие на детей в аморальных семьях оказывают родители, которые не только не пресекают опасное увлечение детей спиртным, но часто сами приобщают их к алкоголю. Большинство осуждённых из «девичьей» воспитательной колонии пишут, что впервые выпили в кругу семьи, с ведома, а то и по прямому предложению родителей: «Взрослые заставили выпить, потому что был праздник», «Выпила впервые, когда мне было пять лет. Отец налил, а мама не возражала», «Смотрела, как отец пьёт, и тоже стала.
Вначале ему назло. А потом втянулась». Недаром начало своего падения воспитанницы зачастую связывают именно с этим: «А потом я начала пить, курить».
Аморальные семьи характеризуются систематическим нарушением нравственных норм, дезорганизацией семейного микроклимата, ссорами, ложью, деспотизмом, а то и драками между родителями на глазах у детей, что способствуют формированию неврозов у ребенка и срывам в его нервной деятельности. Душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия. Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые отрицательно сказываются на их дальнейшей судьбе.
Такие семьи калечат детей не только нравственно, но и физически. Они не обеспечивают им должного интеллектуального и эмоционального развития, формируют психопатические черты характера, своевременно не выявляют различного рода заболевания, причиняют детям травмы в результате побоев, выгоняют их из дома. Подростки вынуждены скитаться на улице, по подъездам и вокзалам.
Избитые дети, как правило, не хотят возвращаться в семью. Ребята прячутся на квартирах знакомых, в приютах для беспризорников или бродяжничают. Очень часто их подбирают люди из криминальной среды.[4 ст.403].
В аморальных семьях дефекты правовой социализации в наиболее концентрированном виде выражены и в структуре общения (между родителями и детьми отсутствуют или резко ослаблены эмоциональные связи), практически отсутствует должный социальный контроль, искажается процесс усвоения социальных ролей, что в итоге приводит к формированию у детей, подростков деформированной структуры потребностей, её примитивизации. В итоге уже в этом возрасте формируется асоциальная личность, для которой характерны такие установки, ценностные ориентации, которые неприемлемы для общества и осуждаются в нём.
Асоциальные лица усваивают из окружающего только негативное, отрицательное. К ним буквально липнет всё плохое. «Ребёнок или подросток такого типа быстро втягивается в группы старших ребят с криминальным поведением, усваивает их систему ценностей, жаргон, форму поведения.
Таких детей берут на учёт детские комнаты милиции, их поступки разбираются комиссиями по дела несовершеннолетних. Это потенциальные правонарушители. Они перенимают («усваивают») алкоголизм, поскольку он наряду с курением, хулиганством, правонарушениями является неотъемлемым атрибутом и нравственной нормой референтной группы».[5].
Полагаю, на вопрос каким образом оградить детей от подобного родительского произвола, у каждого найдётся неоднозначный ответ. Прежде всего необходимо помнить, что это проблема общества, в целом, а не отдельной семьи или социальной группы. В данной проблеме важное место, как представляется, имеет формирование идеологических ценностей, которое имело место в условиях перехода России к демократическому политическому режиму, как следствие появление новых идеалов, свободного доступа к «одурманивающим» веществам, ухудшением социальных ролей семьи, материнства и детства, т.е.
утрата прежних идеологических ценностей и приобретением нового вседозволенного поведения. В связи с этим необходимо усиление роли участия государства и общества в судьбе «детей риска», через обеспечение должного контроля за подобными семьями и подростками. Кроме того, необходимо активное пропагандирование здорового образа жизни, спорта, оказание таким детям всевозможной помощи в получении образования, в том числе профессионального, устройстве на работу и т.д.
В сознании подрастающего поколения необходимо сформировать убеждение, что быть грамотным и законопослушным модно и перспективно, для чего просто необходимо формировать у детей идеологию добра и нравственности.